Понятие и формы реализации норм права
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция по теме:
«РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА»
ПЛАН:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Стр.
Организационно-методические указания…………...………………...…….. 4
Список использованной литературы ……………………………………….5 - 6
Введение ……………………………………………………………………. 7 - 9
1. Понятие реализации норм права. Формы реализации правовых норм...........10-20
2. Применение норм права: понятие, признаки, формы, основания. ………….20-25
3. Стадии правоприменительного процесса …………………….……..……….25-30
4. Акты применения норм права: понятие, виды, их отличие от нормативно-правовых актов………………………………………………………………….....30-34
5. Правоприменительные акты органов внутренних дел………………………34-42
6. Понятие и причины возникновения пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Коллизии правовых норм……………………….…...………...…...…42-46
Выводы……………………………………………………………………... 47
Организационно-методические указания:
Цели лекции:
1. Достигнуть достаточно ясных представлений о понятии и формах реализации норм права.
2. Выделить основные признаки, формы и основания правоприменения – как особой формы реализации норм права.
3. Раскрыть стадии правоприменительного процесса.
4. Установить понятие, признаки и виды правоприменительных актов и их отличие от нормативно-правовых актов.
5. Соотнести понятие «аналогия закона» и «аналогия права».
6. Выявить причины возникновения пробелов и коллизий в праве и пути их устранения.
Методы и средства достижения учебных целей:
Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
ПЛАН
№ п/п | Содержание лекции | Распределение учебного врем. |
Введение | 10 мин | |
1. | Понятие и формы реализации норм права. | 10 мин |
2. | Применение норм права: понятие, признаки, формы, основания | 15 мин. |
3. | Стадии правоприменительного процесса | 10 мин |
4. | Акты применения норм права: понятие, виды, их отличие от нормативно-правовых актов | 10 мин. |
5. | Правоприменительные акты органов внутренних дел | 10 мин. |
6. | Понятие и причины возникновения пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Коллизии правовых норм. | 15 мин. |
Заключение | 10 мин. | |
ИТОГО | 1 час 30 мин |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Божок В.А. Проблема разграничения института аналогии и субсидиарного применения правовых норм // Нотариус. 2006. № 5. С. 31-33.
2. Ершов В.В. Правопонимание, правотворчество и правоприменение // Российское правосудие. Научно-практический журнал. 2008. № 5 (25). С. 7-17.
3. Никитин Р.С. Конституционное правоприменение и правоприменительное пространство // "Черные дыры" в Российском законодательстве. Юридический журнал. 2007. № 5. С. 56-57.
4. Петрищев В. Существенное изменение обстоятельств: правоприменение в России и за рубежом // Хозяйство и право. 2007. № 12. С. 120-128.
5. Тихомиров Ю.А. Правоприменение: от стихийности к системе // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 27-36.
6. Тихомиров Ю.А. Правоприменение: теория и практика. Монография. М., 2008. 432 с.
Дополнительная литература:
1. Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права // Юрист. 2002. № 8. С. 18-23.
2. Всеволодов С. Смещение терминов затрудняет правоприменение // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 20-21.
3. Качановский Ю. Право и правоприменение // Право и политика. 2003. № 12. С. 109-114.
4. Матузов Н.И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения// Правоведение. 2000. № 5.
5. Савченко А.Н. Закон, правоприменение и нравственность // Российский судья. 2003. № 9. С. 23-28.
6. Тверитин С.А. Правоприменение как особая форма реализации права. Лекция. Домодедово, 2002. 18 с.
7. Цыбулевская О.И. Правоприменение: нравственные проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 72-83.
8. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе// Правоведение. 2001. № 4.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация правом своих функций осуществляется путем разнообразных форм и способов, различными субъектами, основывается на определенных принципах.
Издание нормативных актов это еще не воплощение их в жизнь, это, как отмечается многими авторами, только начало дела. Принятые нормативные акты необходимо реализовать, т. е. воплотить в жизнь, добиться определенного социального результата. Реализация права - это реализация его социального назначения, воплощение норм права (содержащих в них предписаний) в реальную действительность. Это может быть активное действие субъекта права, воздержание от совершения действия, приобретение определенного блага, соблюдение обязанности и т. п.
