II.Специфические налоговые принципы

Методы налогового регулирования

Изменение объема налоговых поступлений

Замена одних способов или форм обложения другими

Вариации с налоговыми ставками

Изменение сфер распространения налогов

Реформирование структуры налоговой системы страны

Особенностью регулирующей функции является ее опосредованное воздействие на экономику, и оно имеет «эффект запаздывания». Функция призвана стимулировать платежную способность населения, инвестиций и предпринимательскую активность предприятий. В регулирующей функции существует 3 подфункции:

-стимулирующая

-сдерживающая

-воспроизводственного назначения

Следующая наиболее крупная функция - КОНТРОЛЬНАЯ, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полноту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оценивается соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, функций налогов и налоговой системы в целом, в результате органы власти получают информационно-аналитическую карту (предприятий, территорий) для проведения ясной, стабильной и целенаправленной налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов - явление частое. Число привлеченных налоговыми органами к уплате, растет с каждым годом. Исходя из анализа статистики каждый 7 гражданин (предприниматель) пытается не доплатить в казну. Контрольная функция налогов выражается в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства финансовых ресурсах, т.е. благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость изменения в налоговой системе. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой системы.

(5)Принципы налогообложения

В качестве использования налогов в качестве главного источника использования гос-ва требует разработки определенных правил их построения. Эти правила наиболее ярко и точно сформулировал А.Смит.

1. Принцип справедливости. Справедливыми являются те налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность плательщиков физических и юридических лиц, которые должны участвовать в содержании гос-ва причем в рамках соответствующих доходов, получаемых субъектами. Кратко принцип звучит след образом всеобщность обложения и равномерность распределения налогового бремени.

2. Принцип определенности. Определенность налогообложения подразумевает определенный закрытый перечень налогов обязательных к уплате, а так же фиксацию всех элементов налога, таких как объект н\о, плательщик, налоговая база и т.д. не допускающих двояких толкований. Кратко: - требуют чтобы все виды налога, сроки уплаты, способы и суммы платежа были ясно определены и доведены до плательщиков.

3. Принцип удобства. Налог должен взыматься в то время или тем способом когда и как плательщику удобнее всего платить его, а не гос-ву взымать его, таким образом гос-во должно подлаживать налоговую политику под интересы плательщиков пытаясь их взаимно увязать.

4. Принципы экономии. Подразумевает два аспекта:

1. Расходы взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с тем доходом который приносит данный налог

2. Право налогоплательщика на уплату минимального по своему размеру налога кратко снижение затрат по взиманию налога в превышение суммы над расходами по их сбору. Адольф Вагнер предложил 9 основных правил объединенных в 4 группы:

- фин группы :

1. Достаточность обложения – н\о должно строиться таким образом чтобы обеспечить достаточный объем средств для бюджета

2. эластичность- н\о должно быть способно адаптироваться к фин нуждам гос-ва

- народнохозяйственные:

3. подлежащий выбор источника обложения

4. правильная комбинация различных налогов с учетом последствий и условий их переложения

- этические принципы или принципы справедливости

5. всеобщность обложения

6. равномерность обложения

- административно хозяйственные правила налогового управления

7. определенность обложений

8. удобство уплаты налога

9.максимальное снижение издержек взимания налогов.

I.Общеправовые (общеотраслевые)

1.Законность

2.Отрицание обратной силы закона

II.Специфические налоговые принципы

1.Однократность налогового обращения

2.Льготность

3.Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и гос-ва

4.Резедентство

5.Беспристрастность налогообложения

6. Единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и иных органов

7. Обеспечение равных требований со стороны гос-ва ко всем хозяйствующим субъектам

8.Создание равных условий для использования налогоплательщиками заработанных ими средств

9. Обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы платить налоги и участвовать в гос расходах

10. Строгий порядок введения и отмены налогов и сборов и других платежей

11. Точная классификация налоговых платежей взимаемых на территории РФ в основу которых положены принципы федерализма.

III. Общенаучные принципы:

1.Равные налоги на равновеликий объект обложения (прогрессивность, справедливость, учет фактической способности к уплате налогов). Справедливость по вертикали – если по социально-экономическому положению плательщики платят равные налоги, то и не равные должны платить неравные налоги. Принцип справедливости по горизонтали – взимания налога по единой ставке с лиц с одинаковыми доходами.

Наши рекомендации