Святительство митрополита Ионы. Разделение Киевской митрополии (1458-1460 гг.)
Патриарх Царьграда не мог быть теперь для Руси тем, чем он был ранее, ведь он уже пребывал не в симфонии с православным государем, а был зависим от турецкого султана-мусульманина. После столь болезненно пережитой Флорентийской унии факт зависимости патриарха от султана мешал вернуть былое доверие к грекам. Напротив, Русь - единственная на тот момент православная держава в мире, - почти уже сбросившая с себя иго монголо-татар, находящаяся в фазе огромного духовного подъема, впервые ощутила себя хранительницей того истинного, основанного на Православии, порядка вещей в его полноте, логика которого заставляла сделать вывод: теперь Русь Московская приняла на себя наследие Рима, Империи, Православного Царства. Таким образом, идея Третьего Рима уже начинала кристаллизоваться в сознании московитов. Однако, на этом взлете Русскую Церковь ожидали и большие испытания. Наибольшей из них стал выход Литовской Руси из-под юрисдикции митрополита Ионы в 1458 г. Произошло разделение РЦ на две независимые друг от друга митрополии. И более, вплоть до конца XVII столетия, воссоединиться им уже не было суждено. Св. Иона стал последним митрополитом, возглавлявшим единую Русскую Церковь, и последним из наших Первоиерархов, титуловавшихся "митрополитом Киевским и всея Руси". Разделение РЦ случилось при следующих обстоятельствах.Произошло примирение Польско-Литовского государя Казимира с Римом. После смерти папы Евгения IV и отречения его противника - базельского антипапы Феликса V - новым папой стал Николай V, Эмиссары Ватикана смогли Казимиру доходчиво разъяснить перспективы, которые создавало принятие унии в Польше и Литве. Уния обещала королю многое: православные русские и литвины, принимая унию, переставали в глазах государя-католика быть "пятой колонной" Московии и становились гарантированно лояльными по отношению к монарху. Можно было надеяться на полное слияние Польши и Литвы, до сих пор объединяемых лишь личной, династической унией, в унитарное государство, одно из самых больших в Европе. А там можно было бы чаять и присоединение опять-таки через унию и Московской Руси. Папа Каллист III, ставший преемником Николая V, не переставал убеждать польского короля в необходимости поспособствовать введению унии в своей державе, рисуя гигантские выгоды от униональной затеи. В итогев 1458 г. Казимир решается отторгнуть у св. Ионы все западные епархии и передать их униатскому митрополиту. Однако, Исидор, напуганный тем отношением, которое ему уже выказали на Руси после его Флорентийского триумфа, и к тому же весьма уже немолодой, в Литовские пределы ехать не дерзнул. Номинально он вплоть до самой своей смерти в 1446 г. продолжал титуловаться "митрополитом всея Руси". Вместо него на Русь Литовскую решено было отправить викария, посвятив его также с возведением в митрополичье достоинство. Таковым был избран ближайший ученик и протодиакон Исидора - Григорий Болгарин. Он был рукоположен униатским Константинопольским патриархом "в изгнании" Григорием Маммой, который жил в Риме. Вероятно, униаты формально разделили Русь на две митрополии.Одна - Московская - номинально числилась за Исидором. Другая - "Киевская, Литовская и всей нижней России", как она официально именовалась, - за Григорием. Вся афера была окончательно утверждена преемником Каллиста III, новым папой Пием II. Последний, был весьма своеобразной личностью. Гуманист в ренессансном духе, он был знатоком и страстным почитателем античной литературы и философии, поэтом-эротоманом. Никаких подлинно христианских убеждений новый папа не проявлял. Понтифик, проявлял такое живейшее участие в деле насаждения Флорентийской унии в Западной Руси, лишний раз подтверждало подлинную сущность восточной политики католицизма - прибрать к рукам новые земли, новые народы, утвердить свою гегемонию над ними, лишь прикрываясь именем Христовым.Казимир IV признал митрополитом над своими русскими подданными униата Григория Болгарина. В юрисдикцию последнего вошли 9 епархий: Брянская (Черниговская), Смоленская, Перемышльская, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Холмская и Галицкая. Василий Темный пытался протестовать против этого шага Казимира. Великий князь Московский написал Польско-Литовскому государю посланиетон которого, надо отметить, довольно резок. Помимо письма, к Казимиру, Всей литовско-русской пастве Иона направил окружное послание, в котором убеждал православных не принимать митрополита-униата и стоять за православную веру. Подвластные Казимиру литовские и русские князья и бояре признали митрополитом Григория: противиться своему монарху они нерешались. Однако, гораздо более тревожным симптомом выглядело молчаливое согласие западно-русских архиереев принять своим главой униата Григория. Все они начали сослужить с римским ставленником, за исключением епископа Евфимия Брянского, который бежал в Московскую Русь и был здесь поставлен на Суздальскую кафедру. Казимир торжествовал: униональная затея, казалось, полностью удалась. Он настолько пребывал под впечатлением от успехов Григория, что направил в Москву, к Василию Темному, письмо с нахальным предложением отказаться от Ионы и принять митрополитом на Москву Григория. Естественно, что Василий отверг притязания униата на Московскую Русь. В ответ на них в Москве в конце 1459 г. собрались все архиереи Северо-Восточной Руси, за исключением Тверского и Новгородского епископов. Здесь, в Успенском соборе, у мощей св. митрополита Петра, они объявили о том, что произошло пагубное разделение "Церквей Киевской и Московской". Епископы принесли присягу в том, что никогда не отступятся от "Церкви Московской", - это выражение употреблено впервые. В указанной детали присяги - утверждении понятия "Московская Церковь" - можно видеть поворотный момент в сознании православных людей Московской Руси: греки впали в ересь папизма и совратились в унию, потому и оказались вскоре покорены турками, а свои русские братья в Литовской Руси последовали тем же пагубным путем, следовательно и там более нет Православия. Вывод один: более невозможно единство РЦ, православной остается лишь ее Московская часть - автокефальная отныне митрополия. Поэтому разделение 1458 года стало окончательным. И если все прошлые прецеденты разделения в XIV-начале XV в.в. мыслились лишь как нечто временное, связанное с политически преходящими моментом, то теперь поставление униата Григория митрополитом на Киев делало невозможным воссоздание единства РЦ. В Северо-Восточной Руси теперь знали лишь одну Православную Русскую Церковь - Московскую митрополию, как она стала отныне именоваться. Кратко подводя итог времени святительства Ионы и княжения Василия Темного, можно отметить, что важнейшими событиями в области церковной явились: разделение РЦ на две митрополии - Московскую и Киевскую, - и обретение Московской митрополией фактической (хотя и не признанной формально Константинопольским Патриархатом вплоть до конца XVI в.) автокефалии.