Если бы нормы права нельзя было реализовать, т. е. претворить в жизнь, то они оставались бы бездействующими и не имели бы никакой социальной ценности.
Эффективная жизнь права заключается, прежде всего, в его реализации, без нее оно бездействует. Без реализации право было сводом недействующих и соответственно бесполезных прав.
Поэтому проблема реализации права относится к числу актуальных как в юридической наука так и практике, поскольку она связана с вопросами жизни права, его практической значимости, его необходимой эффективности. Данное обстоятельство породило много определение различную терминологию, призванную более точно отразил смысл и существо категории «реализация права».
При рассмотрении проблемы реализации права употребляются такие понятия, как соблюдение, претворение, применение и т. п. Цель преследуется при этом одна: дать более точную характеристику, обратить внимание на одну из сторон, подчеркнуть одно из свойств такой многоаспектной, многогранной категории как реализация права.
Именно в процессе реализации протекает должная жизнь правовых предписаний; в данном случае право не просто возможность, оно есть действительность. Поэтому реализация права - это действие права, наблюдаемое (осуществляемое) в поведении его различных субъектов: граждан, организаций, должностных лиц, органов государства, самого государства.
Реализация права характеризуется таким поведением его субъектов, которое соответствует правовым предписаниям и направлено на приобретение ими и использование предоставленных правом возможностей, исполнение установленных юридических обязанностей. Законодатель, принимая ту или иную норму права, имеет в виду определенный социальный результат, который будет достигнут в результате действия этой нормы. Правовая норма принимается не ради принятия, т. е. ее принятие не самоцель, а необходимость, расчет на некий социальный результат, на достижение определенных социальных последствий: закрепление каких-либо отношений, их изменение, приобретение кем-либо определенного блага, установление определенного порядка и т. д.
В реализации права заинтересованы не только законодатель, но и обладатель субъективного права, и общество в целом, так как процессу реализации свойственно, прежде всего, правомерное поведение, т. е. поведение, угодное, желательное обществу. Вот почему реализация права рассматривается не только как осуществление права в действиях его субъектов, но и как достижение целей правового регулирования, решение правом определенных социальных задач. Необходимо отметить, что нормы права как общеобязательные веления государства имеют несколько способов воздействия на поведение субъектов права (дозволение, обязывание, запрет), соответственно и формы реализации правовых норм имеют несколько вариантов - воздержание от совершения определенных действий, активное поведение и т. д. Кроме того, норма права имеет такие структурные части как гипотеза, диспозиция и санкция, что также влияет на методы и формы их реализации.
Так, реализация позитивного правила (диспозиции) - это нормальная обычная реализация, осуществляемая в правомерных поступках субъектов права. Реализация санкции протекает уже в других условиях и формах. Здесь чаще всего имеет место принуждение, т. е. наблюдается принудительный характер процесса реализации, поскольку требуется проявление властных полномочий, принудительное воздействие на субъектов права, чтобы санкция была реализована.
Реализация права может протекать как в общих, так и в конкретных правоотношениях. В рамках общих правоотношений нормы права реализуются, как правило, в виде воздержания субъектов от совершения запрещаемых действий. Наиболее очевидно это в случаях ненарушения административно-правовых и уголовно-правовых запретов (соблюдают правила дорожного движения, не совершаются преступлена и т. п.). В данном случае реализация происходит потому, что обязанные субъекты (граждане, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица) выполняют предписания правовых норм, воздерживаясь от запрещенных поступков. Конкретные правоотношения здесь не возникают, поскольку юридического факта - нарушения запрета кем-либо из указанных субъектов, а есть лишь их общая правовая связь с государством, установившим соответствующий запрет.
В конкретных правоотношениях реализация права более очевидна и ощутима. В этих правоотношениях субъекты реализуют свои права, приобретают определенные блага, выполняют конкретные обязанности. В данных правоотношениях субъекты непосредственно взаимосвязаны между собой, о противостоят друг другу как управомоченные и обязанные лица, реализующие свои субъективные права и выполняют: соответственно этим правам обязанности. В таких правоотношениях реализуется большинство правовых норм. Законодатель во всех странах стремится к тому, чтобы принимаем им законы реализовывались на практике, чтобы нормотворчество не выглядело напрасной работой. Упрек современным законодателям часто состоит в том, что принятые ими законы не работают, т. е. не исполняются, не применяются. Поэтому, принимая закон, следует заранее продумать как он будет реализован. Вот почему количество законов еще не свидетельство их эффективности, ибо эффективность законов можно оценить только благодаря их реализации.
