Государство: понятие и признаки

Определить и объяснить природу государства, назвать главные его характеристики, указать основные признаки, т. е. сформировать соответствующее понимание, — одна из основных задач теории го­сударства.

Относительно понятия «государство» в юридической литературе высказаны близкие по смыслу и вместе с тем различающиеся сужде­ния. Назовем некоторые определения государства. «Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, осуществляющая управленческие функции на определенной территории». В более широком аспекте особенности государства раскрываются в следующем определении: «Государство — это суверенная политико-территориальная органи­зация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуж­дения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи».

В основном те же свойства государства, но в иной последова­тельности раскрываются так: «Государство — политико-территори­альная организация суверенной публичной власти, обладающая монопо­лией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на осно­ве права с помощью специального механизма (государственного аппа­рата)».

Таковы представления о государстве, которые можно считать более или менее общепринятыми.

Государство отличается рядом признаков, свойственных ему как особой организации политической власти, к основным из которых относятся:

территориальная организация населения;

суверенитет;

наличие публичной власти;

система налогов;

функционирование посредством права;

наличие специального аппарата управления и принуждения.

От органов власти первобытного общества государство отличает

ряд особенностей.

Распространение власти государства на определенную терри­торию. Территория фиксирует принадлежность данному госу­дарству определенной части земли, поверхности планеты, воздуш­ного и водного пространства, границы территории, их режим, внут­ригосударственную административно-территориальную органи­зацию.

При существовании родового строя власть также распространя­лась на определенную территорию, но эта территория не была по­стоянной. Племена кочевали, и их объединяла не территория, а кровнородственная связь. В условиях государства территория носит постоянный и фиксируемый характер. Иными словами, террито­рия государства — то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция.

Территория государства характеризуется следующими формаль­но-юридическими свойствами. Во-первых, она включает строго определенные компоненты (сухопутное и морское пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ни­ми, 12-мильную морскую зону, исключительные экономические интересы на континентальном шельфе и др.); во-вторых, террито­риальная организация государства проявляется достаточно отчет­ливо в делении населения по административно-территориальным единицам (края, области, районы и т. д.), т. е. организованным мес­там жительства людей. Соответственно, каждое физическое либо юридическое лицо подпадает под власть того государства, на терри­тории которого оно находится.

Очевидно, каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство иностранных властей в дела «своего» общества и деятельность

государственных структур.

Примечательно, что власти различных общественных организаций объединяют людей не по территориальному, а по идеологичес­ким, религиозным, профессиональным признакам.

Государство обладает суверенитетом. Государственный суверени­тет означает самостоятельность, независимость государства в осу­ществлении им своей политики, как в пределах собственной терри­тории, так и в международных отношениях при условии ненаруше­ния суверенитета других государств.

Понятие государственного суверенитета приобрело особое значе­ние в период Средневековья, когда феодальная раздробленность ста­ла сменяться централизацией. Государственная власть приобрела не­зависимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.

Суверенитет как юридическое понятие представляет собой осно­вание правоспособности государства, означает возможность облада­ния высшей властью. Это проявляется в самостоятельности приня­тия решений в области внутренней и внешней политики, распрост­ранении государственной власти на всю территорию страны, об­щеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются, возможности отмены решений иных властей, если они не соответствуют законам.

Суверенитету государства свойственны признаки верховенства и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что данная власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные организации, должностные лица, юридические ли­ца, на всех граждан. Любые решения, противоречащие законам го­сударства, не подлежат исполнению и должны быть отменены.

Независимость государства проявляется: а) в признании данно­го государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других госу­дарств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

С юридической точки зрения суверенитет государства прояв­ляется:

- в исключительном праве на издание законов, других норма­тивных актов, обязательных для всех граждан, организаций и уч­реждений, подпадающих под их действие;

- в исключительном праве на законное применение мер госу­дарственного принуждения. Для этого у государства есть специальные органы — суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопас­ности.

Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. В частности, к числу дискуссионных от­носится следующий вопрос: обладают ли суверенитетом субъекты федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов федерации ограниченного суверенитета, не подтверждающего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство го­сударства и государственной власти. Поэтому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государст­венной власти. Представляется, что эта точка зрения заслужива­ет внимания. Очевидно, не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Существенно то, что Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвер­дил эту позицию.

Наличие публичной власти. Власть имела место и в дого- сударственном обществе. Эта власть, по своей сути, была общест­венной, выражала интересы всего общества, всех его членов, объе­диненных в общине. Верховная власть принадлежала общему со­бранию всех взрослых членов рода.

Государство представляет собой особую политическую публич­ную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Иными словами, государство как субъект, носитель власти функци­онально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект—объект»).

Организация публичной власти представлена в виде особого профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, аппарата, имеющего свою материальную ба­зу. Публичная власть — это чиновники, профессионалы-управлен­цы, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения. Слоя профессионалов, осуществляю­щих управленческие функции, в догосударственном обществе не было.

Аппарату государственного управления свойственны следую­щие черты:

- предназначен для управления обществом;

- обладает властными полномочиями, включающими возмож­ность применения мер принуждения;

- наделен правом принимать обязательные для исполнения всеми правовые акты;

- состоит из государственных служащих — профессионалов осуществляющих управленческие функции.

В целом отличие публичной (государственной) власти от власти родового строя и любой общественной власти заключается в следующем:

- ее централизация, возвышение над обществом;

- наличие профессионального слоя управленцев, основным занятием которых является исполнение государственно-властных функций;

- осуществляется специальными органами;

- властные управленческие решения обеспечиваются государ­ственным принуждением.

Государственные налоги и сборы составляют один из ключевых признаков государства. Любое государство может успешно функцио­нировать, используя необходимые финансовые ресурсы, пополняе­мые за счет налогов, сборов, займов и т. д. Финансы необходимы го­сударству для покрытия различных расходов, в частности на содержа­ние государственного аппарата (системы государственных органов, укомплектованных государственными служащими), развитие эконо­мики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества. Госу­дарственная казна также необходима для содержания производствен­ной и пограничной инфраструктуры, военно-промышленного комп­лекса, потребностей внешней политики, организации демографичес­кой политики, поддержания качества жизни населения и т. п.

Основными источниками пополнения государственной казны являются налогообложение населения, взимание сборов за совер­шение различных действий, требующих государственной регистра­ции, взимание таможенных пошлин за перемещение товаров через государственную границу, коммерческая деятельность государ­ственных предприятий и др.

Различные законно установленные налоги и сборы необходимы также для того, чтобы реализовывать общенациональные социаль­ные программы, охранять окружающую среду и др. Размер, сроки и порядок взимания налогов, акцизов определяются в нормативных правовых актах. I

Монополия на принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов). Государство — единственная политическая организация, обладающая правом издавать правовые акты, содер­жащие обязательные для граждан, организаций веления (предписания), а также обеспечивать их соблюдение и исполнение. Ни одна политическая партия, ни одно общенациональное движение и иные подобные структуры не могут и не способны это сделать, так как не обладают необходимыми правовыми предпосылками (законода­тельной инициативой и др.).

Заметим, что различные общественные объединения также мо­гут издавать определенные акты, но они являются обязательными лишь для своих членов. Особенность нормативных правовых актов государства в том, что они обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.

Неразрывная связь государства и права. В этой связи предельно кратко можно сказать так: не существует государства без права, как не существует права без государства. Посредством права опреде­ляются структура механизма государства, статус государственных органов, должностных лиц, оформляется территориальная органи­зация населения, осуществляются государственные функции. К тому же государство, используя право, устанавливает правовой по­рядок и обеспечивает его соблюдение. «Поскольку право стало не­обходимым, — отмечал М.А. Аржанов, — оно выступает по отноше­нию к государству как объективное общественное явление, которое оказывает воздействие на построение и деятельность государства».

