Государственное устройство. Украина - унитарное государство
Украина - унитарное государство. В административно-территориальном отношении состоит из 24 областей и Автономной Республики Крым.
Действует Конституция 1996 г., согласно которой Украина имеет нетипичную форму правления, сочетающую черты президентской, парламентской и советской республик. Политический режим - демократия в процессе становления.
Единственным органом законодательной власти на Украине является однопалатный парламент - Верховная рада Украины. По Конституции она состоит из 450 народных депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе, другая - по пропорциональной.
Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной рады Украины, если пленарные заседания не могут начаться в течение 30 дней очередной сессии. Полномочия Верховной рады Украины, избранной на внеочередных выборах, не могут быть прекращены в течение 1 года со дня ее избрания. Полномочия Верховной рады не могут быть прекращены досрочно и в последние 6 месяцев срока полномочий Президента Украины.
Право законодательной инициативы в Верховной раде принадлежит Президенту, народным депутатам, Кабинету министров и Национальному банку Украины. Законопроекты, определенные Президентом как неотложные, рассматриваются Верховной радой вне очереди.
Верховная рада Украины принимает законы, постановления и иные акты большинством от своего конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. Закон подписывает председатель Верховной рады и безотлагательно направляет его Президенту. Президент в течение 15 дней подписывает закон, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную раду для повторного рассмотрения. Если Президент в течение установленного срока не возвратил закон, он считается одобренным и должен быть подписан и официально обнародован. Если при повторном рассмотрении закон будет принят не менее чем 2/3 конституционного состава Верховной рады, Президент обязан его подписать и официально обнародовать в 10-дневный срок.
Верховная рада занимает наряду с Президентом центральное место в политической жизни страны. Конституция относит к ее компетенции определение основ внутренней и внешней политики; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; рассмотрение и принятие решения по одобрению Программы деятельности Кабинета министров Украины.
Украинский парламент дает согласие на назначение Президентом Украины Премьер-министра и контролирует деятельность Кабинета министров. Верховная рада по предложению не менее 1/3 депутатов от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров и выразить ему недоверие большинством конституционного состава. Вопрос об ответственности Кабинета не может рассматриваться более одного раза в течение очередной сессии Верховной рады, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета.
В число полномочий Верховной рады, кроме того, входят: назначение и освобождение от должности председателя и других членов Счетной палаты, уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека, председателя Национального банка Украины (по представлению Президента Украины); назначение и освобождение половины состава Совета Национального банка Украины; назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии (по представлению Президента Украины); дача согласия назначить и освободить от должности председателя Антимонопольного комитета Украины, председателя Фонда государственного имущества Украины, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; дача согласия назначить на должность генерального прокурора Украины; выражение недоверия генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку; назначение 1/3 состава Конституционного суда Украины; избрание судей бессрочно; досрочное прекращение полномочий Верховной рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначение внеочередных выборов в Верховную раду Автономной Республики Крым; назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; утверждение указов Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения на Украине либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.
Глава государства - Президент Украины, избираемый непосредственно гражданами на 5-летний срок. Одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков подряд. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Украины представляет государство в международных отношениях, назначает внеочередные выборы в Верховную раду в сроки, установленные Конституцией; прекращает полномочия Верховной рады, если в течение 30 дней очередной сессии не могут начаться пленарные заседания.
Глава государства осуществляет фактически полный контроль над исполнительной властью: он назначает (с согласия Верховной рады) Премьер-министра; прекращает полномочия Премьер-министра и принимает решение о его отставке; назначает (по представлению Премьер-министра) членов Кабинета министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; реорганизует и ликвидирует (по представлению Премьер-министра) министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти; отменяет акты Кабинета министров Украины и Совета министров Автономной Республики Крым.
Президент также назначает (с согласия Верховной рады) генерального прокурора Украины и освобождает его от должности; назначает половину состава Совета Национального банка Украины и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; назначает и освобождает от должности (с согласия Верховной рады) председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания; создает и возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины; назначает 1/3 состава Конституционного суда Украины; обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов; осуществляет иные полномочия, присущие главе государства (помилование, присвоение государственных наград, решение вопросов гражданства и т.д.).
Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения. Акты Президента, изданные по ряду вопросов, предусмотренных Конституцией, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение.
Высшим в системе органов исполнительной власти является Кабинет министров Украины, который ответственен перед Президентом, подконтролен и подотчетен Верховной раде в пределах, предусмотренных Конституцией.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия более половины от конституционного состава Верховной рады Украины. Персонально состав Кабинета министров назначается Президентом по представлению Премьер-министра. Последний руководит работой Кабинета министров, направляет ее на выполнение Программы деятельности, одобренной Верховной радой Украины.
Принятие Верховной радой резолюции недоверия Кабинету министров влечет его отставку.
