По Фроянову И.Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999

Челядь – рабы- пленники (С.215-227).

Холопы – местное население, по каким-то причинам опустившиеся до холопского состояние. Например, закуп, не отдавший долг (С.227-232).

Данники – иноплеменное население, с которого собирали дань, в обмен на то, что не будут разорять их земли. Первоначально дань – это просто военный грабеж (С.233-241).

Смерды «внешние смерды» – это покоренные племена обложенные данью, в состав Древней Руси они не входили (XI-XII вв.). «Внутренние смерды» появляются чуть позже. Они живут на территории Древнерусского государства, и несут всякого рода повинности государству, главная из которых уплата дани (С.241-251). Значение слова смерд со времен Древней Руси носило унизительный характер. Вспомним советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию», где упоминается смерд.

Изгои были двух видов зависимые - это выкупившиеся на волю холопы и свободные выпавшие из рода и общины люди, неграмотные дети священников, разорившиеся купцы, князья-сироты, потерявшие владения (С.267-280).

Пущенники – отпущенный на волю без выкупа раб. Мотивы освобождения были различные: благодарность за долгую и верную службу, награда за отдельное проявление преданности со стороны раба, старость и болезнь раба, смерть господина лишенного наследников и т.п. (С.281). Один из разрядов пущенников - задушный человек– раб, отпущенный на волю ради спасения души. (С.281).

Рядовичи – младшие агенты хозяйственного и административного управления князей и бояр, помощники тиуна. Основная масса рядовичей происходила из рабов. (от слова ряд – порядок, т.о. рядович – это лицо, которое наблюдало за порядком)(С.285-287).

Закупы– это люди, попадающие во временную зависимость к господину из-за нехватки средств к существованию и находящиеся в это зависимости пока не отдадут или отработают свой долг. Закупы не имели даже собственных средств производства. (С.251-267). Т.о.у И.Я. Фроянова закупы, тоже самое что и рядовичи у других историков, точнее его закупы вбирают в себя черты и закупов и рядовичей других историков.

· Политический строй древнерусского государства

 
  По Фроянову И.Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999 - student2.ru

               
  По Фроянову И.Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999 - student2.ru  
Совет при князе (Дума) Бояре, высшее духовенство
 
  Вече
 
Дружина    

Русь ещё не выработала собственного дипломатического этикета, и её иерархическая формула была зеркальным отражением византийской. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками. Постепенно формировалась опора династии князей – боярство.Скрынников Р.Г. Древнерусское государство.

Дополнение.

(по монографии Скрынникова Р.Г. Древнерусское государство.)

· Шкурки куниц с древнейших времен у славян служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

· Свои жилища славяне устраивали в виде полуземлянок с кровлей. Печь топилась по-черному, т.е. без дымохода.

· Славянская община называлась «мир» или «вервь».

· Финские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам скандинавов, называли их «роутси», отсюда «росы» или «русы». С приходом норманнской княжеской династии править славянами на них перешло это название.

· По словам летописи, «Бе бо Олегвещий». Имя Хельг в скандинавской мифологии имело значение «священный». Т.о., прозвание «вещий» было просто переводом имени Олега.

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные вороты и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу со стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение руссов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для руссов мира в 911 г.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги. На Западе варягов из Киевской Руси называли руссами, или норманнами. Договор Олега начинался словами: «мы из рода русского…».

· Под управлением Игоря находилась, прежде всего, земля полян. Поблизости от Киева располагалось более многочисленное племя древлян. Игорю, как подчеркивали новгородские летописи, пришлось уступить богатую древлянскую дань конунгу Свенельду. По настоянию дружины киевский конунг отправился к древлянам и повторно собрал дань. Явное беззаконие норманнов возмутило старейшин славянского племени. «Князь» (старейшина) Мал захватил Игоря в плен и предал его казни. Киевский князь был привязан к стволам деревьев и разорван надвое.

После гибели Игоря карательный поход возглавили конунги Свенельд и Асмольд. Победители отомстили за Игоря, перебив 5000 древлян.

· Понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» - купец). Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой.

· Византийский посол Калокир, передал Святославу более 450 кг. Золота в качестве платы за поход на болгар. В 968 г. киевская флотилия вошла в устье Дуная. По утверждению «ПВЛ», Святослав занял 80 городов «по Дунаеви и седее княжа ту в (Малом) Переславице», который стал его столицей. Святослав сознавал уязвимость Киева со стороны степных кочевников, после падения Хазарского каганата и не жалел сил и средств, чтобы основать новую столицу.

Святослав захватил столицу Болгарии Великий Переслав, пленил болгарского царя Бориса и предпринял наступление на Константинополь, но был остановлен византийской армией, после чего был вынужден в 971 г. заключить мир с императором.

Болгары решили отомстить Святославу и сообщили печенегам о возвращении киевского войска на Русь. Печенеги подстерегли Святослава у днепровских порогов. Его войско было истреблено, а из черепа Святослава печенежский князь Куря сделал чашу для вина.

· Киевские князья должны были позаботиться об обороне собственных границ от нападения кочевников. Владимирпервым преступил к строительству системы укреплений на южных притоках Днепра. Укрепленные линии включали, помимо крепостей, валы с частоколом, протянувшиеся между городками.

· Большое влияние на формирование государственного и общественного строя Древней Руси оказало христианство.Патриарх учредил в Киеве церковную иерархию по византийскому образцу. Возглавили киевскую церковь греческие иерархи. Первым митрополитом из русских был священник Илларион, поставленный на киевскую кафедру в 1051 г.

Даже после крещение русское население долгое время оставалось языческим или придерживалось двоеверия. Светские власти употребляли средства насилия против язычества. Со временем церковь пустила глубокие корни на русской почве. Христианская проповедь способствовала усилению авторитета княжеской власти.

Церковь сохранила некоторые языческие праздники, чтобы примерить славян с новым вероучением. Но она настойчиво искореняла ритуальные жертвоприношения, обычай многоженства, осуждала работорговлю, благоволила убогим и нищим.

Принятие христианства включило Русь в сферу византийского культурного влияния.

Монастыри давали практический пример жизни, утверждавший новое вероучение.

· Правда Ярославапредставляла собой запись обычного права. В языческой Руси нормы обычного права имели силу неписанного закона. Крещение Руси и введение в употребление славянской письменности создали почву для записи и упорядочения законов.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. Перед смерть он разделил Русь между тремя старшими сыновьями. Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Ярославичи образовали своего рода триумвират и совместно управляли Русью в течении почти двух десятилетий. Ярославичи положили начала практике княжеских съездов. На одном из них они составили кодекс законов – Правду Ярославичей.

· По Уставу Владимира Мономахазакупы получили право уходить от господина, чтобы заработать деньги и освободиться от зависимости. Нельзя было обращать закупов в рабов. Прежний ростовщический процент (треть суммы долга в год) был запрещен и установлен максимум – 20% годовых.

(По статье. Марзалюк. И. Когда и как возник Могилёв на Днепре?/Родина - №9 – 2007 – С.27-28.)

· С 14 лет сыновья дружинников становились взрослыми и получали право участвовать в боевых походах. При достижении совершеннолетия отец дарил сыну первое оружие - боевой топор и его точную копию в виде миниатюрного амулета. «Топор был символом бога-громовержца Перуна, который одновременно был патроном княжеской дружины…Амулет, подаренный отцом, воин носил при себе всю жизнь». С.28.

Наши рекомендации