Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознаниеформируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителямигруппового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

45. Политическая идеология: структура, функции, уровни

Политическая идеология представляет собой высший уровень политического сознания. "Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить"[1]. И наблюдаемая сегодня в той или иной форме массовая реакция отторжения идеологии – феномен по определению идеологический, отчасти отражающий социально-психологическую, экономическую, политическую специфику жизни современного общества. Но это по большому счету не конец эпохи идеологий, а скорее "смена сценариев и ролей, задающих иные стили и жанры представления". На сегодняшний день ощущается потребность в особом внимании к идеологическим процессам в обществе, к тем изменениям, трендам, которые имеют место, но пока латентны. Кроме того, слишком много накопилось проблем, которые не могут быть решены волевым способом, подразумевая направленное, интегрированное, сознательное участие народа. В связи с этим важность углубленного анализа идеологических явлений общественной жизни представляется очевидной.

Сегодня и теоретики, и практики признают, что идеология – одно из самых сложных и неоднозначных понятий и одна из самых дискуссионных проблем в истории социально-политической мысли и общественных наук. Существование различных подходов к определению понятия служит тому подтверждением. По мнению автора фундаментальной работы "Идеология" Т. Иглетона, который проанализировал более 20 определений понятия идеологии, ни одно из них нельзя признать адекватным.

Понятие "идеология" было введено в научный оборот в 1796 г. в докладе "Проект идеологии" А. Д. де Траси – лидером группы философов, получивших в дальнейшем название "идеологов". В этом докладе и в более позднем исследовании "Элементы идеологии" де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени – Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и др., тем самым заложив основы общей "теории идей", или науки об идеологии. Во главу угла ставится понимание той всеобъемлющей роли, которую идея как один из основных элементов человеческого мышления и восприятия играет в жизни человека и всего общества. Идеологии предназначалось стать основой разумного и справедливого устройства общества, изменить лицо мира. Однако идеология де Траси носила абстрактный характер, не учитывала интересы наций, классов, социальных групп, имела субъективно-идеалистическую методологическую основу. Отвлеченность "науки идеологии" от реальной жизни объясняется причиной методологического характера. Д. де Траси придерживался субъективно-идеалистических взглядов, видел задачу философии в исследовании фактов сознания вне их связи с объективной реальностью.

Стремление создать новую науку об идеях – идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики – с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом – соотношение идеологии и науки, онтологическом – связь с практикой, политикой. Эта связь может быть апологетической или критической[2].

В активный социально-политический оборот понятие "идеология" было введено основателями марксизма в XIX в. Заимствуя понятие идеологии у его создателей – "идеологов" XVIII в., К. Маркс использовал его для разоблачения притязаний на власть со стороны буржуазии, при этом он не возлагал надежд на идеологию как на источник общезначимых ценностей. Он раскрыл ее "мнимую всеобщность", которой она пытается прикрыть связь с интересами вполне определенных социальных групп, и сделал отсюда вывод о принципиальной неистинности идеологии, определив ее как "ложное сознание". Иллюзорное и идеологическое отражение действительности Маркс и Энгельс рассматривали как тождественные понятия. Но иллюзии – ложные и превращенные формы сознания – в определенных условиях могут быть упразднены. Разоблачению фетишистских форм сознания, в том числе идеологии как "ложного сознания", сопутствует уверенность в наличии истинного сознания (носителем которого будет выступать пролетариат), способного вытеснить не только ложные, но и превращенные его формы, а также присущие ему фетишизмы. Наука может лишь разоблачать иллюзорные мыслительные формы, но упразднены они могут быть лишь практически. Следовательно, идеология может быть адекватной по отношению к объективной действительности, но может быть и превратной, извращенной. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса содержится мысль о необходимости искать источник социальных идей, понимания исторического процесса в реальной жизни людей, их практической деятельности, материальных отношениях.

В работах исследователей более позднего времени идеология рассматривалась как сознание общества, мировоззрение, при этом указывалось на ее связь с потребностями и интересами людей. Например, П. Сорокин под идеологией общества понимал совокупность представлений, понятий, суждений и их комплексы: убеждения, верования, теории, "мировоззрение", свойственные членам общества, переживаемые и мыслимые про себя и проявленные во вне словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др. М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая ее научность. У А. Грамши дается более широкое толкование идеологии – мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.

