Система административного права и его принципы
Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.
Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.
Нормы административного права, прежде всего, делятся на нормы Общей и Особенной частей.
Нормы административного права группируются также по правовым институтам. Например, институты государственной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы и Общей, и Особенной части.
В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления.
Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде:
1. Нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления.
2. Нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц).
3. Нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления.
4. Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих.
5. Нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей.
6. Нормы, определяющие формы и методы государственного управления.
7. Нормы, обеспечивающие законность управления.
Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она состоит из трех частей:
1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью).
2. Управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан).
3. Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией).
Как видите, административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права.
Прежде всего это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм, т. е. те акты, в которых они содержатся.
Виды источников административного права:
1. Законы Российской Федерации:
— Конституция Российской Федерации;
— акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы: Основы законодательства, кодексы и др.; декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания Российской Федерации).
2. Подзаконные федеральные акты:
— указы, распоряжения ПрезидентаРФ;
— постановления, распоряжения ПравительстваРФ;
— приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.
3. Законы субъектов федерации:
— конституции, уставы субъектов федерации;
— законы;
4. Подзаконные акты субъектов федерации:
— указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
— постановления, распоряжения правительств субъектов федерации;
— приказы, постановления министерств субъектов федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов федерации;
Акты местного самоуправления.
Международные акты.
Наличие огромного количества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации.
В практической работе по систематизации источников административно-правовых норм сложились три основных направления: кодификация, инкорпорация и хронологические издания нормативных актов .
Систематизация источников административного права
кодификация
Инкорпорация
Хронологические издания
Кодификация является важнейшей формой систематизации законодательства. Однако кодификация затруднена исключительной мобильностью административно-правовых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами.
Инкорпорация — объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам. В истории административного законодательства этот способ использовался нередко и приносил свои положительные результаты.
Хронологические издания. Эта форма систематизации полезна тем, что можно проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или иных форм, имеется возможность быстро отыскать интересующую норму.