Принципы международного права в системе обеспечения международной безопасности

Как системообразующая отрасль международного права отрасль права международной безопасности основана на соответствующих базовых, или, как это принято в доктрине, основных, общепризнанных принципах международного права. Прежде всего это принципы, непосредственно закрепленные в Уставе ООН: суверенного равенства государств; неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности и неприкосновенности государства; равноправия и самоопределения народов; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств и сотрудничества. В последующем в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. подробно раскрывается содержание указанных принципов, а также появляются новые принципы, среди которых уважение прав человека и нерушимость границ, последний из которых является некой трансформацией принципа территориальной целостности. Все указанные принципы имеют системообразующее значение и должны в соответствии с идеологией Устава ООН рассматриваться во взаимосвязи. Применимость всех указанных принципов непосредственно в системе обеспечения международной безопасности не вызывает никакого сомнения. По существу, императивные принципы являются той юридической основой, на которой формируются нормы, институты и все системы международной безопасности. По мнению профессора С.В. Черниченко, "опыт Второй мировой войны показал, что поддержание мира и безопасности необходимо для нормального существования всего человечества. С этим было согласно все мировое сообщество. Соблюдение принципов Устава было непременным условием достижения указанной цели" <1>.

--------------------------------

<1> Международное право: Учебник / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. 3-е изд., перераб. и доп. С. 47.

Помимо основных императивных принципов международного права можно выделить и специальные, отраслевые принципы, присущие праву международной безопасности. Нужно, однако, отметить, что все они находятся на разной стадии формирования и закрепления в международном праве. Ряд исследователей считают их либо нормами обычного международного права, либо международно-правовыми обязательствами. Н.Ю. Ильин, например, в своей работе "Россия и концепции международной безопасности" вообще считает, что "эти принципы нереальны, поэтому мировое сообщество их рассматривать не стало, а жизнь их вообще отринула" <1>. Тем не менее будем условно их рассматривать как формирующиеся правовые принципы международной безопасности.

--------------------------------

<1> Ильин Н.Ю. Россия и концепции международной безопасности // Россия и международные режимы безопасности: Сборник работ участников проекта "Российская политическая культура и международное право". М.: Московский общественный научный фонд, 1998. С. 78.

Среди них следующие принципы:

- принцип неделимости международного мира и безопасности. Хоть этот принцип и не нашел своего отражения в Уставе ООН, его существование продиктовано духом Устава, его актуальность постоянно подтверждается развитием интеграционных и глобальных процессов в мире. Данный принцип встречается в ряде международно-правовых документов, в том числе на региональном уровне. Так, в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) в ст. 1 стороны определили: "Исходя из принципа неделимости безопасности всех государств Евроатлантического сообщества, Россия и НАТО будут совместно работать, с тем чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности". Данный принцип широко представлен как в зарубежной, так и в отечественной доктрине международного права. В свое время Г.И. Тункин писал: "Мир неделим и вооруженное нападение одного государства на другое, независимо от того, идет ли речь о больших или малых государствах, является нарушением мира, в поддержании которого заинтересованы все государства" <1>;

--------------------------------

<1> Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Междунар. отношения, 1970. С. 181.

- принцип разоружения. По мнению ряда авторов, "принцип разоружения в современном международном праве проходит стадию конвенционного становления и конкретизации. Пока он сводится в основном к обязанности государств добиваться разоружения путем заключения международных соглашений, а также имплементировать нормы, содержащиеся в уже заключенных соглашениях" <1>. Начало своего формального закрепления этот принцип берет в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., в которой записано, что "все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем". В рамках ООН на протяжении многих лет функционируют Конференция по разоружению, Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссия ООН по разоружению. Статья 11 Устава ООН наделяет Генеральную Ассамблею ООН правом "рассматривать общие принципы сотрудничества в деле международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности или Членам Организации и Совету Безопасности". Гонка вооружений также рассматривается Уставом ООН как противоречащая самой цели учреждения ООН - избавлению грядущих поколений от бедствий войны. Г.И. Тункин в отношении этого принципа пишет: "Гонка вооружений, неизбежно ведущая к обострению международной обстановки, противоречит принципу мирного сосуществования государств, заложенному в Уставе ООН и являющемуся общепризнанным принципом международного права" <2>, однако и он признает, что "вряд ли верно было бы утверждать, что уже полностью сформировался общепризнанный принцип разоружения" <3>. Практически такой же позиции придерживался И.И. Лукашук, по мнению которого, "если такой принцип и существует, то он представляет собой принцип-идею, а не норму позитивного права. Обязательства государств в этой области сформулированы в принципе неприменения силы" <4>. Принцип разоружения корректнее было бы назвать принципом международных отношений, чем международного права. Идеалом реализации данного принципа является сведение всех военных потенциалов государств мира до уровня, необходимого для самообороны, что в сущности отвечает изложенной в Уставе ООН идеологии отказа от ведения агрессивных войн;

