Некоммерческие юридические лица: теоретические и практические проблемы правого статуса
Следует отметить, что принятие и вступление в силу ГК Республики Беларусь 1998 г. ознаменовало законодательное закрепление деления ЮЛ на коммерческие и некоммерческие. Безусловно, до момента законодательного оформления классификации юридических лиц существовали как коммерческие, так и некоммерческие организации (далее – НКО), однако их деление приводилось лишь в доктрине гражданского права.
Обратим внимание, что в советский период противопоставления НКО коммерческим не существовало. Как отмечает Е.А. Злобина в своем комментарии, опубликованном в 2006 году по вопросу законодательства о НКО, что российское гражданское право в советский период разделяло ЮЛ на общественные и частные либо на общественные объединения лиц и организации. Согласно советскому Гражданскому кодексу 1922 года для создания частных учреждений требовалось обязательное разрешение от государственных органов, в то время как согласно кодексу 1964 года никакие организации не могли носить частный характер, поскольку большинство профессиональных, кооперативных, молодежных, спортивных, научных и иных объединений являлись частью политического строя советского общества. Однако в принципах Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года было заложено различие между коммерческими и НКО, явившееся первым юридическим отражением той политики, которая была уже направлена на создание рыночной экономики и либерального общества. Эти принципы не смогли вступить в силу, как это было изначально предусмотрено, 1 января 1992 года в связи с исчезновением Советского союза. Тем не менее, в решениях Верховного Совета РФ от 14.07.1992г. и от 03.03.1993г. было предусмотрено применение этих принципов по всей территории РФ начиная с 3 августа 1992 года к юридическим отношениям, появившимся после этой даты. Таким образом, концепт НКО является элементом действующего права РФ с 3 августа 1992 года, несмотря на то, что первая часть ГК РФ вступила в силу только с 1 января 1995 года.
Исходя из п.1 ст.46 ГК Республики Беларусь, НКО – это ЮЛ, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющее полученную прибыль между членами (участниками).
Отметим, что в законодательстве Республики Беларусь принципы деятельности НКО не закреплены, однако могут быть выведены из толкования различных норм. Так, под принципами в общем смысле понимаются руководящие идеи или основополагающие начала.
В частности, к принципам деятельности НКО путем анализа норм законодательства могут быть отнесены следующие:
- некоммерческие цели деятельности;
- легальность деятельности зарегистрированных НКО. Иными словами, деятельность незарегистрированных НКО является нелегальной, незаконной. Данный принцип предполагает наделение полноценным правовым статусом именно зарегистрированных в установленном порядке НКО. В реальной жизни встречаются незарегистрированные инициативы, движения (к примеру, «Беларуская ўнія музыкаў» (БУМ)), которые, хотя и заявляют о себе в СМИ и иных источниках, не обладают гражданской и иной правосубъектностью;
- невмешательство государства в деятельность негосударственных НКО;
- свобода в определении целей деятельности НКО. Данный принцип является преломлением общеправового начала всеобщей свободы. Он означает возможность самостоятельного определения целей деятельности НКО в соответствии с законодательством и уставом.
Анализ статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, позволяет выделить критерии разграничения ЮЛ на коммерческие и некоммерческие. Прежде всего, основой деления выступает цель деятельности ЮЛ: коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяют полученную прибыль между участниками, НКО не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют её между участниками. Следует отметить, что содержание ст.46 ГК Республики Беларусь полностью соответствует определению коммерческих и некоммерческих организаций, данному в ст.50 ГК РФ.
В качестве критерия разграничения ЮЛ также выступает закрытость (открытость) организационно-правовых форм на уровне ГК Республики Беларусь. Перечень НКО является открытым, законодатель не ограничивает их разнообразие, в отличие от коммерческих.
Логично возникновение вопроса, относительного того, почему перечень коммерческих организаций является исчерпывающим, а в отношении НКО – открытый. По этому поводу высказался Е.А. Суханов: «Мы, разработчики ГК, понимали, что перечень видов коммерческих организаций необходимо делать исчерпывающим. А относительно НКО закралось сомнение: что-нибудь упустим. Поэтому перечень НКО сделали открытым. И здесь сработал фактор отечественного законодателя. Лоббисты воспользовались открытостью этого перечня. К примеру, появились государственные корпорации. Они вроде и не государственные, так как они собственники имущества, и не корпорации, и устава у них нет».
В 2002 году группой экспертов США из Агентства Международного Развития и Международного центра некоммерческого права проведено исследование правового положения НКО в Центральной и Восточной Европе. В итоговом отчете эксперты отметили, что перечень общественно полезной деятельности, который устанавливается законодательством, насчитывает более 20 видов и не является закрытым. В качестве меры ответственности за осуществление деятельности, не соответствующей цели создания НКО, законодательством большинства стран Восточной Европы установлена процедура изменения статуса (вида) ЮЛ.
