Степени сравнения прилагательных и наречий

Е. Н. Борисенко, О. А. Игнатенко,

О. Н. Гринвальд, Т. Н. Сурнина

А Н Г Л И Й С К И Й Я З Ы К

Д л я

Ю Р И С Т О В

ENGLISH FOR LAW STUDENTS

Учебное пособие

Для студентов вузов

Кемерово 2006

УДК [ ]:

ББК 81.2Англ-92

Б12

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Рецензенты:

доктор педагогических наук,

заведующая кафедрой иностранных языков ГОУ ВПО КузГТУ

Л. С. Зникина;

кандидат филологичечских наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Кемеровского института (филиала) РГТЭУ

О. В. Дадашева

Научный консультант:

доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой уголовного права и криминалистики ГОУ ВПО КемГУ

Т. Г. Черненко

Борисенко, Е. Н.

Б-12Английский язык для юристов = English for Law Students: учеб. пособие / Е. Н. Борисенко, О. А. Игнатенко, О. Н. Гринвальд, Т. Н. Сурнина; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 192 с.

ISBN 5-8353-0180-4

Учебное пособие написано по курсу: «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» и включает тематически организованные тексты по юриспруденции, лексико-грамматические упражнения, поурочный грамматический справочник, поурочный англо-русский тематический словарь, лексико-грамматические тесты с ключами.

ISBN 5-8353-0180-4 ББК 81.2Англ-92

©Борисенко Е. Н., Игнатенко О. А.,

Гринвальд О. Н., Сурнина Т. Н., 2006

©ГОУ ВПО «Кемеровский

государственный университет», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Английский язык для юристов - English for Law Students» состоит из четырех частей (Parts) и Приложения. Каждая часть включает два урока (Units) и лексико-грамматический тест. Ключи к тестам даны в конце пособия.

Уроки представляют тематически завершенное целое и имеют единую структуру (Grammar, Wordbuilding, Reading), что позволяет осуществлять поэтапное, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции по английскому языку на уровне, достаточном для профессионального общения в области юриспруденции.

При обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей чтению отводится ведущая роль. Поэтому цель данного пособия - научить студентов различным видам чтения оригинальной литературы по юриспруденции, сформировать навыки смыслового восприятия и анализа текста, помочь овладеть основами перевода и аннотирования текстов юридического профиля.

Грамматический материал отобран с учетом особенностей юридических текстов. Примеры, иллюстрирующие теоретический материал, и упражнения построены, в основном, на юридической лексике. Изучение грамматического материала и выполнение упражнений позволяет сформировать у студентов навыки и умения структурно-семантического анализа текстов.

Знакомство с основными способами словообразования в английском языке облегчает понимание прочитанного.

Представленные в пособии тексты углубляют знания студентов в области зарубежного права. Некоторые тексты незначительно адаптированы в учебных целях. Предтекстовые и послетекстовые упражнения и задания формируют умения и навыки ознакомительного, поискового и изучающего чтения, а также аннотирования и перевода текстов.

Лексико-грамматические тесты, завершающие каждую часть, снабжены ключами, что позволяет студенту осуществ­лять самоконтроль усвоения пройденного материала.

Изложение грамматического материала и формулировка заданий на русском языке, поурочный англо-русский тематический словарь (Vocabulary) и Приложение облегчают самостоятельную работу студентов и позволяют эффективно использовать учебное пособие для заочной и дистанционной форм обучения.

На основании данного учебного пособия составлен сборник контрольных работ для студентов заочного отделения.

Учебное пособие предназначено для студентов, продолжающих изучение английского языка на базе средней школы, в том числе и для возобновивших обучение после значительного перерыва.

Данное учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программы по курсу "Иностранный язык" для студентов неязыковых специальностей.

Материалы данного учебного пособия прошли апробацию на занятиях со студентами заочного и дистанционного отделений юридическогофакультета Кемеровского государственного университета.

Пробный вариант первой части учебного пособия был написан в соавторстве с В. Н. Скуридиной, за что авторы выражают ей искреннюю благодарность. Авторы глубоко признательны рецензентам за высказанные при подготовке пособия ценные замечания и рекомендации.

Авторы

UNIT 1 WHAT IS LAW?

  GRAMMAR     WORDBUILDING     READING   Спряжение глагола to be Функции глагола to be Конструкция there + to be Местоимения many, much, (a) few, (a) little Спряжение глагола to have Функции глагола to have Степени сравнения прилагательных и наречий   Суффиксы существительных -er, -or, -ing, -ment, -(t)ion, -(a)еnce, -(i)ty, -ship   Текст What is Law?

GRAMMAR

Спряжение глагола to be (Simple Tenses)

Present   Past   Future  
У т в е р д и т е л ь н а я ф о р м а
I am He/she/it is We/you/they are I/he/she/it was We/you/they were I/we shall* be He/she/it/you/they will be
В о п р о с и т е л ь н а я ф о р м а
Am I? Is he/she/it? Are we/you/they? Was I/he/she/it? Were we/you/they? Shall I/we be? Will he/she/it/you/they be?
О т р и ц а т е л ь н а я ф о р м а
I am not He/she/it is not We/you/they are not I/he/she/it was not We/you/they were not I/we shall not be He/she/it/you/they will not be  

* В современном английском языке существует тенденция употреблять в Future Simple c местоимениями Iи weвспомогательный глагол will.В вопросах с I и we используется shall.

