Правовая культура и правосознание
Правовая культура общества есть ценности, которые созданы людьми в области права. Правовую культуру рассматривают применительно к обществу и личности.
Правовая культура сложноплановое социальное явление. Она включает само право (объективное и субъективное), правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность и критерии оценки юридической действительности.
Философия, являясь своего рода синтезом различных областей знания, выступает в качестве одной из опорных точек формирования духовной жизни общества. Значимость философии для отдельных юридических наук не случайна. Именно философы разрабатывали важнейшие основы теории государства и права. Углубленное философствование в вопросах об онтологических и этических основах права и государства - характерная особенность философского и философско-правового наследия выдающихся мыслителей различных эпох. Философия права составляет методологическое и мировоззренческое основание теории права, формируя правовую культуру личности.
Правовая культура в широком смысле включает в себя все качественные достижения в правовой сфере, в том числе ясные законы, хорошую законодательную технику (язык), высоко развитую правовую науку, правовые традиции и другие правовые ценности.
Правовая культура в узком смысле, т.е. культура отдельного лица, является элементом общей культуры и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правового поведения. Правовой культуре чужды правовой нигилизм, т.е. пренебрежение к праву, правовой фетишизм, т.е. слепая вера во всесилие права, неумение соблюдать законы и терпимость к правонарушениям. Ключевым обстоятельством культуры личности является образованность. Культура личности, таким образом, выражается в трех ее состояниях: в правовых культурных ориентациях, в деятельности по их реализации и результате реализации этих ориентаций.
В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденный, профессиональный и теоретический.
Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и профессионального опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный, неглубокий характер. Здесь совершенно отсутствует философская составляющая правовой культуры. На этом уровне находятся и лица с высшим неюридическим образованием. Они не могут связать с правовыми явлениями полученные знания в курсе философии. История философии, изучаемая в вузах, не дает этой связки, выхода на уровень метапонимания правовой культуры. Для этого необходима специальная подготовка. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и способствует различного рода нарушениям.
Профессиональный уровень культуры имеют юристы, занимающиеся практической деятельностью. Им свойственна более высокая степень знания права, качественное овладение правовыми навыками, умение действовать профессионально.
Правовая культура теоретического уровня опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Знание правовой культуры состоит в том, что этот общественный феномен является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, укрепления законности и порядка.
Целенаправленное формирование правовой культуры личности курсанта, студента начинается с изучения содержания мирового философского и философско-правового наследия, начиная от Платона и Аристотеля. В учениях мыслителей прошлого нашли отражение различия в понимании правового бытия, обусловленные национальными и историческими особенностями, а также общим уровнем развития философии. Зная эти концепции можно разобраться в их современных вариантах. Важно также уяснить влияние различных философских направлений на становление и развитие правовых идей.
Право, правоотношения, правовая деятельность отражаются в сознании людей. Как особая форма сознания правовое сознание представляет собой систему знаний в виде правовых взглядов, идей, представлений, убеждений, чувств, намерений, эмоций, переживаний и установок, выражающих отношение к праву, действующему законодательству и юридической практике. Правопонимание - исходный пункт правосознания. Концепция правосознания прямо зависит от лежащей в ее фундаменте трактовки права. Правовое сознание изучается в рамках различных научных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. В основе социально-философского подхода к правосознанию лежит трактовка его как определенной формы общественного бытия. В центре внимания также находятся вопросы соотношения общественного бытия и правосознания, обстоятельств порождения (производства) правосознания, его смыслового ядра, структуры и уровней, взаимосвязи с другими формами общественного сознания, влияния на общественную практику.
Психологи рассматривают правосознание как особое формообразование психики, обосновывают специфику психических закономерностей в правовом регулировании. Юридическая психология дает юристу знание определенных психологических методов, облегчающих труд, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Культурологов оно привлекает как одно из заметных достижений социальной культуры общества. У историков правосознание выступает в качестве исторически развивающегося феномена в определенном пространстве и времени.
Правоведы исследуют его преимущественно как систему знаний, взглядов, оценок, настроений и чувств, выражающих отношение к праву, к обеспечивающим существование права институтам - государству, правосудию, законности.
Правосознание может быть общественным, групповым, индивидуальным.
В зависимости от уровня правосознание подразделяют на обыденное (эмпирическое), профессиональное (юридическое) и научное (доктринальное).