Оригинальный взгляд на сущность идеологии имел и немецкий исследователь теории идеологии первой половины XX в. Карл Манхейм. Он различал два значения понятия идеологии: первое он называл частичным, второе – тотальным. О понятии частичной идеологии говорится в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным "идеям" и "представлениям противника", так как считаем их более или менее осознанным искажением фактов действительности, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам. Частичной противопоставляется понятие радикальной, тотальной идеологии. В этом случае речь идет об идеологии исторической эпохи или конкретной и социальной группы (например, класса): имеется в виду своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или социальных групп. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту – их носителю, и по объему, так как во втором случае под идеологией понимается мировоззрение[3].

Многообразие подходов к определению идеологии объективно и является отражением того, что идеология это сложный, многоуровневый и многофункциональный феномен, который принадлежит определенной культурно-исторической эпохе. В зависимости от конкретной ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его сущность. Именно это позволяет авторам вычленять те или иные ее стороны, которые представляются им наиболее значимыми. Таким образом, обобщая основные исследовательские подходы к определению идеологии, выделяются основные значения этого термина. Целостный же подход требует выявления родовой сущности идеологии, присущей любым ее проявлениям. В рамках такого подхода раскрываются коренные свойства идеологии, которые характеризуют ее способ бытия и функциональное предназначение. Учитывая это замечание, сущность идеологии определяется как групповое сознание, реализованное в системе теоретически обоснованных и эмоционально-психологически мотивированных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей, политических организаций, наций, государств, цивилизационных сообществ, которые направляют их деятельность на сохранение или преобразование различным способом существующего общественного устройства. Идеология "охватывает нематериальные аспекты человеческого существования, связанные с субъективной сферой идей, ценностей и мировоззрений в человеческой истории"[4].

При более общем подходе идеология – это совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению общественных отношений, при этом основой идеологического отражения действительности выступают социальные интересы. В этом ракурсе идеология выступает как специфический процесс интерпретации опыта, идеалов, знаний, ценностей, традиций с целью общественного объединения людей, вовлечения их в социальную взаимосвязь. Этот процесс интерпретации социокультурно обусловлен, детерминируется социальными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимодействующих традиций, идей, идеалов, их распространения в обществе. Следовательно, идеология – это и система теоретически организованных принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обществе, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.

Так как идеология представляет собой сложное системное образование, возможны разные подходы к ее структурированию. Структуру идеологии, если иметь в виду отражение в ней общественного бытия в целом, можно рассматривать в зависимости от того, какая сфера, сторона общества отражается, осмысливается и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиозную и другие формы идеологии, что соответствует формам общественного сознания, но не сводится к ним.

Что касается понятия политической идеологии, то оно употребляется для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики и относится к числу наиболее распространенных и важных форм идеологии. Эта приоритетная позиция обусловливается тем, что она затрагивает центральные проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий. И самое главное, состоит в том, что политическая идеология обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Таким образом, политическая идеология в целом включает в себя следующие основные структурные элементы. 1) связь с общей мировоззренческой системой эпохи; 2) программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы; 3) стратегию реализации программных установок; 4) пропаганду; 5) конкретные шаги по реализации программы.

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, как правило, выделяют следующие уровни функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (экспертный), программно-политический (функциональный, пропагандистско-просветительный) и актуализированный (обыденный).

На первом уровне формулируются основные положения, политические теории, обосновываются идейные принципы, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.

На втором – теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги, формируя нормативную основу для принятия политических решений и стимулирования политического поведения граждан. На этом уровне идеология становится политической пропагандой – проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.

Третий уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Можно даже говорить о том, что актуализированный уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое пространство (дискурс) с такими его элементами, как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая такими побочными явлениями, как "идеологические диверсии" и "идеологические инсинуации" (И. Ильин).

Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеологии становится важнейшей составной частью "стиля агрегации интересов" (Г. Алмонд и Г. Пауэлл). Этим понятием обычно обозначают специфический характер, способ функционирования политической системы, определяющие внешние ее проявления в политических культурах.

Вывод о том, что идеология для людей и общества необходима, выступая в качестве "идеальной системы", "схематического образца социального порядка", предполагает выяснение ее функций.

Гносеологическая (или когнитивная) функция выражается в том, что на основе систематизации знаний, полученных в различных сферах и с учетом опыта различных социальных групп, создастся та или иная модель мира и места человека в нем.

Оценочная (аксиологическая) функция – заключается в том, что на основе социальных интересов вырабатывается отношение к различного рода ценностям и нормам поведения.

Программно-целевая функция состоит в том, что идеология "намечает", определяет цели, разрабатывает программы их достижения, регламентируя и задавая субъекту норму социального поведения (а заодно и его мотивы), систему политических ориентаций, определенный социальный, нравственный и эстетический образец, с которыми он соизмеряет стоящие перед ним задачи и преследуемые им цели.

Интегративная функция идеологии проявляется в сплочении людей, усилении солидарности, готовности к согласованным действиям. При этом объединение людей происходит как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе целей противоборства и конфронтации.

Воспитательная функция: идеология обладает существенным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, способствует формированию и развитию политической культуры граждан.

Данный список функций не претендует на закрытость, он, безусловно, относителен. Тем не менее можно указать универсальную функцию идеологии – выработка языка социальной жизни, без которого немыслимы ее целостность, "разумность" в решении многих проблем, затрагивающих интересы граждан. Идеология выступает как система взаимодействующих символов и структура взаимовлияющих смыслов. Вне языка идеологии не произойдет артикуляции социальных интересов и признания всеобщих целей. То есть идеология – это метапроект, программная среда, обеспечивающая развитие. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реалии в конкретных общественно-исторических условиях. Таким образом, идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета власти, властных отношений, выполняя не только функцию легитимации власти, но и выступая в качестве основы и ресурса власти. Что касается последнего, то в этом отношении идеологии нет равных – "исчерпаем", "конечен" практически любой ресурс: материальный, экономический, военный, административный, но идеологический ресурс, как правило, неисчерпаем.

Несмотря на полифункциональность, история обнаружила несостоятельность претензий какой-то одной единственной идеологии на исключительность и научность, но это отнюдь не свидетельствует о несовместимости идеологии и науки. Идеология, как и наука, базируется на определенных теоретических основаниях, используя рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки ее характеризует направленность не на познание истины, а на достижение определенных целей, соответствующих интересам определенных социальных групп.

Научная теория не терпит оценочных суждений, а идеология неизбежно строится на допущениях и оценках. Научная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна строиться исключительно на фактах, установленных и проверенных наукой. Идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.

Таким образом, идеология не нацелена на получение "чистого знания", выявление "объективного состояния вещей" и потому, строго говоря, не имеет права претендовать на объективность и истинность. Наука в отличие от идеологии в постижении истины опирается на разнообразные исследовательские методы и методики, которые в отличие от здравого смысла идеологии позволяют многократно и с разных сторон проверять надежность полученных результатов. Идеология же субъективна по природе, по своей функциональной заданности. Она внедряется в массовое сознание в форме ценностей, идеалов, норм и программ поведения. Ее конечная цель – способствовать утверждению, укреплению или, наоборот, изменению некоторой системы экономических, политических и иных отношений.

Немаловажное значение имеет и то, что любой исследователь в той или иной форме и степени подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий и, соответственно, не может быть полностью свободным от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке политических реалий. Здесь вопрос состоит в степени и масштабах такой тенденциозности.

Признавая принципиальные различия между идеологией и наукой, а также то, что они автономны, обладают различными функциями и не могут быть тождественными, тем не менее следует признать, что плодотворный диалог и взаимодействие между наукой и идеологией не просто возможны, но и необходимы. Наличие плюрализма идеологий, их состязательность – одно из условий того, что борющиеся идеологии будут "прибегать" за советами и рекомендациями к науке. В частности, Ф. Д. Рузвельт был первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии ведущих ученых нации, представителей общественных наук. Именно представители науки должны осуществлять экспертизу идеологических программ.