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА
В научной и учебной юридической литературе имеется несколько определений реализации права.
Н. И. Матузов и А. В. Малько под реализацией права понимают «процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений».
В. И. Леушин считает, что реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций.
В приведенных и других определениях подчеркивается важнейшее качество, важнейшая черта реализации права - это его воплощение в жизнь через деятельность субъектов права. Для процесса реализации является безусловным положение о необходимости исполнения, осуществления правовых предписаний. Если положения правовых норм не будут реализовываться, то каким бы хорошим не выглядел закон, он не будет иметь ценности для человека, он будет не более чем пустой декларацией, сообщением о намерениях, но не обязательным к исполнению юридическим документом.
Л.А. Морозова обращает внимание на следующие важные особенности процесса реализации права:
- реализация всегда связана с правомерным поведением. Только правомерное поведение участников общественных отношений реализует норму права, неправомерные действия нарушают ее;
- в реализации права заинтересован, прежде всего, тот субъект, который обладает субъективным правом, поскольку он в результате реализации может приобрести определенные блага, достичь необходимой цели, удовлетворить свой интерес и т.п.;
- реализация – это не однообразное, однолинейное действие права, она осуществляется в различных формах, поскольку разнообразны общественные отношения на которые воздействует право, неодинаковы методы правового регулирования, неодинаков правовой статус субъектов права, различны виды правовых норм и т.д.
Реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.
Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых юридические механизмы реализации права, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.
Юридические МЕХАНИЗМЫ реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.
В романо-германской системе процесс правореализации включает в себя следующие этапы.
1. Первый этап – возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон означает: а) их конституционное закрепление; б) их закрепление в текущем законодательстве.
2 На втором этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия. Применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.
3. Третий этап, заключительный представляет собой собственно реализацию права. Именно здесь права из возможности превращаются в действительность и это превращение происходит по воле обладателя права, т.е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.
В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.
Возведение правовых притязаний, т.е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент – ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.
Механизм реализации правового притязания в англосаксонской правовой системе более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд.
Итак, для понимания того, что такое реализация права, необходимо уяснить следующее: в реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т.е. субъект права. Все иные лица – обязанная сторона, правоприменитель, законодатель – действуют в конечном счете в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован. Введен в действие механизм реализации права.
Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т.е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям.
I. По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.
II. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение права.
Практика свидетельствует, что наиболее сложившими и очевидными являются четыре формы: 1) соблюдение, 2) исполнение, 3) использование и 4) применение.
Первые три считаются простыми, а четвертая - применение сложной формой реализации. В основе указанных форм лежат степень активности субъектов права в процессе реализации, а также правовое положение отдельных из них в механизме правореализации (например, управомоченный или обязанный).
Соблюдение, исполнение и использование являются основными, самыми массовыми формами реализации, их называют простыми формами реализации, поскольку они связаны, прежде всего, с непосредственными действиями многочисленных субъектов права, в которых нормы права и находят свое воплощение, свою непосредственную (фактическую) реализации например, соблюдение правового запрета абсолютным большинством субъектов права или даже всеми субъектами.
1. Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Соблюдение - основная форма, посредством которой реализуют свои обязанности все субъекты общественных отношений. Основной она является и потому, что закреплена в Конституции РФ, которая обязывает государственные органы, общественные организации, должностных лиц и граждан соблюдать законы и основанные на них другие нормативные акты. Данная форма охватывает всех субъектов права без исключения и в этом смысле она является универсальной, всеобщей.
В большинстве случаев соблюдение прав происходит незаметно, обычно «нефиксированно». Именно поэтому ее юридический характер ярко не проявляется, «не бросается в глаза». Тем не менее соблюдение есть правовое явление.
Соблюдение права, по сравнению с другими формами его реализации, характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, соблюдение запретов, исполнение конституционных обязанностей непосредственно связано с государством и возможностью государственного принуждения. В литературе это зачастую отрицается. Однако, как справедливо замечает И. Сабо, следует помнить, что «за соблюдением нормы стоит введение, указываемое государством».
