Общество: основные черты общественной жизни
2.1.1. Общество как особый способ взаимосвязей между людьми. Основные черты, отличающие общество от других типов объединений: общественный интерес как условие образования общества; совокупность устойчивых отношений и связей; социальные нормы как регулятор данных отношений; социальные институты как условие легитимации общественных отношений.
2.1. 2. Понятие общественного интереса. Общественный интерес как совокупность целей, в осуществлении которых заинтересовано общество и обеспечить достижение которых может только оно. Общественный интерес как ориентация на закрепление и развитие навыков преобразования природы (технологии) и навыков общения друг с другом (коммуникация). Общество как решающее условие хранения и трансляции опыта человеческого существования. Объективность и исторический характер общественного интереса.
2.1.3. Основные сферы общественной жизни.Хозяйственная жизнь (производство) как совокупность способов освоения природы и взаимодействия людей для такого освоения. Социальные отношения. Отношения власти и управления. Духовная жизнь как отношения, направленные на получение, сохранение и развитие знаний, ценностей и переживаний, обеспечивающих совместное проживание.
Особенности человеческой деятельности как условие формирования основных сфер общественной жизни и их взаимосвязи и взаимозависимости.
2.1.4. Способы регуляции общественных отношений: нормы, традиции, идеалы. Социальные нормы - искусственно созданные (т.е. придуманные людьми) предписания или правила, призванные упорядочить, организовать человеческие действия. Особенности социальных норм. Разделение видов деятельности как причина создания социальных норм. Основные функции социальных норм: обеспечение предсказуемости поведения людей, достижение взаимосогласованности человеческих действий.
Идеалы и традиции как выражение исторического характера общественного интереса и способы регулирования общественных отношений. Понятие традиции. Традиция как совокупность знаний и ценностей, которые унаследованы нами от прошлого, которыми мы пользуемся и которым доверяем; традиция как совокупность знаний и ценностей, которые уже утратили авторство, носят неписанный характер и являются результатом практического опыта; традиция как подозрительное, враждебное, отрицательное отношение к новациям, изменениям, преобразованиям.
Основные функции традиции в обществе и особенности их осуществления в зависимости от характера традиции.
Идеалы как образцы человеческого существования, ориентированные на будущее. Отличие идеалов от традиций. Идеалы как условие формирования особых общественных отношений.
2.1.5 Человек и общество. Общественный и индивидуальный интерес. В чем проблема взаимоотношений человека и общества? Общественная природа человека. Условия возникновения индивидуального интереса: усложнение общественной жизни как причина утраты очевидности и понятности общественного интереса; рост социальной дифференциации; ориентация общества на преобразование как условие потребности в индивидуальности. Типы взаимоотношений человека и общества: слабое развитие и отсутствие потребности в индивидуальности в архаических и традиционных обществах; подавление частного интереса в тоталитарных режимах; согласование общественных и личных ценностей в демократических обществах.
2.1.6. Общество и культура. Понятие культуры как совокупности образцов человеческого существования, к которым следует стремиться или в соответствии с которыми надлежит действовать. Структура культурных ценностей. Культура и общество.
2.2. Этапы общественного развития и типы общественного устройства
2.2.1. Принципы выделения основных типов общественного устройства.Типология обществ как конкретизация основных черт общественной жизни. Культуры и цивилизации как способы классификации обществ. Архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества как основные типы и этапы общественной жизни. Почему мы выделяем такие типы общественных отношений?
Традиционные и индустриальные общества как основные альтернативы современного общественного развития.
2.2.2. Хозяйственная жизнь традиционных обществ. Основной принцип, на котором основывается жизнь традиционного общества - отрицательное, подозрительное отношение к новизне, изменениям, преобразованиям. Место и масштабы новаций в жизни традиционного общества. Вынужденный характер преобразований.
Основные черты хозяйственной жизни. Инструментальный или орудийный характер техники. Преобладание простого воспроизводства. Тенденция к замкнутости и самодостаточности традиционного хозяйства (автаркия).
Основные типы производства: присваивающее и производящее.
Возникновение цивилизаций: усложнение разделения труда, разделение на город и деревню, развитие отношений обмена. Город традиционных обществ как административный, торговый и ремесленный центр.
Основные черты ведения традиционного хозяйства: отсутствие ориентации на рост производства, предпринимательскую активность, получение прибыли. Особенности отношений обмена и их место в системе традиционного хозяйства.
2.2.3. Социальные отношения в традиционных обществах. Основные задача традиционного общества в условиях подозрительного отношения к новшествам – приоритет коллективным ценностям и коллективным формам жизни. Способы достижения данной цели: всесторонняя регламентацияповедения; корпоративность как форма жизни; негативное отношение к проявлениям индивидуальности; структурирование на «своих» и «чужих».
Слабое развитие института частной собственности. Сословно-кастовый характер социальной структуры. Личностный характер социальных отношений.
2.2.4. Отношения власти и управления в традиционных обществах.Специфика властных отношений в связи с отсутствием у рядовых членов коллектива инициативности и неспособностью принимать самостоятельные нестандартные решения. Выделение правящей группы в особое сословие или касту. Государство как решающее условие объединения общества. Патернализм как основная форма взаимоотношения власти и подданных.
