Институт прав человека в россии

1. Общая характеристика. Принципы действия

Права человека -одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в

центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли.

Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых

документах, -результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов,

ставших критерием демократичности современного общества.

В современном понимании права человека -это социальные и юридические возможности

пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека

определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т.е. возможность

совершать действия, не запрещенные законом.

Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших

общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.

Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как

международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически

достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое

качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство

не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав

человека. Например, в Конституции Российской Федерации зафиксировано: "Основные

права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17);

"не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и

гражданина" (ч. 2 ст. 55).

Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и

гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая

декларация прав человека (1948) и два международных пакта -О гражданских и

политических правах (1966) и Об экономических, социальных и культурных правах (1966).

Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской

Федерации как правопреемницы бывшего СССР. Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 г. в Совет Европы и подписала

ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных

свобод (вместе с несколькими Протоколами к ней).

Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя

из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют

нормативный минимум для государственной регламентации данного института с

допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или

конкретизации.

Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности;

неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия;

государственной защиты прав и свобод.

Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они

принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без

гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.

Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может

изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые

мировым сообществом, а с другой -сам человек не может отказаться от использования этих

прав. Такой отказ не является юридически действительным.

Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализоваться

независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы

защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную

конституционную норму или вступивший в силу международный договор.

Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых

вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении

правосудия". В постановлении предусмотрено, что суд, разрешая конкретное дело,

применяет непосредственно нормы Конституции в случаях, если:

а) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу

Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

б) нормы Конституции не требуют дополнительной регламентации и об этом нет

соответствующих указаний в тексте самой Конституции;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу

Конституции, противоречит ей;

г) закон или иной акт субъекта Федерации по вопросам совместного ведения Российской

Федерации и ее субъектов противоречит Конституции Российской Федерации, а

федеральный закон по этому поводу отсутствует.

Во всех сомнительных случаях суд вправе приостановить производство по делу в любой

стадии и обратиться с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд

Российской Федерации.

Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе

говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без

исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по

другим обстоятельствам. Но принцип равноправия означает не только предоставление

личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.

Запрещение всех видов и форм дискриминации, т.е. установление таких различий, которые

ставят одну категорию людей в менее благоприятные условия по сравнению с другой,

распространяется не только на собственных граждан государства, но и на другие категории

людей, в частности на иностранцев, лиц без гражданства.

Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства

создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические

процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает

данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать

нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений

может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание

неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов,

закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не

только внутригосударственными актами, но и международными документами.

Наши рекомендации