Источники права в средневековом Китае

История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока

КЕЙС-СТАДИ

предназначен по теме:

Право средневекового Китая

Специальность«5В030100– Юриспруденция»

Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное

Курс 1

Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.

КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.

Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

Рекомендовано УМС

Протокол № ___«___»____________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ Стр.
Структурные разделы кейс-стади  
Цель кейс-стади по заданной теме  
Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Право средневекового Китая»  
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов    
Казусы-ситуации  
5.1 Список использованной литературы  
5.2 Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов  
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Право средневекового Китая»  
   
   
     

Структурные разделы кейс-стади

Цель кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с пра­вовыми документами, нормативными актами и другими источ­никами права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.

Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«Право средневекового Китая»

Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих ис­торию государства и права средневекового Китая и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным мате­риалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сде­лать анализ ряда положений права средневекового Китая. Основная цель этой работы — научить понимать смысл норм источников средневекового Китая, направленность их норм, возможность практического применения.

Правовые памятники средневекового Китая.

(1 час)

Процесс освоения богатейшего правового наследия средне­векового Китая российскими учеными находится в начальной стадии. К настоящему времени сделаны только первые шаги по переводу текстов китайских правовых памятников эпохи Сред­невековья, осмыслению содержащегося в них материала.

В 1997 году вышла в свет в переводе на русский язык пер­вая часть средневекового китайского правового свода, создан­ного в начале XVII века. Данный свод состоит из сборника "За­конов Великой династии Мин", который был составлен в конце XIV века, и императорских постановлений, изданных в после­дующие столетия.

В 1999 и 2001 годах была издана в переводе с китайского языка на русский значительная часть текста сборника "Уго­ловные установления Тан (Тан люй шу и)", составленного в Китае в 653 году. Указанный юридический сборник известен в исторической литературе под названиями "Танский кодекс" или "Уголовный кодекс династии Тан".

Изучение правовых институтов средневекового Китая в кур­се истории государства и права зарубежных стран необходимо проводить на основе анализа содержания названных юридичес­ких сборников — то есть "Законов Великой династии Мин" и "Уголовных установлений Тан".

Главной целью семинарского занятия по данной теме явля­ется ознакомление студентов с особенностями правовой куль­туры средневекового Китая. Основное содержание вышеуказан­ных правовых памятников составляют нормы уголовного права. Поэтому именно уголовно-правовые понятия и принципы дол­жны стать предметом специального обсуждения на семинарском занятии.

При этом целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

Источники права в средневековом Китае.

2. История создания и общая характеристика сборника "Уго­ловные установления Тан (Тан люй шу и)".

3. Основные черты уголовного права в "Тан люй шу и".

4. История создания и общая характеристика сборника "За­конов Великой династии Мин".

5. Основные понятия и принципы уголовного права в "Зако­нах Великой династии Мин".

Первый вопрос.Рассмотрение данного вопроса следует на­чинать с выявления основных черт право­вой культуры средневекового Китая. При этом необходимо под­черкнуть, что фундамент ее сложился еще в древнекитайском обществе.

Преобладающую роль в регулировании поведения играли в древнем и средневековом Китае нормы морали. Что же каса­ется правовых норм, то они не имели здесь такого значения, какое им придавалось в странах средневековой Европы.

Тем не менее факты свидетельствуют о том, что средневе­ковый Китай имел вполне развитую правовую культуру, хотя она и отличалась рядом особенностей по сравнению с правовой культурой западноевропейского средневекового общества.

При характеристике источников права средневекового Ки­тая следует уделить внимание обычаю и его роли в регулиро­вании общественных отношений, а также закону.

Какова роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения легистов? Какое значение придает закону и обычаю уче­ние Конфуция?

Какое значение придается обычаям в нормах правовых па­мятников средневекового Китая?

Какие разновидности закона были известны в средневеко­вом Китае?

В предисловии к своим законам император Чжу Юань-чжан заявлял: "Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления...". Это заявление о подражании древ­ности или прошлому типично для китайского властителя лю­бой эпохи. Характерной чертой законодательства средневеко­вых китайских императоров является традиционность. Обык­новенно о традиционности говорят применительно к обычному или религиозному праву. Но в средневековом Китае свойством традиционности была глубоко пронизана вся правовая культу­ра, все источники права и в том числе — даже законодатель­ство. В юридических сборниках или сводах законов, созданных в самые различные эпохи истории средневекового Китая, при различных правящих династиях, непременно обнаруживаются одни и те же концепции или учения, претерпевающие, конеч­но, определенные трансформации, но в целом сохраняющие свой стержень.

Данное свойство правовой культуры средневекового Китая необходимо учитывать при анализе текстов различных китайс­ких законодательных памятников.

Второй вопрос.Основу сборника уголовных установлений Тан составили указы основателя династии

Тан императора Гао-цзу, а также нормы юридических сборни­ков, созданные в эпоху правления императоров династии Суй. Смена правящих династий не прерывала преемственности права в средневековом Китае.

Рассматриваемый правовой памятник был создан в период утверждения власти императорской династии Тан. Данный пе­риод совпал со временем интенсивных работ по систематиза­ции действующего права. Наряду со сводом уголовных установ­лении в середине VII века в Китае создается целая серия сбор­ников правовых норм, регламентирующих разнообразные сфе­ры общественной жизни. Так, в 651 году появился сборник под названием "Тан лин", нормы которого определяли структуру и регламентировали деятельность органов государственного уп­равления, государственные повинности различных групп насе­ления. Регулированию деятельности административных ведомств были посвящены нормы юридического сборника "Тан лю дянь", также созданного в середине VII века.