Отметим, что немаловажным является иной взгляд на критерии деления ЮЛ. Рассмотренный выше и закрепленный законодательством функциональный подход (наличие критерия цели) не соответствует международным аналогам и требованиям к системным принципам построения законодательства о ЮЛ. Предлагается перейти к использованию в качестве основного критерия – нераспределения прибыли – в рамках экономического подхода – как более прогрессивному. Анализ ст.46 ГК Республики Беларусь позволяет установить, что белорусский законодатель применил одновременное сочетание двух критериев – цели (критерий прибыльности) и экономический критерий (запрет на распределение прибыли) .
Классификация ЮЛ на коммерческие и некоммерческие, по мнению Е.А. Суханова, позволяет выявить все разновидности ЮЛ, определить правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций. С одной стороны, установленный законодательно для НКО приоритет социальных функций над экономическими позволяет в определенных областях действовать эффективно, поэтому отказ от деления ЮЛ на коммерческие и некоммерческие лишит последних объективных экономических преимуществ. С другой стороны, отмена деления ЮЛ приведет к необоснованному участию НКО в предпринимательской деятельности за счет отсутствия всякого рода ограничений по целям и предмету деятельности, что на практике создаст проблемы, связанные с обеспечением кредиторов по обязательствам.
В науке гражданского права верно указывается, что не следует смешивать виды НКО с организационно-правовыми формами ЮЛ. Организационно-правовые формы − это конкретные признаки, объективно выделяющие организации в системе общих признаков ЮЛ и существенно отличающие данную группу ЮЛ от всех остальных. Следовательно, если ЮЛ отличается особой организационной структурой, способами обособления имущества, ответственностью и возможностью выступления в гражданском обороте, то можно говорить о самостоятельной организационно-правовой форме данного ЮЛ. При отсутствии данной специфики будет идти речь о видах (разновидностях) ЮЛ в рамках конкретной организационно-правовой формы.
В статье 46 ГК Республики Беларусь законодатель выделяет следующие организационно-правовые формы НКО:
− потребительские кооперативы;
− общественные организации (объединения);
− религиозные организации;
− финансируемые собственником учреждения;
− благотворительные и иные фонды;
− объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов;
− другие формы, предусмотренные законодательными актами.
Таким образом, белорусское законодательство закрепляет открытый перечень НКО. Проводя сравнение с российским законодательством, отметим, что в России есть такие формы НКО, как некоммерческие партнерства, автономные НКО и СРО. В России после принятия большого числа законодательных актов, регулирующих деятельность НКО, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые таковыми не являются либо отличаются друг от друга незначительными нюансами, при этом не имея формообразующего значения.
При рассмотрении зарубежного законодательства и систем права представляется возможным выделить отличные от отечественных организационно-правовые формы НКО.
Так, классическими организационно-правовыми формами НКО в англосаксонской системе права являются компании (корпорации), трасты и незарегистрированные ассоциации. Законодательство США, Великобритании, Австралии, Канады представляет эту систему.
Компании (корпорации) – единая форма для коммерческих и НКО, самостоятельное ЮЛ. Компании создаются в двух формах: компании с ответственностью, ограниченной акциями (акционерные компании), и компании, с ответственностью, ограниченной гарантиями. Первые существуют как коммерческие юридические лица, вторые – НКО. Компании с ответственностью, ограниченной гарантиями, не имеют долевого капитала, сформированного участниками, и, в результате этого, не могут гарантировать обязательства этим капиталом. Вместо этого, члены такой компании могут выступать гарантами на определенную сумму (чаще всего на незначительную), если имущества компании недостаточно для погашения обязательств при ее ликвидации.
Трасты – не ЮЛ, а правоотношение, когда физическое или ЮЛ (лица) (trustee) управляет имуществом в определенных целях. При этом такое лицо (распорядитель) имеет права собственника на имущество, которое ограничено только целью его использования. Лицо-распорядитель вступает в правоотношения с третьими лицами, связанные с управлением имуществом, но не от своего имени, а от имени траста. Однако в случае нанесения ущерба третьим лицам со стороны траста, лицо, управляющее имуществом, будет нести ответственность. Никакой регистрации траста со стороны государства не требуется. Выделяют два вида траста: частный (в пользу одного или ограниченного круга лиц) и благотворительный (в пользу общества или широкого круга общественности).