--------------------------------

<1> Базилевский Б.Н. Международно-правовые аспекты региональной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: ДА МИД СССР, 1983. С. 80.

<2> Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. С. 64.

<3> Там же. С. 65.

<4> Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть: Учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. Акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 307.

- принцип равной и одинаковой безопасности. Данный принцип представляет собой перенос принципа суверенного равенства государств в сферу международной безопасности. В реальной жизни провозглашенное равенство всех государств не является абсолютным. При равенстве в правах государства не могут быть уравнены в первую очередь в возможностях, например, такие государства, как США и Лаос, Россия и Люксембург. Однако режим международной безопасности не может основываться на преимуществах более сильного, хотя именно этого часто пытаются добиваться некоторые наиболее сильные государства. Фактическое неравенство государств в ресурсах обеспечения индивидуальной безопасности компенсируется организацией ими групповых систем безопасности, сокращающих разрыв между их правом на равную безопасность и способностью реализации этого права <1>. Институционально это реализуется через всю систему ООН, в рамках которой любые государства равны в возможностях и им предоставлены равные гарантии безопасности. Государства также реализуют данный принцип через систему договоров о взаимопомощи и различные региональные организации безопасности и коллективной обороны, где любая угроза национальной безопасности для любого из членов является общей угрозой. Данный принцип в доктрине часто представляется и как совокупность таких принципов, как принцип взаимного обеспечения безопасности (отказ от односторонних преимуществ, взаимные равные обязательства) и принцип одинаковой безопасности (стратегическое равновесие) <2>;

--------------------------------

<1> См.: Скакунов Э.И. Система международно-правовых гарантий безопасности государств: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: ДА МИД СССР, 1984. С. 234.

<2> См.: Международное публичное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов; отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 390.

- принцип ненанесения ущерба безопасности других государств, предполагающий учет интересов и достижение согласия в вопросах безопасности на основе консенсуса. Еще в XVIII в. Иммануил Кант писал, что именно главенство "правового принципа" служит источником запрета на применение силы в столкновении интересов народов <1>. К сожалению, современный мир еще очень далек от истинного понимания необходимости реализации в международных отношениях данного принципа;

--------------------------------

<1> См.: Кант И. Метафизика нравов. Часть первая: Метафизические начала учения о праве // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1965. С. 279.

- принцип запрещения пропаганды войны вытекает, по сути, из принципа запрещения агрессивной войны и выделяется рядом авторов как относительно самостоятельный принцип <1>. В отношении данного принципа Специальный комитет по принципам международного права сделал согласованный вывод, что "в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства должны воздержаться от пропаганды агрессивных войн" <2>.

--------------------------------

<1> Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. С. 70.

<2> Доклад Специального комитета по принципам международного права. А/7326. П. 111. Нью-Йорк, 1968.

Актуальной для рассмотрения права международной безопасности является проблема соотношения принципов международного права. В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, четко указано, что "при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов" <1>. Несмотря на то что декларации, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, носят лишь рекомендательный характер, авторитет данного положения не вызывает сомнения, так как Декларация была принята при абсолютном согласии всех членов ООН, без голосования и без каких-либо разночтений применяется в дипломатической практике уже почти сорок лет. Тем не менее именно вопрос соотношения, взаимосвязи принципов международного права становится все острее именно с точки зрения международной безопасности. На стыке двух принципов - неприменения силы и угрозы силой, уважения территориальной целостности и суверенитета государств, с одной стороны, и уважения прав и свобод человека - с другой, возникла теория возможных "гуманитарных интервенций", реализация которой на практике привела к акциям НАТО в Югославии в 1999 г., в Ираке в 2003 г., последняя продолжается и по сей день. А соотношение принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение в последнее время, ввиду прецедентов с провозглашением независимости Косово и Южной Осетии с Абхазией, стало одной из самых обсуждаемых тем не только в науке международного права, но и в самых разных кругах современного общества.

