Экономическая и культурная работа мид россии и его загранпредставительств

1. Экономическая дипломатия

2. Культурная дипломатия

Контрольные вопросы

Литература

Глава 5.3.

ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА

1. Понятие дипломатического протокола

2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение

3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы

4. Разработка единых протокольных норм приема иностранных делегаций в 70—80-е годы

5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации

Контрольные вопросы

Литература

Глава 5.4.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Государство и СМИ: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия

2. Основные направления и формы работы пресс-службы МИД России

3. Опыт деятельности пресс-служб российских дипломатических представительств за рубежом

Контрольные вопросы

Литература

Глава 5.5.

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы

2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы

3. Систематизация документов и контроль за их исполнением

4. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка

Контрольные вопросы

Литература

Раздел VI

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ

Глава 6.1.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

1. История создания

2. Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы

3. Организация службы.

Требования к международным гражданским служащим

4. Роль и место комиссии по международной гражданской службе

5. Перспективы развития международной гражданской службы

Контрольные вопросы

Литература

Глава 6.2.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРАНЦИИ

Контрольные вопросы

Литература

Глава 6.3.

БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Дипломатические службы Великобритании и США: общее и особенное

2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света

3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях

4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров

Контрольные вопросы

Литература

Глава 6.4.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ

1. Становление дипломатической службы современной Германии

2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ

3. Организация дипломатической службы и ее структура

4. Приемы и методы германской дипломатической службы

5. Особенности современной дипломатической службы Германии

Контрольные вопросы

Литература

Глава 6.5.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЯПОНИИ

1. Становление дипломатической службы Японии

2. Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы

3. Решение кадровых вопросов

4. Особенности дипломатической службы

Контрольные вопросы

Литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Высокопрофессиональная и хорошо организованная диплома­тическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации — важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики Российского государства на между­народной арене.

Многолетний исторический опыт свидетельствует, что государ­ство сильно не только своей экономической мощью, научно-тех­ническим и военным потенциалом, но и своей дипломатией, уме­лой и гибкой дипломатической службой, профессиональным и нравственным потенциалом кадров дипломатического корпуса. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успеш­ность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государст­вом.Особенно, если ее развитие не отстает, а идет в ногу со ста­новлением России как демократического государства. Значение эффективности, профессионализма, компетентности дипломати­ческих институтов и их сотрудников объективно возрастает в пере­ломные моменты истории государства, когда изменяется его пра­вовая база и социально-политическая сущность. Это с одной сто­роны.

С другой стороны, изменения в управлении, организации, фор­мах и методах деятельности дипломатических структур обусловле­ны известной модификацией системы международных отношений, глобализацией и интернационализацией международных проблем, усиленным влиянием на дипломатический процесс новых инфор­мационных технологий, повышением удельного веса многосторон­ней дипломатической деятельности соответствующих институтов. Влияние всех этих факторов будет возрастать и в XXI в., что зако­номерно ставит на повестку дня задачу укрепления научных основ дипломатии и дипломатический службы, выделения этой пробле­матики в особое направление отечественного обществоведения, формирования специального учебного курса «Дипломатическая служба».

При этом мы исходим из того, что служба на государственных должностях федеральной государственной службы в структурах внешнеполитического ведомства страны — это особый вид про­фессиональной деятельности. Причем, один из самых сложных, ответственных и интересных видов профессиональной деятельнос­ти, обеспечивающих решение стратегических государственно важ­ных задач и позволяющих в полном объеме раскрыть все многооб­разие человеческой индивидуальности.

Регулируется дипломатическая служба соответствующими нор­мативными актами международного права, прежде всего Венскими Конвенциями о дипломатических (1961 г.) и консульских (1963 г.) сношениях, положениями и статьями Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», требованиями соответствующих указов Президента и постановлений Правительства страны, прика­зов и распоряжений Министра иностранных дел РФ. Есть немало и иных нормативно-правовых актов, определяющих деятельность аппарата органов государственной власти в части исполнения ими международно-дипломатических функций на основе общепри­знанных принципов международного права и международных до­говоров нашей страны.