Правовые знания на обыденном уровне (несистематизированные знания) ограничены личным опытом. Отношение к праву противоречиво и зависит от собственных интересов. Профессиональное сознание включает в себя программные юридические знания и положительное отношение к праву. Под воздействием неблагоприятных факторов могут наступить профессиональные деформации (искажение представлений и взглядов юристов на право и правовую действительность). Доктринальное правосознание является концептуальным. В нем преобладают идеи. Отношение к правовым явлениям обусловлено теоретическими воззрениями. На этом уровне осуществляется осмысление самой сущности права, анализ правовой жизни, деятельности правовых институтов. Это сфера действия ученых-правоведов, профессионалов.
Структурными компонентами правосознания являются правовая идеология (правовые взгляды, идеи, концепции) и правовая психология (настроения, чувства, эмоции, переживания). Структурные элементы тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. С одной стороны, от характера и уровня правовых знаний зависит умение контролировать свои чувства и стремление следовать правовым стандартам поведения. С другой стороны, чувства справедливости, сострадания и др. способствуют овладению правовыми знаниями. Правовая идеология и правовая психология несут главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.
Основной функцией правосознания является регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе. Познавательная функция правосознания проявляется в стремлении овладевать правовыми знаниями, навыками, умениями. Прогностическая функция правосознания заключается в умении предвидеть результаты правотворческой, правоприменительной, научной, правомерной и неправомерной деятельности. Этому способствует повышение уровня законопроектных работ и совершенствование законодательства, совершенствования механизма воздействия права на общественные отношения. Иногда выделяют оценочную и поведенческую функцию.
Отражение права - правосознание - есть по природе своей и правоотношение. Это отношение содержит оценку субъектами - носителями правосознания значимости, полезности и приемлемости для них права в целом, отдельных его компонентов. Собственные интересы и цели сопоставляются с теми требованиями и возможностями, которые предоставляются в праве.
В зависимости от отношения к праву можно выделить позитивное и негативное правосознание. Негативное отношение к праву порождает правовой нигилизм - отрицание права. Позитивное отношение к праву может порождать правовой фетишизм, т.е. веру во всесилие права. Незрелое отношение к праву проявляется в правовом инфантилизме. При правильном формировании правосознания можно избежать этих крайностей.
Отношение к правовой теории и практике обусловили особенности русского мировосприятия, складывавшегося на протяжении веков. Не прошло даром искажение правовых процессов в послереволюционной России, идеологизация и политизация правовой теории и практики. Не все обстоит благополучно в системе правового регулирования социальной жизни.
И.А. Ильин с присущей ему честностью и прямотой отмечал кризис (недуг) современного правосознания, его раздвоенность. Он рассматривает право, правосознание, правопорядок и другие государственно-правовые явления с позиций их духовной сущности.
Степень развитости правосознания является показателем правового состояния общества, его правовой культуры, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права.
Заключение.
В последнее время наблюдается тенденция увязывать теоретические проблемы юриспруденции с нравственными и религиозными началами жизни русского народа. Высказываются идеи и мнения, что требуется возрождение традиций нравственно-правового уклада России, высокой правовой культуры и правосознания русского юриста, сложившихся еще в XIX в.
Как уже отмечалось, культура юриста определяется культурой общества, в котором он живет. Сейчас культура отправления правосудия совершенно иная: демократическая, а не монархическая. Культура создания законов и правовых актов, составления документов несомненно выше.
Бесспорно то, что необходимо заимствовать высокий уровень нравственности, гуманизм, справедливость, которые были присущи отдельным юристам прошлого.
Читатели должны понимать объективную необходимость изменения ценностного сознания. Сейчас надо придерживаться таких ценностей, существующих в правовых государствах, как закон и порядок. К примеру, принцип соборности в определенном смысле вступает в противоречие с действующей Конституцией, в которой говорится, что высшей ценностью является индивид, его законные права и интересы.
Таким образом, процесс формирования правовой культуры современного российского общества требует нового осмысления философско-правового бытия, сложившейся системы ценностей и нравственно-правовых идеалов.
Обращает на себя внимание связь правовой культуры и правового воспитания и прежде всего по той причине, что правовое воспитание представляет собой процесс воспитательного воздействия на личность. Вместе с тем, это и результат данного процесса, то есть правовая воспитанность. Правовая культура - это позитивное правовое сознание в действии.
Литература
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М., 2010.
Чукин С.Г., Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права. – М., 2008.
Малахов В.П. Философия права. – М., 2009.
Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. – М., 2010.
Алексеев Н.Н. Основы философии права. – СПб., 2010.
Алексеев С.С. Теория права: поиск новых подходов. – Екатеринбург, 2009.
Бачинин В.А. История философии и социологии права. – СПб., 2010