--------------------------------

<1> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: Сборник документов. М., 1981. С. 459 - 469.

В первую очередь нужно отметить, что появление в Уставе принципа равноправия и самоопределения народов нисколько не противоречило принципу территориальной целостности и во все последующие годы рассматривалось как правовая основа процесса деколонизации. Более того, данный принцип означает главным образом правовую возможность самоидентификации отдельного народа в рамках существующих государственно-властных институтов. Для того чтобы реализовать данное право, субъект (народ) должен соответствовать ряду критериев. В доктрине обычно выделяют следующие критерии: проживание на одной территории, экономическая и социальная целостность, наличие определенных элементов общей культуры <1>. Конечно, теоретически право на самоопределение может быть реализовано вплоть до отделения. Именно в этом случае и возникает конфликт с точки зрения толкования принципов и, как следствие, может произойти подрыв обстановки мира и безопасности в целых регионах мира. С правовой точки зрения ситуация с отделением представлена в нормах международного права следующим образом. В Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г. четко определено: "Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН" <2>. Однако при этом должен быть соблюден ряд условий. Так, при раскрытии содержания принципа равноправия и самоопределения народов в Декларации отдельно отмечено: "Ничто в вышеприведенных абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания и цвета кожи" <3>. Все это означает, что отделение претендующего народа от существующего государства, если в нем этому народу предоставлены все условия для самоопределения (представительство в институтах власти и управления, свободный выбор формы внутригосударственной самоорганизации и др.), неправомерно. Но в то же время если государство действительно нарушает эти условия, а при этом, возможно, нарушает еще и другие принципы международного права - неприменения силы, мирного разрешения международных споров (как это было в Грузии начиная с 1991 г.), указанная запретительная норма Декларации ООН 1970 г. перестает действовать в отношении этого народа и теоретически он имеет право на самоопределение вплоть до отделения. Подобный подход находит свое отражение в доктрине. По мнению профессора С.В. Черниченко, "вопрос об отделении может быть поставлен только тогда, когда соответствующему народу государство не предоставляет возможности для участия в управлении этим государством, когда государство не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов" <4>.

--------------------------------

<1> См.: Черниченко С.В. Содержание принципа самоопределения народов (Современная интерпретация). М., 1999. С. 16.

<2> Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. // Международное право в документах. М., 1982. С. 18 - 20.

<3> Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: Сборник документов. С. 459 - 469.

<4> Черниченко С.В. Содержание принципа самоопределения народов (Современная интерпретация). С. 24.

Есть также определенные сложности в толковании принципа невмешательства во внутренние дела государства. Как в отечественной, так и в зарубежной доктрине встречаются суждения, что "отсутствие в Уставе ООН нормативного закрепления критериев того, что следует считать внутренними делами государства и что составляет вмешательство в эти дела, обусловливает довольно широкое социально-политическое пространство для действий ООН в каждом конкретном случае" <1>. Нужно отметить, что отсутствие четкого общепринятого толкования принципов, особенно в их соотношении, продолжает приводить к серьезным кризисным ситуациям. По мнению многих авторов, в том числе иностранных исследователей, отсутствие четкого соотношения данных принципов - залог кризисных моментов в целом всей системы обеспечения международного мира и безопасности под эгидой ООН <2>. В этой связи не раз выдвигались инициативы о кодификации принципов международного права. Остается надеяться на то, что рано или поздно это произойдет, так как указанная проблема, без сомнения, является краеугольным камнем дальнейшего позитивного развития всего международного права.

--------------------------------

<1> Бекмурзаев Б.А. Внутригосударственные вооруженные конфликты и международное положение: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ДА МИД РФ, 1994. С. 106.

<2> Aiyaz Husain. The United States and the Failure of UN Collective Security // American Journal of International law. 2007. July. Vol. 101. N 5. P. 581.