В отдельных учебниках по теории государства и права в качестве признаков государства называется население, т. е. человеческое сооб­щество, проживающее на данной территории. Основной аргумент, приводимый в обоснование этого признака: «Исторически государ­ства складывались и продолжают существовать на определенной этнической и национальной почве, представляют собой продукт на­циональной культуры, пользуются национальным языком, обладают национальным сознанием и национальными интересами и т. п.»2. При этом акцент делается на том, что для образования государства численность населения не имеет решающего значения. Как видим, существуют государства, объединяющие несколько тысяч людей (Ва­тикан, Монако, Люксембург, Лихтенштейн), и государства — гиган­ты по численности населения, такие как Китай и Индия.

Вторичными (внешними) признаками государства признаются государственные символы: герб, флаг, гимн, столица. Обычно эти символы закрепляются в конституциях и иных законах.

3.2. Сущность государства, его содержание и социальное назначение

Философская категория сущность означает совокупность наи­более важных, устойчивых свойств, определяющих самые глубин­ные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Иными словами, вопрос осущ­ности государства, по сути, вопрос определения самой важной его характеристики. В данном контексте отметим: сущность государ­ства — это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции.

В советской юридической науке сущность государства рассмат­ривалась только с классовых позиций — как политическая органи­зация экономически господствующего класса. Соответственно го­сударство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим. За рамками рассуждений о сущности государ­ства оставались иные значимые в этом аспекте характеристики. Имеется в виду то, что посредством деятельности государства в об­ществе реализуются не только классовые, но и иные (социальные, экономические) задачи, обеспечивается необходимый порядок, за­щита территории, границ от посягательства других государств и т. д.

Два названных начала сочетаются в деятельности любого госу­дарства, и без учета этого характеристика сущности государства не будет полной. Следовательно, наряду с «классовым следом» в при­роде государства, необходимо принимать во внимание и другие его характеристики.

Государство как социальное явление не остается неизменным, и соответственно трансформируются представления о его сущности. Примечательно, что в 1960-х годах советские юристы стали предла­гать новые подходы к пониманию государства, его сущности. В этой связи обосновывается идея общенародного государства, которую нельзя было рассматривать в качестве «машины для поддержания господства». Однако этот вывод не вызывал каких-либо практичес­ких изменений.

В современной отечественной литературе акцент делается на том, что сущностные начала государства проявляются в разных на­правлениях. Ключевое предназначение государства в том, чтобы «вести "общие дела" общества, представлять его и организовывать, обеспечивать мир и безопасность людей, руководить общественными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом ре­ального потенциала централизованного управления и обществен­ного самоуправления на местах»1. Думается, это суждение характе­ризует многомерность деятельности современного российского го­сударства, что «преломляется» в ее сущности.

Несмотря на разную содержательную характеристику назван­ных подходов, они не исключают друг друга. Можно сказать, что любое государство обладает двойственной сущностью. Здесь присут­ствуют и черты классовости, т. е. приоритетной реализации интере­сов управляющих групп федерального и регионального уровня, и черты общесоциальные, предопределяемые необходимостью орга­низации общественной жизни, обеспечения интересов всех соци­альных групп, всего населения.

Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой современного российского государства является то, что оно высту­пает как единственная организация политической власти, управляю­щая всем обществом. Российское государство так или иначе регули­рует отношения между всеми социальными группами, является вы­разителем общих интересов населения, выступает в качестве офи­циального представителя общества. С этой точки зрения сущност­ные начала государства России наиболее отчетливо проявляются в том, что оно служит общему благу и выступает как орган консоли­дации различных слоев населения, обеспечения их интересов.

Содержание государства. В научной и учебной литературе проб­леме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего отметим, что «содержание» — понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в определенной форме. В ли­тературе также высказано следующее суждение: «Содержание, как понятие, в противоположность его форме, есть совокупность при­знаков, характеризующих природу предмета, явления».

Содержание характеризует не только глубинные принципиаль­но значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже. В рамках единой сущности содер­жание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных и демо- кратических политических режимов.