И, наконец, третий вид НКО – незарегистрированные ассоциации – также не ЮЛ, а правоотношение. Незарегистрированные ассоциации представляют собой объединения физических и (или) ЮЛ, которые могут создаваться в любых целях и не подлежат государственной регистрации. Законодательством не урегулировано создание и деятельность таких ассоциаций. Исходя из того, что незарегистрированные ассоциации ЮЛ не являются, они не обладают правом ЮЛ, как то – иметь в собственности имущество. Ассоциация не несет ответственности по своим обязательствам. Однако, члены ассоциации (члены органов управления) несут личную неограниченную ответственность по обязательствам, принятым на имя ассоциации, в случае причинения ущерба третьим лицам. Имущество данного вида НКО формируется двумя источниками: за счет членских взносов и пожертвований. Интересен тот факт, что взаимоотношения между членами ассоциации построены на договорной основе. Такое регулирование взаимоотношений составляет определенную сложность при разрешении споров между членами ассоциации.
Специфичной является европейская система права, где основными формами НКО выступают фонды и ассоциации (могут быть юридическими и не ЮЛ). Кроме этих форм выделяют также кооперативы и компании.
В странах Центральной и Восточной Европы двумя основными формами НКО являются объединения и фонды. Данные организации считаются «неприбыльными», поскольку, как и в белорусском законодательстве, им запрещено распределять или передавать прибыль каким-либо лицам. Деятельность же осуществляется в целях достижения общественных благ либо частных взаимных интересов членов.
Разнообразие НКО вызывает необходимость их подразделения на виды. Классифицировать можно по следующим критериям:
в зависимости от участия государства и государственных органов в создании НКО:
государственные и полугосударственные НКО. К ним относятся НКО, созданные государством, государственными органами либо при их участии (например, Белорусский республиканский союз молодежи). Разновидностью данных НКО являются государственные общественные объединения;
негосударственные НКО, их также называют неправительственными. Как правило, эта группа НКО ориентирована на различные институты гражданского общества и не находит поддержки со стороны государства.
В зависимости от имущественных прав учредителей относительно имущества организации:
организации, в которых учредители сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество (финансируемые собственником учреждения);
организации, в которых учредители сохраняют обязательственные права на имущество ЮЛ (потребительские кооперативы);
НКО, учредители которых вообще не имеют никаких имущественных прав на имущество организации (иные НКО, кроме упомянутых выше).
В зависимости от направлений деятельности:
потребительские кооперативы, в том числе жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), гаражно-строительные кооперативы (ГСК), дачно-строительные кооперативы и прочие;
общественные организации (объединения), включая международные, республиканские и местные общественные объединения; республиканские и отраслевые профессиональные союзы и их объединения; политические партии и прочие;
религиозные организации – религиозные общины, церкви, епархии;
финансируемые собственником учреждения, которые подразделяются на учреждения образования различных типов, медицинские учреждения, научно-исследовательские институты (НИИ) и прочие;
фонды, включая благотворительные, инвестиционные, исследовательские, фонды по поддержке различных слоев населения и другие;
объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также объединения коммерческих и (или) НКО в форме ассоциаций и союзов. Они делятся на виды по отраслевому признаку. Например, Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. Профессора М.С. Кунявского. Разновидностью данных объединений являются конфедерации. К примеру, Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) объединяет 18 отраслевых союзов и ассоциаций.
Одной из разновидностей объединений ЮЛ и индивидуальных предпринимателей являются торгово-промышленные палаты (ТПП), которые создаются в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.
Полагаем, что в зависимости от субъектного состава НКО можно классифицировать следующим образом (пример – классификация для РФ):
1. участниками (членами) являются только граждане (общественные объединения; дачные, садоводческие, огороднические объединения; территориальное общественное самоуправление);
2. участниками(членами) могут являться одновременно граждане и ЮЛ (некоммерческое партнерство, автономная НКО, фонд, общество взаимного страхования);
3. участником (членом) является РФ, субъект РФ, орган местного самоуправления (государственная корпорация);
4. участником (членом) является специальный субъект (адвокатская палата, нотариальная палата, СРО, торгово-промышленная палата).
Представляется, что актуальность классификации НКО по указанному критерию обусловлена следующим: вышеуказанная классификация непосредственно связана с делением ЮЛ на публичные и частные. Таким образом, наличие публичного субъекта в составе НКО влияет на ее характеристику.
Современные тенденции свидетельствуют о постепенном развитии и преобразовании белорусского законодательства в области правового регулирования статуса некоммерческих ЮЛ. Указом Президента №2 от 4 января 2010 года был утвержден план подготовки проекта Закона «О НКО». Действующее законодательство о ЮЛ допускает неоднозначность толкования отдельных норм, в том числе и их противоречие с общими положениями ГК Республики Беларусь. Устранение проблемных моментов и развитие института некоммерческих ЮЛ должно являться непосредственной задачей нового закона.
