Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфраструктура.
Кругооборот ресурсов, продуктов и дохода с участием домашних хозяйств и фирм.
Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Конкуренция(от лат. concurere — бежать вместе) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Выделяют конкуренцию:
а) По отраслевому признаку: внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Межотраслевая конкуренция - это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала;
б) По способам соперничества: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция характеризует рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения.
При неценовой конкуренции выбор товаров диктуется такими критериями, как их технический уровень и качество, условия после продажного обслуживания и т.д.
в) По состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную и регулируемую.
Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.
Принято выделять три основных вида несовершенной конкуренции: монополистическую, олигополию и чистую монополию.
Монополия подразумевает присутствие на рыке одного продавца.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
Под олигополией понимают рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка.
Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.