46. Основные идеологические течения современности

Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться классические идеологии – либерализм, консерватизм, марксизм.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов – националистов в кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, где его классическая форма зародилась в XVII веке как идеология рождающегося класса буржуа, окончательно сформировался к середине XIX века. «Декларация независимости США», обнародованная 4 июля 1776 года, стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Они были сформулированы и приняты к исполнению на официальном государственном уровне. «Мы считаем, - заявили авторы Декларации на весь мир, - самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»[46].

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать Великую французскую революцию. В частности, один из ее главных политико-идеологических документов – «Декларация прав человека и гражданина» (1789), где в системной форме представлены основные принципы классического либерализма: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»[47].

Опираясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка, идею Дж. Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», то есть свободу от социального контроля, от различных ограничений (например, от сословных привилегий и наследственной власти). Во главу угла они ставили проблему свободы не общества, а личности. Среди всех свобод на первое место они ставили свободу экономическую, свободу предпринимательства. Либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулирует развитие производительных сил, демократии.

Таким образом, либерализм воплотился в сфере экономики - в принципе свободного рынка, конкуренции; в сфере политики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма; в области гражданских отношений - индивидуализм, приоритет гражданского общества над государством.

Либерализм формировался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При ближайшем рассмотрении в либерализме можно обнаружить большое разнообразие оттенков. Но, как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и континентально-европейская.

Англосаксонская традиция ассоциировалась со рыночной торговлей, развитием конституционных норм, укреплением демократических ценностей, расширением избирательного права и т.д. Таким образом, здесь индивидуалистическому идеалу придавалось самодовлеющее значение, он рассматривался как исходная цель всякого разумного общества вообще. В своих крайних формах эта тенденция трансформировалась в различные варианты анархизма, либертаризма и другие формы индивидуалистического радикализма. На политической арене носительницей этой традиции стала либеральная партия Великобритании, которая в середине XIX века стала одной из двух ведущих политических партий страны. Однако с выдвижением лейбористов на политическую авансцену либералы постепенно стали утрачивать свои позиции.

В континентально-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказа от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Разнородность либерализма как идеологии и либеральных партий объяснялась тем, что в разных странах с разной степенью остроты вставали различные проблемы: конституционных реформ, экономических свобод, секуляризации государства. В Италии и Германии либерализм превратился в одну из мобилизующих сил национально-государственного объединения.

Идеи либерализма в итоге были взяты на вооружение существенной частью политической элиты Запада, но воплощение их не обеспечивало социальную гармонию в обществе. Обнаружилось, что свободный не регулируемый рынок не обеспечивает социальную гармонию, ведет к организации и обогащению крупных собственников и разорению мелких. Поэтому идеи либерализма стали терпеть кризис, теряя сторонников.

В 30-е годы возникает попытка обновления либерализма, появляются новые направления неолиберализма: «новый либерализм», или «социальный либерализм» и т. д. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый, или социальный либерализм стал Великий экономический кризис 30-х годов. Основополагающее значение в этот период имело кейнсианство, построенное на признании необходимости дополнения традиционных либеральных принципов принципами государственного регулирования в экономической и социальной сферах. Получив первоначально сильнейший импульс в США, где президент - реформатор Ф.Д. Рузвельт провозгласил и начал реализовывать программу «нового курса», этот процесс стал набирать силу в европейских государствах. Смысл нового либерализма четко изложил бывший сенатор США Дж. Кларк-мл., который в частности писал: «Здесь либерал определяется как тот, кто верит в использование всей силы правительства для продвижения социальной, политической и экономической справедливости на муниципальном, штатном, национальном и международном уровнях»[48]. Как видим, это радикально пересмотренный вариант либерализма.

Таким образом, неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия», с обязанностью правительства ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы.

В целом, либерализм – это комплекс принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий. Вместе с тем, либерализм – это тип и способ мышления и поведения. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни.

Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это стиль мышления и поведения, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, предпочитающий прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм — это и соответствующая модель поведения в политике, особая идеологическая позиция, которая эволюционировала от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и принятия некоторых основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т. д.).

История консерватизманачинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам «старого порядка». Общепризнанным пророком консерватизма считается английский политический деятель Э. Бэрк, который в 1790 году выпустил в свет эссе «Размышления о революции во Франции». Выступая против идей французской революции, Бэрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях. Стабильность, равновесие, постепенное обновление – вот те принципы, которым должно следовать общество. Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества, привилегий и сословий.

Консерватизм в отличие от либерализма – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации выше, чем интересы отдельного человека: «быть консерватором… означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству» (М. Оукшота)[49].

После Второй мировой войны консерватизм приобрел новые формы. Особенность этого периода состояла в кризисе левых – от коммунистических до кейнсианских (неолиберальных) – моделей общественного развития. Консерватизм, по сути, заполнил тот образовавшийся идеологический вакуум. Однако, если после Второй мировой войны многие политические партии консервативной ориентации еще не рисковали принять название «консервативных», боясь быть отождествленными с фашизмом, то в уже к 70 годам консерватизм вновь приобретает популярность. В ряде европейских стран возникают политические партии под названием «неоконсервативная», правда, с дополнением «прогрессивная», «народная», «демократическая». Приход к власти в США Р. Рейгана и его избрание на второй срок, победа Консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд показали, что идеи консерватизма созвучны настроениям широких слоев населения.

Идеологи неоконсерватизма пытались обосновать третий путь – а именно, соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, развитие образования и культуры). Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум. Не случайно, Ж. де Местр определял консерватизм как «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». Консерваторы чутко реагируют на настроения масс, требуют принятия новых государственных мер в экономике, против безработицы, расточительства государственных средств. Например, на выборах в 1979 году М. Тэтчер обещала полностью изменить политику господства государства во всех сферах жизни общества. Как утверждал германский неоконсерватор Г.-К. Кальтенбруннер: «Именно консерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и что многое нужно изменить»[50].

В современном консерватизме предлагаются следующие ценности:

- укрепление законности и порядка;

- приверженность социокультурному и религиозному традиционализму (приоритеты семьи, религии, морали);

- ответственность человека за сохранение в себе человеческого начала, умение рассчитывать на собственные силы;

- терпимость к либеральным ценностям.

В современном консерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе личности и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, собственность, семья, закон, порядок, протестантская этика. Консерватор предпочитает известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. По их мнению, для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем решать каждому вопрос, исходя из личного мнения и личного разума.

Подводя итоги, можно констатировать, что современный консерватизм представляет собой весьма сложное и многослойное образование. Поэтому прав Л. Аллисон: «Консерваторы являются одновременно индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми»[51]. Они концептуальные скептики, в том смысле, что не интересуются открытием фундаментальных принципов политики и формулированием широких концепций. Они ищут ключи к решению проблем в практике и конкретных делах. Сегодня, в условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить рациональным противовесом таким крайностям, как национализм, безоглядная вестернизация, исламизация.

К середине XIX века в Европе возникают левые общественно-политические движения, ставящие целью достижение такого общества, в котором реализовался бы принцип индивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Выделилось два направления: радикально-революционное (марксизм) и реформаторское (социал-демократическое), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.

Главный недостаток капитализма - неравное распределение благ;

главное преимущество социализма - равное распределение лишений.

У. Черчилль

Коммунистическая идеология. Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бабёфа с его идеями классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII — начале XIX столетия — утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье, Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения этого социального идеала, сохранив возможность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе.

Марксизм представляет собой радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Схема исторического прогресса сводилась к обусловленности общественных изменений от уровня материального производства, которое в свою очередь определялось господствующей формой собственности, исключала культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а, следовательно, исторически обреченные, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии в капиталистическом обществе, жесткая классовая борьба были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. Поэтому в качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

Новое общество, с точки зрения коммунистической идеологии, характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы - «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо». Признается ведущая роль коммунистической партии как направляющей и руководящей силы.

В дальнейшем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты коммунизма. Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, разработал учение об этапах социалистической революции, партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, при котором были выдвинуты идеи об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, обеспечении общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

Наши рекомендации