Председатели местных государственных администраций назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Кабинета министров. Председатели местных государственных администраций ответственны перед Президентом и Кабинетом, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.
Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили 2/3 депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.
Правовая система
Общая характеристика
Современная правовая система Украины входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную "евразийскую" группу.
До XV в. Украина и Россия имеют общую правовую историю. В период литовско-польского господства на Украине действовали нормы второго и третьего Литовских статутов (1566 и 1588 гг.), а также обычное казацкое право, касавшееся военно-административного порядка и суда, владения землей, купли-продажи движимого имущества, отдельных преступлений и наказаний. В городах, особенно в тех, которые пользовались правом самоуправления, действовали нормы Магдебургского права и его разновидности - Хелмского права. После воссоединения Украины с Россией одним из источников права стали законодательные акты царского правительства и нормы местной украинской власти.
Разнородность, неупорядоченность и противоречивость норм права Украины создавали значительные трудности в деятельности административных и судебных учреждений. В 1728 г. царским правительством было принято решение создать комиссию для кодификации украинского законодательства. Комиссия закончила работу в 1743 г., и подготовленный Свод "Права, по которым судится малороссийский народ" был представлен на утверждение в Сенат. Он состоял из 3 книг (статута Литовского, Зерцала саксонского и сборника Магдебургского (Хелмского) права, книги "Порядка"), разделялся на 30 глав, 531 артикул и 1716 пунктов. Хотя Свод так и остался неутвержденным, в судопроизводстве им нередко пользовались как авторитетным источником.
После 60-х гг. XVIII в., с ликвидацией малороссийской автономии, стало расширяться применение общероссийского права, которое заметно потеснило другие источники. В XIX в. правовое развитие Украины протекало в общероссийском русле, а с 1918 г. она воспроизводила единые схемы государственно-правового строительства РСФСР и СССР.
Как и другие советские республики, УССР имела собственные кодексы по всем отраслям права. Две широкомасштабные кодификации были проведены в 1920-е и 1960-1970-е гг. В 1960 г. были приняты действующие УК и УПК, в 1963 - ГК и ГПК, в 1969 - Кодекс о браке и семье, в 1970 Исправительно-трудовой кодекс, в 1971 - КЗоТ, в 1983 г. - Жилищный кодекс.
С 1990 г. началось создание новой правовой системы Украины. Основные усилия законодателей были направлены на создание основ для независимой национальной государственности и перехода к рыночным отношениям. В 1990-е гг. на Украине приняты сотни законов, закрепивших (по крайней мере, формально) новые принципы и институты: приоритет прав и свобод личности, многопартийность, разделение властей, конституционный контроль, равенство форм собственности, свободу частной инициативы и т.д. В результате этих изменений украинская правовая система в целом перешла от социалистического типа к романо-германскому.
Тем не менее по темпам правовых реформ Украина стабильно занимает последнее место на территории бывшего СССР. Новая демократическая Конституция была принята только в 1996 г., позже, чем в любой другой бывшей советской республике. К середине 2002 г. на Украине по-прежнему действовали прежние советские ГК, УПК, ГПК, Трудовой, Административный, Брачно-семейный кодексы, претерпевшие множество изменений и дополнений. В то же время принят ряд новых кодексов: Земельный (2001), Арбитражный процессуальный (1991), Таможенный (1991), Воздушный (1993), Кодекс Украины о недрах (1994), Лесной (1994), Кодекс торгового мореплавания (1995), Водный (1995), Уголовный (2001), Семейный (2002).
На формирование нового украинского права оказывает существенное влияние откровенно националистический характер существующего в стране политического режима, что заставляет иногда украинских законодателей идти по пути поиска оригинальных или заимствованных у западных стран моделей правового регулирования вместо использования готовых образцов законодательства России и других республик СНГ. Это может привести к постепенному отдалению Украины от общего правового пространства Содружества.
В настоящее время основным источником права в стране являются законодательные и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, далее следуют законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, подзаконные акты министерств, ведомств, Национального банка Украины, акты местных представительных и исполнительных органов власти.
Несколько более расширенные по сравнению с другими регионами Украины полномочия в области правового регулирования имеет Автономная Республика Крым, хотя новая Конституция, принятая Верховным советом Крыма 21октября 1998 г. и утвержденная Законом Украины от 23 декабря 1998 г., лишила автономию права принимать собственные законы. В место этого в крымской Конституции говорится о "нормативно-правовых актах Верховной рады Автономной Республики Крым".
Институт делегированного либо чрезвычайного (срочного) законодательства Конституцией не предусмотрен.
Согласно ст.9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной радой, являются частью национального законодательства Украины.
Хотя судебный прецедент не признается официально источником права, в таком качестве рассматриваются постановления пленума Верховного суда и акты Конституционного суда Украины.