Государственный орган — основной элемент механизма государства

В юридической литературе предлагаются близкие по смыслу, но различающиеся определения государственного органа.

Обобщив их, можно предложить следующую формулировку: государственный орган — это юридически оформленная, организацион­но обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, созда­ваемая для осуществления определенного вида государственной дея­тельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).

Таким образом, государственному органу свойственны опреде­ленные признаки:

1) согласно общей теории систем элемент, включаясь в систе­му, приобретает ее свойства. Государственный орган, как элемент механизма государства, обладает его особенностями, названными выше (единые цели, задачи, их изменение на различных этапах развития и др.);

2) является составной и в то же время организационно обособ­ленной первичной структурной частью механизма государства;

3) образуется и действует на основе правовых актов;

4) характеризуется наличием компетенции — государственно- властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) опреде­ленного содержания и объема;

5) учреждается в установленном законом порядке путем выбо­ров, назначения, выполняет присущие только ему задачи и функ­ции государственной власти;

6) в соответствии со своей компетенцией издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определенным гражданам или должностным лицам;

7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс­порт, связь и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, денежные ресурсы), которые необходимы для решения определен­ных задач;

8) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т. е. может отвечать по своим обяза­тельствам, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде;

9) взаимодействует с другими элементами государственного механизма. В целом они образуют единый социальный организм главная задача которого — обеспечение нормального функциони­рования общества.

Государственная власть посредством государственных органов осуществляет многоплановую деятельность в установленном по­рядке в различных сферах общественной жизни.

В юридической литературе одним из важнейших признаков государственного органа считается компетенция, означающая сово­купность юридически установленных полномочий, прав и обязан­ностей конкретного государственного органа (должностного лица). Компетенция определяет правовые возможности государственного органа, его место в системе иных государственных структур, а также круг вопросов, по которым государственный орган обладает правом принятия решений. Признается и то, что компетенция государ­ственного органа включает: а) полномочия органа (его право на власть) или его права и обязанности; б) предметы ведения — сферу применения полномочий; в) основные направления деятельности или функции органа.

В зависимости от содержания и объема различаются общая ком­петенция, охватывающая широкий круг вопросов, и специальная, отличающаяся решением только определенных вопросов. Напри­мер, общая компетенция свойственна Правительству РФ, а спе­циальная — Министерству финансов РФ или департаменту социального обеспечения на региональном (областном) уровне. По-видимому, государственные органы реализуют свою компетен­цию в следующих трех формах: издание нормативных правовых актов; принятие актов применения права; соответствующая органи­зационная деятельность (контрольная и др.).

Существенное свойство государственного органа —- наличие государственно-властных полномочий, реализуемых в рамках пре­доставленной компетенции.

Государственно-властные полномочия — совокупность тех дей­ствий (юридических актов), которые государственный орган может совершать от имени государства. Особенность здесь в том, что права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данны­ми ему правами, совершать соответствующие государственно- властные действия.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в следующих аспектах:

- в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;

- в осуществлении контроля (наблюдения) за строгим и не­уклонным соблюдением предписаний, содержащихся в данных актах;

- в возможности обеспечения принятых актов принудительны­ми правовыми средствами.

В этой связи можно сказать: государственно-властные полномо­чия — своеобразное ядро государственного органа — позволяют достаточно отчетливо отграничить его от негосударственных орга­низаций и объединений (политических партий и др.).

Представление о государственном органе будет более полным с учетом того, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган. «Существование государственной власти, — писал К. Маркс, — находит свое отражение в ее чиновни­ках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вооб­ражение, простое название».

Как видим, государственный орган — не безликий элемент госу­дарственного механизма, а коллектив людей — государственных служащих, выполняющих управленческие и иные функции.

Понятие государственного служащего дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федера­ции». Согласно данному закону, государственным служащим явля­ется гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должно­сти государственной службы за денежное вознаграждение, выпла­чиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюдже­та соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственные служащие, работающие в государственных органах, выполняют свои служебные функции на профессиональ­ной основе.

Служебные полномочия должностных лиц могут предусматри­ваться положениями, уставами, инструкциями или иными норма­тивными правовыми актами, что подчеркивает их легитимность — существенное свойство государственного органа.

Наши рекомендации