Государственный политический режим

Появившись в научном обороте в 60-е гг. ХХ века, категория «политический режим» по мнению некоторых ученых. В силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходу в понимании политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменения политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – представляет собой совокупность способов, методов осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирование всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Политический режим в узком смысле – это совокупность приемов и способов государственного руководства; в широком своем понимании – уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры и представления о специфике политических отношений, фор­мах идеологии, типе политической культуры общества (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

6) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

8) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

9) тип политического поведения;

10) характер политического лидерства;

11) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

12) доминирование определенных методов при осуществлении политической власти (убеждения, принуждения и т.п.);

13) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

14) принципы взаимоотношения общества и власти;

15) политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

16) мера политического плюрализма, наличие многопартийности и легальной оппозиции и т.д.);

17) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Рабовладению присуще деспотические, теократические, монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.

В феодализм – режим абсолютистский, своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или «просвещенного абсолютизма».

При капитализме – либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а т.ж. расистско-националистический, диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах – клерикально-фундаменталистский.

Социализм – народно-демократический, общенародный, авторитарный, тоталитарный режимы, режимы рабоче-крестьянской диктатуры.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистским).

Демократические режимы складываются в правовых государствах.

ДЕМОКРАТИЯ(от греч. «дэмос» - народ, «кратос» - власть) - дословно означает народовластие. Поскольку весь на­род не может выполнять функции политического властвования, под демократией понимают форму правления государства, харак­теризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при приня­тии решений и признании ценности мнений, интересов меньшинс­тва, выборностью основных органов государства и т.п. Одним из основных признаков демократии является соблюдение прав и свобод человека.

Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от дикта­та политической власти. Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенство­ванию в отличие от всех иных режимов. Но демократические по­рядки создаются относительно долго, путем осознания массами смысла и необходимости следовать демократическим принципам. Существует множество моделей демократии, ее классификаци­онных оснований. В зависимости от воли народа бывают демок­ратии гомогенные и конкурентные, политического участия и эли­тарные. Различают также демократию прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную). К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, анепосредственной - референдумы, всенародные обсуждения по­литических вопросов и др.

1. Демократические режимы складываются в правовых государствах, они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов:

1) свобода личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества;

2) реальная гарантия личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству;

3) создаются эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);

4) личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия;

5) демократический режим является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах;

6) демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;

7) демократические методы государственной власти позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения;

8) основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы;

9) демократический режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

2. Антидемократические режимы их признаки:

1) соотношение государства и личности, государство в лице своих различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию;

2) полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной сферах (диктатура одной партии в стране);

3) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских, творческих объединений, спортивных и др. обществ);

4) личность лишена фактически субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституциях. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жестокие репрессивные меры;

5) реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой;

7) игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей;

8) не учитываются особенности религиозных убеждений населения. Они полностью отрицают религиозные мировоззрения или отдается предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные религиозные течения.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарные государства –государство все, человек – ничто. Власть в руках правящей элиты, остальные отстранены от участия в управлении государством. Подавляется всякое отклонение от определенной государством нормы, люди лишены фактически, а нередко и юридически прав и свобод. Принцип действует «запрещено все, кроме предписанного».

ТОТАЛИТАРИЗМ(лат. «тоталис» - весь, целый, полный) - тер­мин, применяемый для характеристики таких политических режи­мов, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

Пять основных признаков тоталитаризма:

1) одна идеология;

2) одна партия;

3) террористическая тайная полиция;

4) монополия на средства массовой информации;

5) централизованная экономика.

Тоталитарный режим государственной власти характеризуется взаимным порабощением членов общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества за­ключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с го­сударством и считает себя субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное его отчуждение от влас­ти. Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неук­лонное деклассирование общества. Одно из принципиальных ус­ловий функционирования тоталитарной системы - искоренение всего, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более какой-либо социальной группы. Для любого тоталитарного режи­ма характерно также то, что он стремится взять на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого отдельного человека.

2. В авторитарном государстве реальная власть т.ж. принадлежит узкому элитарному кругу, интересы личности как правило приносятся в жертву государственным интересам. В политической сфере т.ж. принцип «запрещающий все, кроме разрешенного», однако в иных сферах социальной жизни круг прав и свобод более широк, их осуществление более реально.

АВТОРИТАРИЗМ(лат. «ауторитас» - власть, влияние) - тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти и руках одного человека или властного органа, но при нали­чии ее определенных ограничений. Авторитарность - односто­ронняя властность, господство управляющих над управляемыми. Формы: абсолютная монархия, диктатура, теократические и постоталитарные режимы.

К авторитаризму могут привести пограничные способы разре­шения политических проблем (реформы, перестройки, преобразования общества), а также революции и войны.

Отличия от тота­литарного режима:

1) ограничиваются не личные, а политические права и свобо­ды;

2) режим опирается не на идеологию или политическую пар­тию, а на армию, традиционную религию и т.п.;

3) не стремится создать и внедрить в общество новую систему ценностей, «нового человека» и пр.;

4) нуждается в более широкой и устоявшейся социальной базе, не ставит целью уничтожение гражданского общества и не носит всепроникающего характера;

5) более мобилен, восприимчив к новациям, вместе с тем, на­правлен на сохранение традиционных структур;

6) имеет ограничения своей власти: экономические (многооб­разие форм собственности), политические (зачастую опира­ется на блок партий или движений), социальные (не претен­дует на введение единообразия, уничтожение враждебных слоев, классов и т.п.), идеологические (допускает ограни­ченное и неявное существование иных, кроме традиционных систем ценностей).

Общие черты с тоталитаризмом:

1) нет легитимного механизма преемственности и передачи го­сударственной власти;

2) права граждан и организаций сужены; серьезная политичес­кая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр.;

3) в управлении опирается на жесткую централизацию госу­дарственной власти и командные методы руководства.

Если авторитаризм сохраняет основы автономии и будущего развития общества, он, как правило, медленно движется в сторо­ну демократии.

ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ – режим, который использует террористические методы. Это тоталитаризм в наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор. Впервые он возник в 1919 году в Италии, где после захвата власти в 1922 году фашистами была установлена соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия, которая в 1933 году во главе с Адольфом Гитлером победила в результате демократических выборов, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашистской диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов не существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.

ВЫВОДЫ

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства также влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм государства.

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройство государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Наши рекомендации