Эволюция научной мысли о налогах
Уральский государственный экономический университет
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
По дисциплине
«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
Подготовлен:
К.э.н., доцентом
Кафедры Г и МФ
Смородиной Е.А.
Тема 1. Экономическая природа налогов
Экономическая сущность налога, его характерные черты и признаки
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы.
Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. «Налоги, – писал он, – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».[1]
Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода при исследовании данного вопроса.
Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение экономической сущности налога как изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ:
Налог– обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Сбор– обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]
В этой связи для характеристики налога необходимо выделить те специфические черты и признаки, которые позволят определить условия и порядок его существования как правого явления.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:
1. Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
2. Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.
Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.
3. Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) налогоплательщика в собственность государству.
4. Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Функции налогов
Как финансовая категория налоги выражают общие свойства присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их экономическую сущность, внутреннее содержание. Рассмотрение положений о функциях налогов составляет предмет научных дискуссий.
Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах, показывают, что теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – чисто фискальный инструмент.[3]
Учитывая вышеизложенное, проанализируем содержание трактовок функций налогов на основе рассмотрения позиций таких ученых-экономистов, как Н.Е Заяц, Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, М.В. Романовский.
Анализ предложенной в таблице 1 информации свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрывается в фискальной функции, которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональная емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика.
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.
Таблица 1
Позиции экономистов на содержание сущности и функций финансов и налогов
Ф.И.О. экономиста | Определение финансов | Функции финансов | Сущность налогов | Функции налогов |
профессор Заяц Н.Е. | Сущность финансов проявляется через распределение и перераспределение части совокупного продукта, называемого чистым доходом (финансы - объективная базисная категория)[4] | 1. Распределительная - отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта 2. Контрольная - порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением СОП, НД и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию | Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными –группами населения и каждым членом общества. Специфичность этих отношений выражается: 1. в обязательном характере налогов (представляет часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан); 2. в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно). | 1. Распределительная - осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанные с реализацией государством своих функций 2. Контрольная - оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику |
профессор Родионова В.М. | Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества (финансы относятся к экономическому базису)[5] | 1. Распределительная- обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения 2. Контрольная- способность «сигнализировать» о течении распределительного процесса Тесное единство с распределением | Экономическая сущность налоговхарактеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. | 1. Фискальная - формирование бюджетного фонда 2. Экономическая(иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения |
продолжение таблицы 1
Ф.И.О. экономиста | Определение финансов | Функции финансов | Сущность налогов | Функции налогов |
профессор Дробозина Л.А. | Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства (финансы базисная категория)[6] | 1. Распределительная- проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов 2. Контрольная - проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению (осуществляются одновременно) | Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. | 1. Фискальная – образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства 2. Регулирующая - означает, что активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежный спрос населения |
профессор Романовский М.В. | Государственные (публичные) финансы – система денежных отношений по поводу формирования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. | 1. Образование денежных фондов. 2. Использование денежных фондов.[7] | Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения большой эффективности взимания налогов. Налог также является рычагом воздействия государства на экономику.[8] | Исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и является атрибутом налога – нет денежных перечислений в бюджетный фонд – нет налога. |
Налоговые теории
Таблица 2
Эволюция научной мысли о налогах
Название теории | Период | Представители | Суть теории | Понятие налога |
Общие теории: | ||||
1. Теория обмена | Средние века | Через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. (возмездный характер налогообложения). Формальное отражение существующих отношений. | Господство договорных отношений - между королем и подданными. | |
2. Атомистическая теория | Эпоха просвещения (XVII-XVIII вв.) | Себастьян Ле Петр де Вобан (1707 г.); Шарль Луи Монтескье (1748 г.); Томас Гоббс (1651 г.); Вольтер; Оноре Мирабо | Налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и другие услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, представляемыми государством. | «Налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка» (Мирабо) «Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное» (Вольтер) |
3. Теория наслаждения | Первая половина ХIХ в. | Жан Симонд де Сисмонди | Налоги есть цена, уплачиваемая гражданам за получаемые им от общества наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. | «Налог есть цена, уплачиваемая за получаемое им наслаждение» (Ж. Симонд де Сисмонди) «Налог есть жертва; но в тоже время и благо, если услуги государства приносят нам больше наслаждений, чем сколько отнимает у нас жертва, ценой которой мы их получаем» |
4. Теория налога как страховой премии | Первая половина XIX в. Вторая половина XIX в. | Джон Рамсей Мак-Куллох; Адольф Тьер; Э. Де Жирарден | Налогоплательщики выступают как члены страхового общества, считали одни. Другие - что плательщики налога похожи на коммерсанта, который страхует свой товар от риска, связанного с опасностями мореплавания, и уплачивает страховую премию. | Налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. |
Продолжение таблицы 2
Название теории | Период | Представители | Суть теории | Понятие налога |
5. Классическая теория | Вторая половина XVIII в. - первая половина XIX в. | Адам Смит Давид Рикардо | Более высокий научный уровень. Налоги один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. | Определения как такового нет. Только «расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т.е. налогами. |
6. Кейнсианская теория | Первая половина ХХ в. | Джон Мейнард Кейнс | Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. | |
7. Монетаристская теория | 50-е гг. ХХ в. | Милтон Фридмен | Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. Налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. Через налоги изымается излишнее количество денег. |
Продолжение таблицы 2
Название теории | Период | Представители | Суть теории | Понятие налога |
8. Теория экономики предложения | Начало 80-х годов ХХ в. | М.Бернс; Г. Страйн; А. Лаффер | Рассматривает налоги в качестве одного и факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогов и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового беремени, приведет к бурному экономическому росту. | |
Частные налоговые теории | ||||
1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложений | Средние века Конец средних веков Конец XIX в. | В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого и косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. Первая позиция - косвенные налоги являются вредными, поскольку они ухудшают положение народа. Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. В конце XIX в. все споры привели к необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением. | ||
2. Теория единого налога | XVIII в. Англия | Теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство станет невозможным, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д. |
Продолжение таблицы 2