Государственный орган — основной элемент механизма государства
В юридической литературе предлагаются близкие по смыслу, но различающиеся определения государственного органа.
Обобщив их, можно предложить следующую формулировку: государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).
Таким образом, государственному органу свойственны определенные признаки:
1) согласно общей теории систем элемент, включаясь в систему, приобретает ее свойства. Государственный орган, как элемент механизма государства, обладает его особенностями, названными выше (единые цели, задачи, их изменение на различных этапах развития и др.);
2) является составной и в то же время организационно обособленной первичной структурной частью механизма государства;
3) образуется и действует на основе правовых актов;
4) характеризуется наличием компетенции — государственно- властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема;
5) учреждается в установленном законом порядке путем выборов, назначения, выполняет присущие только ему задачи и функции государственной власти;
6) в соответствии со своей компетенцией издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определенным гражданам или должностным лицам;
7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, связь и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, денежные ресурсы), которые необходимы для решения определенных задач;
8) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т. е. может отвечать по своим обязательствам, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде;
9) взаимодействует с другими элементами государственного механизма. В целом они образуют единый социальный организм главная задача которого — обеспечение нормального функционирования общества.
Государственная власть посредством государственных органов осуществляет многоплановую деятельность в установленном порядке в различных сферах общественной жизни.
В юридической литературе одним из важнейших признаков государственного органа считается компетенция, означающая совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа (должностного лица). Компетенция определяет правовые возможности государственного органа, его место в системе иных государственных структур, а также круг вопросов, по которым государственный орган обладает правом принятия решений. Признается и то, что компетенция государственного органа включает: а) полномочия органа (его право на власть) или его права и обязанности; б) предметы ведения — сферу применения полномочий; в) основные направления деятельности или функции органа.
В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция, охватывающая широкий круг вопросов, и специальная, отличающаяся решением только определенных вопросов. Например, общая компетенция свойственна Правительству РФ, а специальная — Министерству финансов РФ или департаменту социального обеспечения на региональном (областном) уровне. По-видимому, государственные органы реализуют свою компетенцию в следующих трех формах: издание нормативных правовых актов; принятие актов применения права; соответствующая организационная деятельность (контрольная и др.).
Существенное свойство государственного органа —- наличие государственно-властных полномочий, реализуемых в рамках предоставленной компетенции.
Государственно-властные полномочия — совокупность тех действий (юридических актов), которые государственный орган может совершать от имени государства. Особенность здесь в том, что права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно- властные действия.
Государственно-властные полномочия практически выражаются в следующих аспектах:
- в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;
- в осуществлении контроля (наблюдения) за строгим и неуклонным соблюдением предписаний, содержащихся в данных актах;
- в возможности обеспечения принятых актов принудительными правовыми средствами.
В этой связи можно сказать: государственно-властные полномочия — своеобразное ядро государственного органа — позволяют достаточно отчетливо отграничить его от негосударственных организаций и объединений (политических партий и др.).
Представление о государственном органе будет более полным с учетом того, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган. «Существование государственной власти, — писал К. Маркс, — находит свое отражение в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».
Как видим, государственный орган — не безликий элемент государственного механизма, а коллектив людей — государственных служащих, выполняющих управленческие и иные функции.
Понятие государственного служащего дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Согласно данному закону, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственные служащие, работающие в государственных органах, выполняют свои служебные функции на профессиональной основе.
Служебные полномочия должностных лиц могут предусматриваться положениями, уставами, инструкциями или иными нормативными правовыми актами, что подчеркивает их легитимность — существенное свойство государственного органа.