Структура свода уголовных установлений Тан весьма слож­ная. Все его содержание разделено на 30 цзюаней. В каждом цзюане выделяются: основная норма, разъяснения к ней, ком­ментарий. Цзюань — это группа правовых норм. По какому при­знаку объединены нормы, входящие в один и тот же цзюань?

Уголовно-правовыми нормами содержание свода уголовных установлений Тан не исчерпывается. Какие еще нормы входят в состав данного свода? Третий вопросЧто понимается в "Танском кодексе" под преступлением? Различаются ли здесь фор­мы соучастия в преступном деянии, стадии совершения преступ­ления, формы виновности?

Какие виды преступления описываются в рассматриваемом правовом памятнике? Какие преступные деяния включаются в уголовных установлениях Тан в систему "десяти зол"? В чем заключается смысл данной классификации преступлений?

Главная тема уголовных установлений Тан - все же не преступление, а наказание. Содержание первого же цзюаня по­казывает, насколько детально разрабатывалась в средневеко­вом китайском праве эта тема. Вряд ли можно сомневаться в связи с этим, что данные уголовные установления предназна­чались в первую очередь судьям.

Что понимается под наказанием в рассматриваемом право­вом памятнике? Какие виды наказания зафиксированы в "Тан­ском кодексе"?

Какие обстоятельства принимаются во внимание при назна­чении наказания за совершенное преступление? Как учитыва­ется при этом социальный статус лица, подлежащего наказанию?

Четвертый вопрос.

Основу правового свода "Законы Великой династии Мин" составляет сборник законодательных актов основателя династии Мин императора Чжу Юань-чжана, составленный в конце XIV века. В течение последующих двухсот лет к данному сборнику нео­днократно добавлялись новые постановления китайских импе­раторов и делались попытки новой систематизации правового материала. Последняя такая попытка обновления и упорядоче­ния императорских законодательных актов, осуществленная в начале XVII века группой китайских чиновников, и привела к созданию вышеупомянутого правового свода.

Таким образом, рассматриваемый правовой памятник уни­кален в том отношении, что вобрал в свое содержание законода­тельные акты целой эпохи в истории средневекового Китая -эпохи правления императоров династии Мин, охватывающей годы с 1368 по 1644.

Назначение и юридическая природа сборника "Законов Ве­ликой династии Мин" во многом раскрываются в предисловии к нему, составленном основателем династии Мин китайским им­ператором в 1368—1398 годах Чжу Юань-чжаном. По призна­нию императора, он издавал законы с той целью, чтобы народ и сановники знали их, а также для того, чтобы внушить страх перед наказанием за совершение преступления. По распоряже­нию императора сборник его законов был размножен и распро­странен в столице и на местах. Вместе с тем в предисловии к "Законам Великой династии Мин" есть ясное указание на то, что сборник своих норм импера­тор предназначал в первую очередь судьям, которые должны бы­ли присуждать наказания лишь на основании данных им законов.

Содержание рассматриваемого правового памятника типич­но для юридических сборников средневекового Китая. Ведущее место занимают в нем нормы, определяющие меры наказаний за те или иные преступления. Большое место занимают также нормы, регламентирующие деятельность должностных лиц го­сударственного управления. Немало правовых норм посвящено регулированию брачно-семейных отношений. Есть нормы, посвя­щенные регламентации хозяйственной деятельности, имуще­ственных отношений.

Таким образом, перед нами настоящий правовой свод, нор­мы которого касаются самых разнообразных сфер жизни сред­невекового китайского общества.

Пятый вопрос.

При рассмотрении первого вопроса уже от­мечалось, что для законодательства средне­векового Китая характерна традиционность. Эта черта вполне проявляется и в сборнике "Законов Великой династии Мин". Традиционным, причем уходящим в древность, является изло­женное в статье 1 главы I сборника учение о пяти степенях наказания. Традиционна для уголовного законодательства сред­невекового Китая и концепция десяти злодеяний (или зол) — шиэ, описанная в статье 2 той же главы.

В чем заключается суть этой концепции в том варианте, в котором она представлена в изучаемом правовом памятнике?

Перечень десяти злодеяний, представленный в статье 2 главы 1 "Законов Великой династии Мин", выглядит на первый взгляд хаотичным, лишенным какого-либо логичного порядка. В нем игнорируется тяжесть совершенного преступления, вслед­ствие чего оказывается, например, что "самоличное вступле­ние в брак в период траура по отцу [или] матери" или "ложное заявление о смерти деда, бабки, отца [или] матери" трактуются в качестве более тяжких преступлений, чем, например, убий­ство "начальника области, начальника округа [или] начальника уезда. Спрашивается, есть ли в перечне десяти злодеяний ка­кая-либо система? По какому принципу расположены данные "злодеяния"?

Законы династии Мин, как и все средневековое законода­тельство, пронизаны духом неравенства. Выражением его явля­ется, в частности, статья 3 главы I рассматриваемого сборника, в которой перечисляются основания для рассмотрения дела в особом порядке. Принцип неравенства проявляется и в статьях законов династии Мин, посвященных принципам определе­ния наказаний, и там, где идет речь о смягчении участи пре­ступников.

Тем не менее законы династии Мин отражают значитель­но более высокий уровень разработки норм и институтов уголов­ного права, нежели тот, который показывают уголовные уста­новления династии Тан.

Рассматриваемые законы более детально описывают фор­мы соучастия в преступном деянии, выделяя главаря и соучаст­ников. Здесь более четко различаются и стадии совершения преступления, и формы виновности.

Наказание в законах династии Мин составляет главную те­му. Какие виды наказания упоминаются здесь? На основании каких принципов назначается наказание согласно указанным законам? Какие обстоятельства признаются в них смягчающи­ми наказание?

Наши рекомендации