Особое место в ряду указанных документов принадлежит «Кон­цепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. В Концеп­ции в концентрированном виде представлен анализ международ­ной ситуации, изложены взгляды на содержание, основные на­правления и приоритеты внешнеполитической деятельности Рос­сии, нацеленные на формирование равноправных, взаимовыгод­ных, партнерских отношений России с окружающим миром. Для российской дипломатии и дипломатической службы особую зна­чимость имеет ориентация служащих внешнеполитического ведом­ства на первостепенное решение таких задач, как:

— обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, проч­ных и авторитетных позиций в мировом сообществе как одного из влиятельных центров современного многополярного мира;

— воздействие на общемировые процессы в целях формирова­ния стабильного, справедливого и демократического миропорядка;

— создание благоприятных внешних условий для поступатель­ного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преоб­разований, укрепления основ конституционного строя;

— формирование пояса добрососедства по периметру россий­ских границ, устранению имеющихся и предотвращению возника­ющих потенциальных очагов напряженности и конфликтов в при­легающих к Российской Федерации регионах;

— поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе ре­шения задач, определяемых национальными приоритетами России и улучшающих условия и параметры международного взаимодей­ствия;

— всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

— содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.Реализуется она служащими, занимаю­щими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен­ных МИДу организациях. Тем самым обеспечивается исполнение функций и полномочий МИДа как федерального органа исполни­тельной власти, проводящего государственную политику и осу­ществляющего управление в области отношений Российской Фе­дерации с иностранными государствами и международными орга­низациями, а также координирующего деятельность в этой облас­ти иных федеральных и региональных органов государственной власти.

Тем не менее, проблемность решения перечисленных выше задач существует и связана она с тем, что сегодня все еще наблю­дается заметное несоответствие между реальными процессами формирования дипломатической службы, а также ее функциони­рования и реальными потребностями государства в высококачест­венной и эффективной дипломатической службе. Этим противоре­чием прежде всего и определяются актуальность и практическая значимость подготовки нового поколения учебников и учебных пособий по проблемам внешней политики, теории дипломатии и по дипломатической службе. Тем более, что такого рода литерату­ра издается нечасто, потребность же в ней немалая.

Предметом курса «Дипломатическая служба» является совокуп­ность политических, социально-управленческих, организационных и правовых отношений (концептуальные и нормативные основы), складывающихся в процессе формирования, функционирования и развития аппарата органов государственной власти, регулирующих международные отношения. Прежде всего, это закономерности, природа и тенденции развития дипломатической службы как особого социально-правового института; механизмы принятия и орга­низации исполнения решений; информационно-аналитическое, правовое и организационно-техническое сопровождение диплома­тической деятельности; прохождение дипломатической службы, порядок отбора, назначения и оценки труда дипломатических ра­ботников; интеллектуально-кадровое обеспечение и управление персоналом дипломатической службы. Не остались в стороне во­просы дипломатического протокола, организации делопроизводст­ва, обеспечения безопасности российских зарубежных представи­тельств, денежного содержания дипломатических работников.

В учебном пособии освещены и многие другие аспекты орга­низации и функционирования дипломатической службы. Речь, в частности, идет о проведении сравнительного анализа российской дипломатической службы с наиболее значимым для нас опытом организации этого института в зарубежных государствах и между­народных организациях. При этом наибольший интерес представ­ляет гражданская международная служба ООН, дипломатические службы Франции, Великобритании, США, ФРГ, Японии. Думает­ся весьма плодотворным является включение в пособие специаль­ных сюжетов, раскрывающих основные этапы становления и исто­рической эволюции форм, методов, стиля работы дипломатическо­го аппарата России в процессе предыдущих исторических этапов государственного строительства в нашей стране.

Теоретико-методологической основой анализа дипломатичес­кой службы стали положения и выводы, изложенные в трудах из­вестных государственных деятелей, отечественных и зарубежных ученых-политологов, юристов, социологов, историков, экономис­тов. Нормативно-источниковая база состоит из конституционного и текущего законодательства, нормативно-правовых актов государ­ственной власти. В работе широко использованы официальные материалы, документы архивов, научные данные ведущих социо­логических служб страны — ВЦИОМ, РОМИР, социологического центра РАГС, социологического факультета МГУ, фондов «Обще­ственное мнение» и «Vox populi». Существенную помощь в осмыс­лении проблем дипломатической службы и перспектив ее развития оказал экспертный опрос проведенный по методике ученых ка­федры государственного управления и права МГИМО(У) в февра­ле 2002 г. В качестве экспертов выступило 43 авторитетных уче­ных-международников, юристов, политологов, социологов, дипло­матов.

В приложениях приводятся важнейшие нормативно-правовые акты, регулирующие служебные отношения в системе Министер­ства иностранных дел.

