Основы и структура концепции системы сбалансированных показателей (ССП)
Введение
В настоящее время для того, чтобы иметь возможность постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка лучше своих конкурентов, превосходить их по качеству, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или цене продукции руководителям организации необходимо оперативное получение информации о деятельности организации для своевременного принятия управленческих решений. В связи с этим большее значение приобретает концептуальная и технологическая связь между стратегией и используемыми организационными решениями, направленность которых зависит от соответствующих бизнес-процессов на предприятии. Результативность этих бизнес-процессов измеряется показателями эффективности, которые для каждой отрасли, предприятия свои. Их качественный и количественный состав будет зависеть от стратегических целей, поставленных руководством предприятия. В связи с этим важное значение приобретает контроль и регулирование данных показателей.
Сбалансированная система показателей (ССП) является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет связать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии.
ССП - это механизм последовательного доведения до персонала стратегических целей организации и контроль их достижения через ключевые показатели эффективности (КПЭ). КПЭ являются измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте, ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления.
Актуальность внедрения ССП в организации состоит в том, что предприятие, внедрившее эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления. Все ресурсы, а также сотрудники компании через систему мотивации, тесно завязанную на КПЭ, сориентированы стратегией компании и направлены на ее достижение в своей ежедневной работе.
Объектом данной дипломной работы является предприятие ФГУГП «Гидроспецгеология».
Предметом является внедрение и разработка сбалансированной системы показателей.
Цель данной дипломной работы заключается в разработке и внедрении ССП в организации отрасли минерально-сырьевого комплекса на примере ФГУГП «Гидроспецгеология».
Разработка и внедрение данной системы включает в себя следующие задачи:
ü Формулировка целей организации. Понять и согласовать общие задачи, которые стоят перед компанией - первый и необходимый шаг в построении того, что авторы ССП называли «стратегически ориентированной организацией».
ü Определение перспектив, или направления показателей.
ü Распределение целей по перспективам.
ü Определение направлений деятельности, которые необходимы для реализации стратегических целей. Определение задач, решаемых для достижения целей и распределение их по направлениям деятельности. Здесь необходимо уточнить задачи, выполнение которых ведет к достижению основной цели.
ü Установление причинно-следственных связей и факторов влияния между целями и задачами. Выяснить, как влияет выполнение задач на достижение цели, и каковы взаимосвязи между задачами.
ü Определение измерителей целей. Выполнения каждой стратегической задачи и общей цели должна измеряться определенными показателями, которые должны быть выражены в цифрах. На основе показателей и их нормативных значений, а также допустимых границ отклонений от целевого значения формируется «Карта показателя».
ü Разработка программ по достижению целей и задач. Целевые программы разрабатываются для осуществления необходимых изменений на наиболее проблемных участках компании, где невозможно существенно улучшить показатели.
ü Интеграция ССП в систему управления. На основе разработанных показателей распределяются человеческие и финансовые ресурсы, устанавливается зона ответственности за выполнение задач. ССП интегрируется в планово-бюджетную систему компании и в управленческую отчетность. Для каждого ответственного сотрудника формируются «Приборные панели» менеджеров, включающие необходимые для контроля над ходом выполнения заданий показатели. На этом же этапе мотивация сотрудников связывается с выполнением задач, предусмотренных ССП.
ü Внедрение. На этом этапе реализуется план изменений, и система управления компанией начинает функционировать на основе разработанной концепции ССП.
ü Корректировка. ССП не может не развиваться вместе с предприятием. Выполнение задач, резкие изменения на рынке требует анализа и коррекции ССП компании. Пересмотр и коррекция ССП в зависимости от скорости изменений в организации (проводится в среднем - раз в год).
Методология разработки и внедрения ССП основана на выводах исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Гарвардской школы бизнеса Робертом Капланом и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэйвидом Нортоном.
Теоритической базой дипломной работы являются книги Роберта Каплана и Дэвида Нортона о сбалансированной системе показателей, а
практической базой - годовая финансовая и статистическая отчетность ФГУГП «Гидроспецгеология».
Значимость дипломной работы заключается в повышении эффективности деятельности и в достижении стратегических целей предприятия минерально-сырьевого комплекса с учетом особенностей отрасли.
Основы и структура концепции системы сбалансированных показателей (ССП)