§ 3. Источники права международной безопасности

К числу основных источников права международной безопасности в первую очередь следует отнести Устав ООН. На нем фактически строится вся современная система международной безопасности, и в отличие от Статута Лиги Наций данный императивный акт содержит не только действенные средства обеспечения мира и безопасности, но и эффективные механизмы по принуждению к миру. Среди важнейших актов ООН в сфере международной безопасности следует назвать Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 1974 г., а также многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Среди актов регионального характера особое значение имеют акты ОБСЕ в силу признания их большим количеством государств (в настоящее время членами Организации являются 55 государств, включая все европейские, центральноазиатские государства - бывшие республики СССР, а также США и Канаду), в первую очередь это сам Хельсинкский заключительный акт 1975 г., и целый ряд принятых в последующем деклараций. Особое значение имеет Парижская хартия для новой Европы, принятая на саммите СБСЕ в 1990 г., которая помимо реорганизации соглашения в полноценную организацию провозгласила множество актуальных до сегодняшнего дня принципиальных положений по проблемам обеспечения международной безопасности. Среди наиболее прогрессивных международно-правовых документов, выработанных в ОБСЕ после парижского саммита, следует выделить Хартию европейской безопасности 1999 г., в которой были определены основные приоритетные направления, средства и методы обеспечения европейской безопасности.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОДКБ, ШОС и др. Важное значение помимо учредительных актов данных международных организаций (Вашингтонский договор 1949 г., Декларация о создании ШОС 2001 г., Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г., Устав ОДКБ 2002 г., имеют многочисленные договоры, декларации и прочие акты, принимаемые государствами - участниками данных организаций по проблемам сотрудничества в области коллективной безопасности.

Особое место среди источников права международной безопасности занимают договорные нормы в сфере разоружения, сокращения вооружений и контроля над вооружениями. Большая заслуга в разработке многих документов в данной сфере принадлежит Конференции по разоружению, в которую входит 61 государство, Комитету по разоружению Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссии ООН по разоружению. К соглашениям о многостороннем разоружении и регулировании вооружений относятся следующие: Договор об Антарктике 1959 г. (предусматривает демилитаризацию континента и запрещает испытание любого вида оружия); Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (допускает ядерные испытания лишь на подземных полигонах); Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне 1967 г. (Договор Тлателолко) (запрещает испытание, использование, производство, накопление и приобретение ядерного оружия странами региона; все пять ядерных держав являются его участниками); Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космическом пространстве) (предписывает, что космическое пространство должно использоваться лишь в мирных целях, а ядерное оружие не может быть размещено или испытано в космическом пространстве); Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО) (предусматривает, что государства, не имеющие ядерного оружия, согласны никогда не приобретать ядерное оружие, а взамен им обещан доступ к гражданским ядерным технологиям; государства, располагающие ядерным оружием, берут обязательство стремиться к проведению переговоров по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению); Договор о запрещении размещения на дне и под дном морей и океанов ядерного оружия 1971 г. (Договор о морском дне) (запрещает размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов); Конвенция о бактериологическом (биологическом) оружии 1971 г. (КОБО) (запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки); Конвенция о конкретных видах обычного оружия 1980 г. (КОКВОО) (запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие); Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раротонга) (запрещает размещение, приобретение и испытание ядерных взрывных систем и сбрасывание ядерных отходов в данной зоне); Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. (ДОВСЕ) (ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор); Конвенция по химическому оружию 1992 г. (КХО) (запрещает разработку, производство, накопление и использование химического оружия в мировом масштабе и требует его уничтожения); Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 г. (Бангкокский договор) (запрещает разработку и размещение ядерного оружия на территории государств - участников Договора); Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 г. (Пелиндабский договор) (запрещает разработку и размещение ядерного оружия на Африканском континенте); Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. (ДВЗЯИ) (вводит запрет во всем мире на любые виды ядерных испытаний в любой среде); Конвенция о противопехотных минах 1997 г. (запрещает использование, накопление, производство и передачу противопехотных мин и предусматривает их уничтожение). Более подробно данные источники рассмотрены в рамках специального раздела.

§ 4. Современная система права международной безопасности

При рассмотрении международной безопасности как определенного состояния международных отношений обнаруживается, что система международной безопасности - явление гораздо более сложное, чем простая совокупность международных отношений. Систему международной безопасности целесообразно рассматривать через взаимосвязанную совокупность следующих элементов:

- общепризнанных принципов и норм международного права;

- международно-правовых режимов обеспечения безопасности;

- институциональных механизмов международной безопасности.