Конечно, в одном пособии трудно охватить все многообразие направлений и оттенков дипломатической службы. Немалые труд­ности связаны также с отсутствием устоявшегося понятийного ап­парата, необходимостью использования при анализе дипломати­ческой службы более строго нормативно отработанной термино­логии. При дальнейшей работе над пособием в него, очевидно, следует включить соответствующие главы по вопросам конкретной практики профессионального обеспечения деятельности МИДа и его руководства на таких направлениях, как укрепление междуна­родной безопасности и борьба с международным терроризмом, ре­шение энергетических проблем и формирования выгодной для России финансово-кредитной конфигурации международного со­трудничества, оказание содействия российскому бизнесу за рубе­жом, дипломатическое сопровождение российских внешнеэконо­мических проектов, защите прав и свобод человека, интересов и достоинства соотечественников за рубежом, информационное со­провождение внешнеполитической деятельности, материально-фи­нансового обеспечения системы МИД России.

Овладение курсом «Дипломатическая служба» решит задачи:

— повышения профессиональной компетенции студентов и слушателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы с точки зрения обеспечения высокого уровня их теоретико-методологической и практической подготовки по проблемам дипломатии и дипломати­ческой службы. А значит более полного и глубокого усвоения каж­дым обучающимся сущности, тенденций и особенностей, происхо­дящих в мировой практике организации дипломатической службы процессов;

— развития практических навыков и умений решения полити­ко-управленческих, организационно-правовых, информационно-аналитических, кадровых и иных задач в рамках профессиональ­ного обеспечения деятельности органов государственной власти по реализации внешнеполитических интересов российского государ­ства;

— освоения исторического отечественного и зарубежного опыта организации и функционирования дипломатической служ­бы, адаптации лучшего мирового опыта к условиям современной России;

— формирования таких профессиональных качеств дипломати­ческого служащего, которые бы в максимально полном объеме учитывали не только все многообразие нынешнего этапа мирового развития, но и особенности организации и функционирования дипломатической службы у себя в стране и за рубежом.

В подготовке пособия принял участие авторский коллектив в составе:

Э.Т.Агаев, канд. истор. наук, проф. МГИМО(У), Чрезвычай­ный и Полномочный Посол (глава 2.5 в соавторстве, 5.2 в соавтор­стве); М.Ю.Галузин, советник-посланник Посольства России в Японии (глава 6.5 в соавторстве); А.А.Гришковец, канд. юрид. наук, доц. Московской государственной юридической академии (глава 4.4); Ю.В.Дубинин, канд. истор. наук., проф. МГИМО(У), Чрезвычайный и Полномочный Посол (глава 6.2); И.И.Елисеев, канд. юрид. наук, проф. МГИМО(У), Заслуженный юрист РСФСР (глава 2.2); Ю.Ф.Жаров, канд. истор. наук, доц. кафедры диплома­тии МГИМО(У), Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса (глава 2.4); Т.В.Зонова, доктор полит. наук, проф., зав. кафедрой дипломатии МГИМО(У) (глава 1.1); А.В.Илышев, канд. социол. наук, 1 секретарь Посольства России в Японии (глава 6.5 в соавторстве); Ю.Е.Карлов, канд. юрид. наук, профессор, Чрезвы­чайный и Полномочный Посол, зав. кафедрой ЮНЕСКО МГИМО(У), (глава 5.5); И.Е.Колесников, канд. техн. наук, Чрез­вычайный и Полномочный Посланник 2 класса (глава 3.2 в соав­торстве); С.А.Крылов, канд. полит. наук, доц. кафедры диплома­тии МГИМО(У), (глава 2.5, 5.2); Н.С.Леонов, доктор истор. наук, проф. (глава 5.1); П.Ф.Лядов, проф. кафедры дипломатии МГИМО(У), Чрезвычайный и Полномочный Посол (глава 5.3);

В.М.Матвеев, доктор истор. наук, проф. (глава 6.3); Е.В.Охотский доктор социол. наук, проф., зав. кафедрой государственного уп­равления и права МГИМО(У), (главы 1.3, 4.3, 3.2 в соавторстве); А.А.Ранних, доц. кафедры дипломатии, Чрезвычайный и Полно­мочный Посол (глава 3.3); О.П.Селянинов, канд. истор. наук, проф. кафедры дипломатии МГИМО(У), Чрезвычайный и Полно­мочный Посол (главы 1.2, 2.1, 2.3); В.П.Терехов, канд. истор. наук, проф., Чрезвычайный и Полномочный Посол (глава 6.4); А.В.Торкунов, ректор МГИМО(У), доктор полит. наук, проф., Чрезвычайный и Полномочный Посол (введение); А.Л.Федотов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, зам. Министра иностранных дел Российской Федерации, (главы 3.1, 4.1, 6.1); А.В.Яковенко, доктор юрид. наук, начальник Депар­тамента печати и информации МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол (глава 5.4).

Раздел I

Наши рекомендации