Следует отметить, что РФ значительно преуспела в совершенствовании гражданского законодательства, в частности, о ЮЛ. Здесь существуют помимо ФЗ «О НКО», действующего с 1996 года, ряд иных специальных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные организационно-правовые формы НКО. Помимо этого, выработана концепция развития законодательства о ЮЛ, разработан проект поправок в ГК РФ.
Разрабатываемый в Республике Беларусь законопроект, в целом, обобщает общие положения о некоммерческих ЮЛ и существующих организационно-правовых формах, но не содержит важные позиции. Так, к примеру, он не включает новые для белорусского законодательства, однако вполне необходимые формы НКО, такие как некоммерческие партнерства, СРО и автономные НКО. Указанные формы активно применяются в РФ и показали свою эффективность. Существенным будет являться введение такого понятия в белорусское законодательство как «некоммерческие партнерства», аналогичное действующему в РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона «О НКО» некоммерческое партнерство − это основанная на членстве НКО, учрежденная гражданами и (или) ЮЛ для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Данная форма НКО успешно бы решила вопрос об оказании юридической помощи гражданам, правовое регулирование которой на данный момент вызывает затруднения.
В российской практике активными участниками хозяйственного оборота являются СРО. Существуют специальные нормативные акты, регулирующие их статус, например, Закон РФ «О СРО».
СРО признаются НКО, созданные в целях, предусмотренных данным федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Преимущество этих организаций заключается в саморегулировании, т.е. в самостоятельной и инициативной деятельности, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Следовательно, указанные организации могут осуществлять ряд функций, которые не всегда эффективно выполняют государственные органы. Полагаем, что введение понятия «СРО» актуально, поскольку это позволит не только перераспределить функциональную нагрузку государственных органов, но и повысит качество работы участников таких организаций.
Следует сказать, что трактовка понятия «СРО» является дискуссионной. Согласно концепции развития законодательства РФ, термин «СРО» характеризует не гражданско-правовой, а публично-правовой статус ЮЛ, который оно приобретает, отвечая установленным законом требованиям, с момента включения сведений о нем в специальный государственный реестр. СРО относятся к корпорациям и не обладают формообразующей гражданско-правовой спецификой, поэтому особая регламентация их гражданско-правового положения в ГК не требуется. Однако, в российском законодательстве, на уровне ГК планируется внесение поправок, согласно которым все ЮЛ будут делиться на корпоративные и унитарные, а, следовательно, необходимости закрепления СРО на уровне ГК нет. Поскольку белорусское законодательство закрепляет иное деление ЮЛ, то СРО можно рассматривать как формообразующую НКО.
Необходимо отметить положительную тенденцию в белорусском законодательстве относительно введения института СРО. Во исполнение пункта 47 мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» Министерством юстиции разработан проект Закона Республики Беларусь «О СРО». Введение института СРО позволит оптимизировать роль государственного регулирования предпринимательской деятельности и повысить качество работы участников хозяйственного оборота.
Еще одной, достаточно прогрессивной формой некоммерческих ЮЛ являются автономные НКО. Согласно ст.10 Закона РФ «О НКО» автономной НКО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) ЮЛ на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Анализ российской законодательной практики позволяет выявить рациональное направление в совершенствовании отечественного законодательства.
Российский законодатель отстаивает позицию, согласно которой создание и функционирование законов общего характера является нецелесообразным. Гражданско-правовая регламентация должна оставаться двухуровневой: общие положения, закрепленные ГК, и специальные законы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм. Исходя из вышесказанного, закон о НКО не соответствует указанной двухуровневой структуре. Представляется целесообразным и возможным полностью урегулировать в ГК статус НКО как ЮЛ, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам ГК. При этом ГК должен закрепить сравнительно небольшое число основных «моделей» таких ЮЛ, учитывающих юридические (гражданско-правовые) различия их статуса, а не различия в сфере их деятельности. Соответственно, разработанная концепция утверждает, что ФЗ « О НКО» должен утратить силу, так как он текстуально воспроизводит нормы ГК и не регулирует статус ряда НКО (например, большинства госбюджетных учреждений).
Следует согласиться с положениями концепции развития законодательства о юридических лицах в РФ, поскольку, действительно, основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса ЮЛ должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК о ЮЛ. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой юридической конструкции, рассчитанной, прежде всего и главным образом, на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота.
Полагаем, что тенденция развития белорусского законодательства в сфере института ЮЛ должна включить в себя следующие позиции:
устранение противоречия общих и специальных норм;
установление исчерпывающего перечня некоммерческих ЮЛ;
объединение НКО по выделенным критериям (к примеру, по аналогии с российским законодательством − корпоративные и унитарные);
введение прогрессивных, необходимых обществу и эффективных форм, таких как СРО, автономные унитарные НКО, некоммерческие партнерства.