В юридической литературе, как правило, признается, что содер­жание государства составляет его разносторонняя деятельность, направленная на реализацию стоящих перед ним задач. Имеются в виду функции государства, т. е. основные направления деятельности (внутренние и внешние).

Содержание государства многогранно и проявляется не только в его разносторонней деятельности, но и в его механизме, т. е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнитель­ной, судебной власти и др.).

Вопрос о содержании государства можно рассматривать и с по­зиции воздействия различных социальных сил на государственную власть и ее ветви, принимаемые законодательные акты и другие го­сударственные решения. Известно, что представители различных партийных объединений («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР), занимающие решающие позиции в Государствен­ной Думе, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.

Социальное содержание российского государства зависит также от национальных отношений, состава национальных республик в со­временной России, взаимоотношений федеральных органов госу­дарственной власти и субъектов Федерации.

Существенно то, что содержание в философском смысле «на­полняет определенную форму». Соответственно говорится о соот­ношении формы государства и его содержания, обращается внима­ние на их единство и несовпадение. Действительно, свою опреде­ленность содержание государства приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное государство как государственная форма — такое государство, которое состоит из ряда государствен­ных образований, на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

Содержание государства — не статичное состояние, оно нахо­дится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиле­ние более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан могут способствовать замене авторитарной формы правле­ния на демократическую, более цивилизованную.

Социальное назначение государства. Слово «назначение», соглас­но справочным изданиям, — область, сфера применения кого (че­го-нибудь, цель, предназначение. Относительно государства со­циальное назначение раскрывает, для чего оно предназначено, ка­ким целям должно служить, в чем его ценность для общества.

Многие мыслители стремились определить значение государ­ства для существования и развития общества. Платон — известный мыслитель античного мира, исходя из своих взглядов на общество и государство, утверждал, что основное назначение государства со­стоит в утверждении нравственности — нравственных идей, что от­вечает интересам личности, общества, власти.

По мнению философов более позднего периода (Г. Гроций, Т. Гоббс), государство необходимо для того, чтобы поддержи­вать общую безопасность личности, общества. По утверждению Ж.-Ж. Руссо, предназначение государства — утверждение общей свободы в рамках нравственных и правовых установлений.

Немецкие мыслители Г. Гегель и И. Кант полагали, что основ­ное назначение государства — в утверждении нравственных начал в обществе, в объединении людей под эгидой (началом) права.

Марксистская теория исходила из того, что основное назначе­ние государства — его использование для утверждения власти гос­подствующего класса, для обеспечения эксплуатации, подавления сопротивления определенных социальных сил, для чего создавался аппарат принуждения. Обосновывалось также следующее положе­ние: государство возникло из потребности держать в узде эксплуа­тируемый класс, оно является средством для «подавления одного класса другим, и притом большинства меньшинством». При этом имелось в виду прежде всего государство, разделенное на антаго­нистические классы.

Вопрос о социальном назначении государства в советской юри­дической литературе не был предметом специального анализа. Если и рассматривался этот вопрос, то оценка социального назначения государства была однозначной: государство — это политическая ор­ганизация господствующего класса, осуществлявшего власть в сво­их интересах.

В современной юридической литературе признается, что глав­ное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

устанавливать в обществе определенныйпорядок и поддерживать его;

обеспечивать стабильность в обществе, выступая необходимым арбитром в отношениях между различными социальными группами при столкновении их интересов;

гарантировать безопасность общества от преступныхпосяга­тельств;

защищать личность от произвола властных структур, созда­вать нормальные условия для всех членов общества, заботитьсяоб определенных социальных группах населения;

выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться согласия в обществе;

заботиться о развитии экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения;

поддерживать оптимальное состояние финансовой системы в условиях существующих кризисных проявлений.

Следовательно, социальное назначение современного российского государства состоит в его разнообразной деятельности, направленной на решение задан и достижение целей, вытекающих из необходимости нормального существования и функционирования общества

Наши рекомендации