В свою очередь, среди международно-правовых режимов как элементов системы международной безопасности можно выделить:

- режим мирного разрешения международных споров (переговоры, обследования, посредничества, примирения, арбитраж, судебные разбирательства, обращения к региональным органам, соглашения или иные мирные средства);

- режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности, не связанный с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);

- режим принуждения к миру с использованием вооруженных сил (совокупность действий и мер воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания и (или) восстановления международного мира и безопасности; в их числе демонстрация, блокада и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил членов ООН);

- режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений (режим нераспространения ядерного оружия, создания безъядерных зон, режим запрета разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожения и многие другие);

- режим международного контроля;

- меры по укреплению доверия.

При этом сами институциональные механизмы международной безопасности, т.е. непосредственно организационные формы, через которые реализуются вышеуказанные режимы, образуют самостоятельную систему, в которую как элементы входят, помимо механизмов индивидуальной безопасности, три организационные формы коллективной безопасности:

- универсальная (основные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Международный суд, Секретариат), вспомогательные органы (Комиссия международного права, ПРООН, ЮНКТАД и др.), специализированные учреждения ООН, а также международные организации, приобретающие в силу большого количества членов характер универсальности (такие, как МАГАТЭ, которое реализует режим международного контроля над обязательствами 187 государств));

- региональные соглашения и организации (созданные и функционирующие в соответствии с гл. VIII Устава ООН (Европейский Союз, ОБСЕ, СНГ и ряд других));

- соглашения о коллективной обороне (созданные в соответствии со ст. 51 Устава ООН: Договор Рио-де-Жанейро (1948 г.), Вашингтонский договор о создании НАТО (1949 г.), Договор АНЗЮС (1952 г.), Договор о коллективной безопасности Лиги арабских государств (1952 г.), Договоры СЕАТО (1955 г.) и многие другие).

В свете современного развития указанных институциональных механизмов обеспечения международной безопасности наиболее остро сегодня стоят проблемы реформирования и повышения эффективности ООН, особенно Совета Безопасности ООН как главного международного органа, ответственного за обеспечение мира и безопасности, за которым необходимо сохранить функции контроля и руководства при осуществлении операций по поддержанию мира, в первую очередь связанных с использованием вооруженных сил. Несмотря на то что Устав ООН приветствует вовлеченность региональных структур в решение проблем безопасности, на практике такие оборонительные союзы, как НАТО, фактически присваивают себе статус и возможности ООН, чем полностью подрывают авторитет и нормальное функционирование всей системы международной безопасности, что, в свою очередь, приводит к многочисленным нарушениям норм и принципов международного права.

В отличие от групповой безопасности (которая базируется на соответствующих договорах о взаимопомощи между отдельными государствами), в основе которой, так же как и в основе индивидуальной, лежат интересы отдельного государства, "система коллективной безопасности обеспечивает индивидуальные интересы через призму общего субъективного интереса всего мирового сообщества" <1>.

--------------------------------

<1> Скакунов Э.И. Система международно-правовых гарантий безопасности государств: Дис. ... д-ра юрид. наук. С. 247.

В современной доктрине зачастую понятия международной и коллективной безопасности или индивидуальной и национальной безопасности считают тождественными, что неверно. Так, национальная безопасность РФ - и это находит свое отражение в концепции национальной безопасности России - обеспечивается не только средствами индивидуальной (т.е. реализуемой самим государством самостоятельно) безопасности, а, наоборот, главным образом коллективными усилиями на основе соответствующих международных соглашений (в рамках ООН, ОДКБ и др.). Поэтому в определенном смысле национальная безопасность может быть как коллективная, так и индивидуальная. Так, и международная безопасность, т.е. безопасность всего мира, различными авторами рассматривается как через коллективные усилия, так и через простую совокупность самостоятельных действий государств, согласующихся с общепринятыми принципами и нормами международного права. В целях недопустимости смешения понятий и уточнения их взаимосвязей предложена схематичная классификация видов безопасности.

