Вопрос 22. Конфликт поколений
А) Исторический аспект:
в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций, историческими прецедентами. Существование различных моделей отношения к старым людям в разные исторические периоды, у разных народов не исключает восприятие старика как иного, другого со всей амбивалентностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.
В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.
Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.
Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти.
В Древнем Риме воспитанием детей в основном занималась семья. Пока ребенок был маленьким, его воспитывала мать, затем отец, позже, когда подросток начинал участвовать в общественной жизни, им обычно руководил личный друг или патрон семьи. В эпоху возрождения функции семьи ограничивались воспроизводством нового поколения, передачей нажитого имущества и фамильного имени. Общество, в Средневековье, будущее не связывало с детьми. В эпоху Просвещения семье вновь вменяется в обязанности заботиться и воспитывать своих детей.
Технический прогресс XVIII в. обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Долго сохранявшийся престиж старости начал рушиться с развитием индустрии. В XIX веке в результате двух революций - промышленной и демографической - ряды людей преклонного возраста стали увеличиваться, но одновременно позиции их начали слабеть. Погоня за максимальной прибылью становиться целью всех начинаний и решений деловых людей и промышленников. Их идеология приговаривает еще нестарых людей к потере работы и нужде. Промышленная революция отдала бразды правления молодым, то есть возникает роль молодежи в обществе. В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении.
Б) Почему существует конфликт поколений?
- отношение детей формирует общество: «старики – это пережитки прошлого, их мнение не модно»;
- время меняется — меняются стереотипы. Старшее поколение внушает правила своего времени, что чуждо детям;
- старшие умнее и мудрее младших;
- у молодёжи нет опыта, и они не хотят прислушиваться к старшим;
- нежелание и/или неспособность понимать, принимать потребности других;
- разные эпохи, разные ценности;
- разные мировоззрения, взгляды на жизнь;
- взрослые забывают прошлое, а молодые не видят своего будущего;
- старшее и молодое поколение сосредоточено на индустрии и часто нет времени для нормального общения;
- люди осторожно относятся ко всему новому, с недоверием;
- из-за недоверия к старшему поколению;
- из-за эгоизма обеих сторон;
- каждый защищает свои интересы, не желая уступить;
- каждый человек ищет своего, не идя на компромисс (как в футболе);
- старшее поколение чрезмерно озабочено опекой;
- молодёжь имеет больше возможности в получении образования, чем это имели взрослые.
- взрослое поколение не умеет преподнести то, что важно, что нужно преподнести молодым;
- детям хочется свободы, а родители понимают, что эта свобода ни к чему хорошему не приведёт;
- потому что молодой думает, что взрослые глупые, а, став таким же взрослым, он осознаёт, что они давали мудрые советы. И он, давая советы детям, становится таким же глупым для них. Этот круг прерывается почтением старших.
В) Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.