Специфика правовых отношений в традиционных обществах: толкование права как принципа общего порядка в мире; слабая дифференциация правовых, моральных и религиозных норм; связь правовых норм с обрядами и ритуалами.
2.2.5. Духовная жизнь традиционных обществ.Догматичность сознания как представление о существовании вечных и неизменных форм и правил жизни. Образность, эмоциональность, непосредственность восприятия мира. Установка на повторение образцов жизни, завещанных предками, ритуализация поведения. Мифология и религия как основные формы традиционного мировоззрения.
Общее отрицательное или подозрительное отношение к проявлениям индивидуальности. Восприятие себя и окружающих как носителей не индивидуальных, а групповых, корпоративных качеств.
Отсутствие интереса к внутреннему миру. Основное внимание публичным формам жизни и требование публичности и открытости поведения.
Основные социальные ценности традиционных обществ. Отношение к труду не как к средству обогащения, а как к условию обеспечения выживания коллектива или реализации религиозных ценностей. Отрицание или непонимание значения рациональной организации труда.
Отсутствие стремления к обогащению как к самостоятельной ценности, слабое представление о возможности обогащения путем рациональной организации ведения хозяйства. Слабое развитие духа предпринимательства. Отсутствие представлений об экономике как отдельной самостоятельной стороне жизни.
Стремление к власти и престижу как основные социальные приоритеты.
2.2.6. Особенности хозяйственной жизни индустриальных обществ.Эпоха возникновения индустриальных обществ - 17-18 в. в Западной Европе и Северной Америке. Активное, преобразовательное отношение к миру и желание активно его изменять как новый принцип понимания мира и отношения к нему.
Развитие техники и науки как основные способы реализации нового отношения к миру. Техника как средство развития с наиболее безграничными возможностями. Формирование техники машинного типа. Изменение места человека в новом технологическом процессе.
Новый вид хозяйственной деятельности – промышленное производство. Универсальность, стандартизация, специализация как основные черты промышленного производства. Производство приобретает общественный характер: рост количества людей, занятых в производстве; организация производственного процесса и отношения социальных групп в системе производства приобретают характер общественной и государственной проблемы.
Превращение хозяйства в экономику. Организация производства в соответствии с критерием эффективности, т.е. достижением целей с наименьшими затратами. Получение прибыли или выгоды как цель производства.
Капиталистический тип ведения хозяйства как получение прибыли путем рациональной организации ведения дел. Рационализация или «дух капитализма» как постоянный учет, контроль и самоконтроль, планирование процесса ведения своих дел.
Экономика начинает определяться своими внутренними закономерностями, а не влиянием религии, политики, идеологии. Изменение места экономики в системе общественных отношений. Экономика начинает подчинять себе все остальные сферы социальной жизни. Универсальный характер рыночных отношений.
Формирование новой социальной ценности, порожденной потребностями машинного производства: ориентация нарост потребностей.
2.2.7. Социальная жизнь индустриальных обществ.Рост динамичности жизни. Потребность в человеке нового типа, свободном от традиций, корпоративных обязанностей. Урбанизация социальной жизни: город как промышленный центр.
Разрушение сословно-кастовой и формирование новой классовой социальной структуры. Структурирование общества на организаторов производственного процесса и владельцев собственности (предпринимателей) и наемных работников.
Формирование среднего класса. Создание и сохранение среднего класса как задача индустриального общества.
Открытый характер классовой структуры как условие снижения социальной напряженности и преобладания отношений конкуренции. «Вещный» характер социальных отношений.
2.2.8. Политическая жизнь индустриальных обществ.Изменение места и значения властных отношений в связи с развитием производства и рыночных отношений. Государство перестает быть единственным выражением общественного интереса. Отделение общества от государства, провозглашение равенства личностных и коллективных ценностей. Возникновение новой задачи государства – обеспечить эффективную работу рыночной экономики.
Формирование представлений о правах и свободах личности. Отказ от общеобязательной идеологии или религии. Превращение подданного в гражданина. Формирование институтов (партии, профсоюзы, средства массовой информации), обеспечивающих выражение интересов различных социальных групп и новые формы их достижения (парламентские формы действий). Правовая регламентация как основной способ урегулирования всех социальных вопросов.
Основной тип политических режимов – республики, построенные на принципах демократии. Носители власти перестают возвышаться над обществом, а функция управления становится одной из многих социальных функций, которую может выполнять любой гражданин.
2.2.9. Своеобразие духовной жизни индустриальных обществ. Секуляризация или освобождение сфер духовной жизни от власти традиций. Формирование новых духовных ценностей: ценность свободы,как право на проявление автономии, своеобразия, и творчества; ценность проявления индивидуальности. Открытие «Я» и внимание к своему внутреннему миру.
Ориентация на развитие ценностей рациональности, потребления и роста потребностей, карьеры и продвижения по социальной лестнице.
Новые черты мировосприятия: плюралистичность, релятивизм, толерантность.
Формирование и развитие новых областей духовной жизни: наука, философия, идеология как системы знаний и ценностей, построенные или на рассуждении, или на экспериментальной проверке выдвинутых утверждений. Изменение статуса науки в обществе: наука становится условие организации всей социальной жизни.
Специализация форм духовной жизни: разделение сфер и функций науки, искусства, морали, философии. Разделение на массовую и элитарную культуры.