Безопасность

Международная Национальная

(безопасность всего мира) (безопасность конкретного государства)

│ \ / │

│ \ / │

│ \ / │

V \ / V

Коллективная <──\──────────/ Индивидуальная

(реализуемая совместно \────────────>(реализуемая государствами

несколькими государствами) самостоятельно)

│ │

V V

1) универсальная 1) внутренняя и внешняя

2) региональная 2) государственная

и общественная

Так же как система международной безопасности, состоящая из универсального и регионального компонентов, система национальной безопасности имеет в качестве составных элементов внутреннюю и внешнюю и государственную и общественную безопасность.

Впервые термин "национальная безопасность" (который фактически означал безопасность государственную) был использован в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США. В данном термине интересы государства и нации едины, тем самым доктрина безопасности автоматически легитимируется, так как в ее основе лежит национальный - общественный - интерес. В западной доктрине вообще интересы безопасности, национальные интересы, фундаментальные западные ценности являются почти тождественными понятиями.

С появлением понятия "национальная безопасность" понятия государственной и общественной безопасности практически нивелировались. При таком подходе (т.е. фактически через замену этих понятий) национальный интерес стал, по сути, вбирать в себя и общественный и государственный, фактически становясь определяющим для последних.

При рассмотрении триады "национальная, государственная и общественная безопасность", определении их взаимосвязи необходимо понимание того, что в основе каждой из них лежит безопасность конкретного человека. И это главное достижение и императив современного миропорядка и самого международного права. Достаточно вспомнить принцип, идущий еще с римского права: hominum causa omne jus gentium constitutum est (все международное право создано для блага человека). Это и должно отличать истинное демократическое государство от авторитарного - то, что в основе интересов страны, концепций ее внешней политики и безопасности (как международной, так и национальной) лежат не интересы и приоритеты государственно-властных институтов, а законные права и свободы человека как высшая ценность.

§ 5. Разоружение и ограничение вооружений

Избрав в качестве цели избавление будущих поколений от бедствий войны, Объединенные Нации встали на путь создания необходимых механизмов, правовых средств разоружения. Разоружение - это объективная разумная потребность, неотъемлемый элемент мирного сосуществования цивилизаций, полное же разоружение - идеальная модель мирового сообщества. Существуют точки зрения, особенно в российской доктрине, что разоружение является принципом международного права. Как уже было упомянуто в настоящем исследовании, более взвешенным подходом к рассмотрению принципа разоружения представляется позиция И.И. Лукашука, по мнению которого, "если такой принцип и существует, то он представляет собой принцип-идею, а не норму позитивного права. Обязательства государств в этой области сформулированы в принципе неприменения силы" <1>.

--------------------------------

<1> Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть: Учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. Акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. 3-е изд., перераб. и доп. С. 307.

Первым шагом на пути разоружения было принятие в 1959 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая определила полное разоружение как конечную цель международных усилий в этой области. Советский Союз был инициатором этого прогрессивного документа. И в действительности именно наше государство было одной из основных движущих сил, наряду с США, в деле всеобщего разоружения.

Согласно устоявшейся терминологии "разоружение - это средство обеспечения международной безопасности посредством комплекса совместных действий государств, направленных на сокращение гонки вооружений, ограничение, сокращение вооружений до уровня разумной достаточности, необходимого для обороны" <1>.

--------------------------------

<1> Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 362.

Институциональной основой для выработки идей и норм на универсальном уровне в сфере разоружения являются на сегодняшней день Конференция по разоружению, Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссия ООН по разоружению.

Проблема разоружения на протяжении десятилетий является, пожалуй, одной из самых актуальных среди круга проблем международной безопасности. Однако нужно отметить, что в последние годы, особенно в новом тысячелетии, данная международно-правовая проблематика, несмотря на предпринимаемые инициативы, не имеет достаточного эффективного развития. Как отметил Президент России В.В. Путин в своем докладе на Мюнхенской конференции по проблемам международной безопасности в феврале 2007 г., "потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана с очевидным застоем в области разоружения". Развитие межгосударственного диалога в сфере разоружения можно условно разделить на сферы: режим нераспространения ОМУ, ограничение и сокращение стратегических наступательных вооружений до пределов необходимой самообороны, сокращение и контроль над обычными вооружениями. Самостоятельное рассмотрение данных сфер условно, так как вопросы разоружения, сокращения вооружений и контроля над вооружениями во всех сферах представляют собой взаимосвязанную систему.

Наши рекомендации