Сущность конституции рф

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, той субстанции, которая в ней заложена, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной Волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т. е. что конституция является классовой по своей сущности.

Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полное огосударствление общества.

Во всех советских конституциях была заложена именно такая классовая сущность, отражаемая в каждой из них в большей или меньшей степени открытой и обнаженной форме.

Действующая Конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические.

Она по своему источнику предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не как установленная государством.

Неприменима к Конституции Российской Федерации 1993г. и ее трактовка как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами. Такое представление о сущности конституции нежизненно.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей и поддержке ее большей частью числа последних.

Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Наши рекомендации