Во-вторых, границы соблюдения (по содержанию) определены более четко, чем, например, использование. При соблюдении необходимо воздержание от запрещенных конкретных действий, а при использовании у субъекта много вариантов поведения, поскольку субъективное право содержит несколько правомочий и возможностей.
В-третьих, соблюдение служит важной гарантией осуществления прав и свобод другими гражданами.
В-четвертых, соблюдение может быть добровольным и принудительным, тогда как использование только добровольным. Несоблюдение правовых требований есть правонарушение, а неиспользование права - правомерное поведение.
В-пятых, соблюдение - это всегда требуемые, необходимые поступки и действия. От государства на этот счет исходит императивное веление. Использование же есть возможное, желаемое, целесообразное, с точки зрения законодателя, поведение.
В-шестых, в отличие от применения, соблюдение права носит властного характера. Субъектами соблюдения являются все участники общественных отношений, тогда как приме ют право лишь уполномоченные на то государственные органы и должностные лица, организации.
Соблюдать - значит выполнять нечто установленное, предписанное, указанное.
Соответствие поведения субъекта той модели, которая держится в правовой норме, дает основание говорить, что соблюдается. Соблюдая право, индивид «не вступает в конфликт ни с другим индивидом, ни с государством... Такое ведение «может быть пассивным или активным, но оно неупречно» (И. Сабо).
Соблюдение правовых норм всегда представляло важную политическую проблему. Уже в период рабовладения соблюдению законов придавалось огромное значение. По мнению, например, Платона, «повиновение законам - есть высочайшая услуга, которая может быть оказана отечеству».
«Самое реальное средство укрепления... государственности, - писал М. И. Калинин, - это соблюдение законов всех сферах жизни и деятельности органов власти, общественных организаций и каждого гражданина».
Следует заметить, что соблюдение правовых норм, выступающее на поверхности как добровольное, вовсе не всегда является таковым на самом деле. Добровольное соблюдение - результат волеизъявления субъекта, но при этом лицо может руководствоваться разными мотивами: убежденность в необходимости определенного поведения, стремление получить поощрение, заслужить похвалу, боязнь санкции и т. Добровольность неоднозначна. Если, например, граждане переходят улицу в положенном месте, то это еще не означает, что они поступают так строго добровольно. Одни из них делают это сознательно, считают такое поведение необходимым. Другие видят милиционера, и, боясь наступления неблагоприятных последствий, тоже переходят улицу как положено. И это уже есть принуждение. Третьи были остановлены регулировщиком, когда пытались нарушить правило, им сделано замечание, и они подчинились. Здесь принуждение выступает в его «чистом виде». Таким образом, соблюдение может быв добровольным, вынужденным и принудительным.
Государству не безразлично, какими соображениями руководствуется человек, соблюдая закон, совершая тот или иной поступок. В зависимости от этого будут оцениваться его поведение, социальная позиция, наступившие последствия.
Соблюдение закона - не «частное» дело отдельного субъекта. Это - требуемое, нужное, должное и юридически значимое поведение.
Соблюдение законов - глобальная обязанность всех субъектов общественных отношений. Содержанием его является поведение, соответствующее правовым нормам. Возложив эту обязанность на различных субъектов как участников общественной жизни, государство оставляет за собой право требовать соблюдения этих предписаний, а в необходимых случаях принуждать к этому. С другой стороны, на государстве лежат морально-правовые обязательства обеспечивать условия для осуществления прав и обязанностей, интересов и потребностей граждан. В силу этого и возникают особые правовые связи (отношения) между государством и гражданами, а также последних между собой.
2. Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору.
Исполнение - это, в некоторой степени, противоположная соблюдению форма реализации, ибо она предполагает активное поведение, требует активных действий от субъектов права по выполнению возложенных на них обязанностей. Исполнение правовых норм касается органов государства, должностных лиц, которые обязаны исполнять возложенные на них задачи, оно касается физических лиц, которые также должны проявлять активность в выполнении возложенных на них некоторых обязанностей, например, вовремя и правильно платить налоги.
В этой форме реализуются не только обязанности, но и права. Особенно это относится к органам власти и управления, должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются, организуются, назначаются, прежде всего, для исполнения норм права. Неслучайно одна из ветвей власти называется исполнительной. Ее назначение - исполнять принятые законы.
3. Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Использование - наиболее демократическая форма реализации, поскольку она чаще всего связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъектов права. В данном случае реализуются, в первую очередь, управомочивающие нормы, т. е. такие, которые наделяют правами, а не обязанностями. Необходимо отметить, что использование должно осуществляться в рамках и пределах закона, иначе использование может перерасти в злоупотребление правом, или напротив, для органов власти, должностных лиц в неиспользование права в необходимых случаях.
Использование может включать в себя: фактические действия, юридические действия, требования к обязанному лицу, притязания.
Например, ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требований к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).
Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.
4. Применение норм права. Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др.
Реализация права, как многогранный и разносторонний процесс осуществляется разнообразными методами.
В юридической литературе выделяют следующие характерные методы реализации права:
1) метод добровольного соблюдения, исполнения и использования субъектами права юридических норм;
2) метод автономного (договорного) решения вопросов субъектами права;
3) метод государственно-властного предписания.
Добровольный методхарактерен для таких форм реализации права, как активные действия или воздержание от действий, запрещенных правом. Результат воздействия нормы права на общественные отношения в данном случае проявляется напрямую, без дополнительного акта, конкретизирующего права и обязанности отдельных лиц. Следовательно, такое поведение представляет собой непосредственные формы реализации норм права. В этих формах субъекты добровольно сообразуют свои действия с предписаниями норм права, общее юридическое воздействие не связывается с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, осуществляется вне правоотношений.
Нормы права реализуются также при помощи автономного (договорного) метода. В этом случае ценность предписаний, содержащихся в нормах права, приобретает реальное значение только при условии возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений и реального осуществления субъективных прав и юридических обязанностей. При реализации права при помощи автономного (договорного) метода объем правоспособности исходит из нормы права, а конкретизация прав и обязанностей вытекает из договора, заключенного между субъектами.
Для данной формы реализации характерно то, что предписания, содержащиеся в нормах права, приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и управления, т.е. в процессе такой реализации отсутствуют отношения власти и подчинения субъектов. Отношения подобного типа основываются на юридическом равенстве сторон.
Данная правовая форма деятельности субъектов влечет последствия, непосредственно касающиеся самих субъектов правоотношений.
Реализация права осуществляется также при помощи метода государственно-властного предписания. Для нее характерно то, что здесь обязательно участвует властный государственный орган, должностное лицо или по специальному полномочию государства другой орган. Такую форму реализации права через правоотношения можно назвать властной, административно-правовой. Инициатором возникновения, изменения либо прекращения правоотношения в результате осуществления панной формы реализации права может быть государственный орган, должностное лицо либо гражданин.
Проблема реализации права очень тесно связана с проблемой действия права. Дело в том, что реализация права и действие права так близки по своему содержанию, что иногда в юридической литературе их считают тождественными явлениями. Например, В. В. Перфильев прямо писал: «действие права в своем функциональном аспекте совпадает с реализацией правовых норм».
Большинство авторов исходят из того, что «действие права» категория более широкая, чем «реализация права». Под действием права понимается весь спектр воздействия и влияния права на общественные отношения (С. С. Алексеев), т. е. действие права - это идеологическое, психологическое, нормативное, ценностное и т. д. воздействие права на общество, ею структуры, отдельную личность. Оно включает не только поведенческие акты, но и восприятие правовой идеологии, правовой политики, правовых установлений субъектами права.
Вместе с тем не следует слишком противопоставлять действие и реализацию права. Прав Д. А. Керимов в том, что реализация правовых норм, являясь одним из проявлений действия права, есть по своей сути более высокая ступень действия права. Подобная связь действия и реализации права выражается в том, что действие права охватывает своим содержанием реализацию права (следует при этом иметь в виду, что не всякое действие связано с его реализацией), а реализация всегда свидетельствует о результативности действия права, что фактические и юридические цели права достигнуты. Из этого как раз и следует, что категория «действие права» являйся более широкой, более содержательной по отношению к понятию «реализация права», так как охватывает явления, не входящие в правореализационный процесс. В то же время реализация права характеризует одно из качественных свойств действия права, его воплощение в жизнь через призму имеющих юридическое значение действий субъектов права, т. е. отражает деятельностную сторону субъектов права.