Государственный политический режим
Появившись в научном обороте в 60-е гг. ХХ века, категория «политический режим» по мнению некоторых ученых. В силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходу в понимании политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменения политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – представляет собой совокупность способов, методов осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирование всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Политический режим в узком смысле – это совокупность приемов и способов государственного руководства; в широком своем понимании – уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры и представления о специфике политических отношений, формах идеологии, типе политической культуры общества (признаки):
1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
3) гарантированность прав и свобод личности;
4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
5) положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
6) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
8) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
9) тип политического поведения;
10) характер политического лидерства;
11) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
12) доминирование определенных методов при осуществлении политической власти (убеждения, принуждения и т.п.);
13) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
14) принципы взаимоотношения общества и власти;
15) политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
16) мера политического плюрализма, наличие многопартийности и легальной оппозиции и т.д.);
17) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Рабовладению присуще деспотические, теократические, монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.
В феодализм – режим абсолютистский, своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или «просвещенного абсолютизма».
При капитализме – либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а т.ж. расистско-националистический, диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах – клерикально-фундаменталистский.
Социализм – народно-демократический, общенародный, авторитарный, тоталитарный режимы, режимы рабоче-крестьянской диктатуры.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистским).
Демократические режимы складываются в правовых государствах.
ДЕМОКРАТИЯ(от греч. «дэмос» - народ, «кратос» - власть) - дословно означает народовластие. Поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования, под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признании ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и т.п. Одним из основных признаков демократии является соблюдение прав и свобод человека.
Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем осознания массами смысла и необходимости следовать демократическим принципам. Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную). К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, анепосредственной - референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и др.
1. Демократические режимы складываются в правовых государствах, они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов:
1) свобода личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества;
2) реальная гарантия личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству;
3) создаются эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);
4) личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия;
5) демократический режим является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах;
6) демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;
7) демократические методы государственной власти позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения;
8) основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы;
9) демократический режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
2. Антидемократические режимы их признаки:
1) соотношение государства и личности, государство в лице своих различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию;
2) полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной сферах (диктатура одной партии в стране);
3) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских, творческих объединений, спортивных и др. обществ);
4) личность лишена фактически субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституциях. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жестокие репрессивные меры;
5) реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой;
7) игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей;
8) не учитываются особенности религиозных убеждений населения. Они полностью отрицают религиозные мировоззрения или отдается предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные религиозные течения.
Виды антидемократических режимов:
1. Тоталитарные государства –государство все, человек – ничто. Власть в руках правящей элиты, остальные отстранены от участия в управлении государством. Подавляется всякое отклонение от определенной государством нормы, люди лишены фактически, а нередко и юридически прав и свобод. Принцип действует «запрещено все, кроме предписанного».
ТОТАЛИТАРИЗМ(лат. «тоталис» - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических режимов, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
Пять основных признаков тоталитаризма:
1) одна идеология;
2) одна партия;
3) террористическая тайная полиция;
4) монополия на средства массовой информации;
5) централизованная экономика.
Тоталитарный режим государственной власти характеризуется взаимным порабощением членов общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает себя субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное его отчуждение от власти. Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Одно из принципиальных условий функционирования тоталитарной системы - искоренение всего, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более какой-либо социальной группы. Для любого тоталитарного режима характерно также то, что он стремится взять на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого отдельного человека.
2. В авторитарном государстве реальная власть т.ж. принадлежит узкому элитарному кругу, интересы личности как правило приносятся в жертву государственным интересам. В политической сфере т.ж. принцип «запрещающий все, кроме разрешенного», однако в иных сферах социальной жизни круг прав и свобод более широк, их осуществление более реально.
АВТОРИТАРИЗМ(лат. «ауторитас» - власть, влияние) - тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти и руках одного человека или властного органа, но при наличии ее определенных ограничений. Авторитарность - односторонняя властность, господство управляющих над управляемыми. Формы: абсолютная монархия, диктатура, теократические и постоталитарные режимы.
К авторитаризму могут привести пограничные способы разрешения политических проблем (реформы, перестройки, преобразования общества), а также революции и войны.
Отличия от тоталитарного режима:
1) ограничиваются не личные, а политические права и свободы;
2) режим опирается не на идеологию или политическую партию, а на армию, традиционную религию и т.п.;
3) не стремится создать и внедрить в общество новую систему ценностей, «нового человека» и пр.;
4) нуждается в более широкой и устоявшейся социальной базе, не ставит целью уничтожение гражданского общества и не носит всепроникающего характера;
5) более мобилен, восприимчив к новациям, вместе с тем, направлен на сохранение традиционных структур;
6) имеет ограничения своей власти: экономические (многообразие форм собственности), политические (зачастую опирается на блок партий или движений), социальные (не претендует на введение единообразия, уничтожение враждебных слоев, классов и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и неявное существование иных, кроме традиционных систем ценностей).
Общие черты с тоталитаризмом:
1) нет легитимного механизма преемственности и передачи государственной власти;
2) права граждан и организаций сужены; серьезная политическая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр.;
3) в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства.
Если авторитаризм сохраняет основы автономии и будущего развития общества, он, как правило, медленно движется в сторону демократии.
ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ – режим, который использует террористические методы. Это тоталитаризм в наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор. Впервые он возник в 1919 году в Италии, где после захвата власти в 1922 году фашистами была установлена соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия, которая в 1933 году во главе с Адольфом Гитлером победила в результате демократических выборов, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашистской диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов не существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.
ВЫВОДЫ
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства также влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм государства.
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройство государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.