Функции глагола to be

Глагол to be многозначен. В предложении глагол to be может быть:

1) смысловым глаголом со значением быть, находиться:

The lawyer was in his office.

Юрист был в своем офисе.

В настоящем времени глагол to beна русский язык, как правило, не переводится:

He is in the courtroom.

Он в зале суда.

2) глаголом-связкой в составном именном сказуемом со значением быть, являться:

This man is a judge.

Этот человек - судья.

3) вспомогательным глаголом для образования форм: a) времен группы Progressive (be + V-ing) и б) страдательного залога Passive Voice (be + V3):

а) The witnesses are giving evidence now.

Сейчас свидетели дают показания.

б) The sentence will be passed tomorrow.

Приговор будет вынесен завтра.

4) составной частью конструкции there + to be,котораяпереводится на русский язык как есть, имеется, находится, существует:

There was a terrorist on board the plane.

На борту самолета находился террорист.

Кроме этого глагол to be + to-Infinitive употребляется для выраже­ния будущности в силу официальной договоренности, плана или приказа:

The trial is to start at 10.

Судебный процесс начнется (должен начаться) в 10 часов.

You are to stay here until noon.

Вы останетесь здесь до полудня.

EXERCISE 1

Переведите предложения на русский язык, обращая внимание на функции глагола to be. Сделайте предложения вопросительными и отрицательными.

1. The final decision is fair.

2. The inspector was at the crime scene.

3. The President is making his speech.

4. We are to meet the lawyer at lunch.

5. Their behavior will be under control.

6. The dispute was settled before the trial.

EXERCISE 2

Раскройте скобки, выбирая правильный вариант. Переведите предложения на русский язык.

1. This custom (is/ are) observed in English-speaking countries.

2. I (am/ is) especially fond of detective stories.

3. The child (will be not/ will not be) safe at home.

4. The ministers (are to/ are) discuss the economic crisis.

5. (Were/ Was) the ministers discussing the reform?

6. The election (was/ is) held in 2002.

Конструкция there + to be

Конструкция there + to beуказывает на наличие или отсутствие в определенном месте или на определенном отрезке времени какого-либо лица, предмета, факта или явления, еще неизвестного собеседнику или читателю. Перевод этих предложений начинается с обстоятельства места (времени) или со слов есть, имеется, существует, если обстоятельства места и времени не указаны:

There was an error in the charge.

В обвинении была ошибка.

There will be a new government next year.

В следующем году будет новое правительство.

There are separate prisons for women.

Существуют отдельные тюрьмы для женщин.

С конструкцией there + to be часто употребляются неопределенные местоимения some, any, no и их производные (См. прил. 1).

У т в е р д и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я
There is a visitor in the lawyer's office. There are some candidates for this job.
В о п р о с и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я*
Is there а visitor in the lawyer's office? Are there any candidates for this job?
О т р и ц а т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я
There isn’ta visitor in the lawyer's office. There isno visitor in the lawyer’s office. There aren’t any candidates for this job. There areno candidates for this job.  

*Если глагол to be употреблен в сложной форме времени, то перед there ставится вспомогательный глагол:

Will there be any candidates for this job?

В случае наличия в предложении нескольких подлежащих сказуемое согласуется с первым из них:

There are three witnesses and a judge in the room

There isa judge and three witnesses in the room.

EXERCISE 3

Переведите предложения на русский язык. Сделайте предложения вопросительными и отрицательными.

1. There is a spy among them.

2. There were ten people in the gang.

3. There will be a mention of this accident in the papers.

4. There are some amendments to this law.

5. There was some evidence against him.

6. There is some objection to the plan.

EXERCISE 4

Раскройте скобки, выбирая правильный вариант. Переведите предложения на русский язык.

1. There (is/ are) a gun on the floor.

2. There (is/ are) two police cars and an ambulance outside.

3. There (is/ are) some wine in the glass.

4. There (was/ were) a woman and two policemen at the door.

5. Are there (some/ any) limits on his power?

6. There (will be not/ will be no) work for the clerk.

Местоимения many, much, (a) few, (a) little

Местоимение Значение Употребление Пример
many few много мало с исчисляемыми существительными many words few countries
much little много мало с неисчисляемыми существительными much work little money
a few a little несколько немного наличие небольшого количества a few lawyers a little time

В утвердительных предложениях вместо many и much часто употребляются сочетания:

Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru a great number (of)   a lot (of), lots (of)   plenty (of) many   Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru a great deal (of)   a lot (of), lots (of)   plenty (of)     much

There are a lot ofbooks on law in the University library.

В библиотеке университета есть многокниг по праву.

There is a lot of material to our case.

По нашему делу имеется много материала.

Manyиmuchобычноупотребляются в вопросительных и отрица­тельных предложениях:

Are there manybooks on law in the University library?

There isn’t muchmaterial to our case.

В утвердительных предложениях manyиmuch встречаются реже, главным образом, в книжно-письменном стиле (если входят в группу подлежащего), а также в сочетании со словами too (слишком), as, how, so:

Many laws are based on customs.

Многие законы основаны на обычаях.

There is too much noise.

Слишком много шума.

Местоимения many, much, few, little имеют следующие степени сравнения:

  Положительная степень   Сравнительная степень     Превосходная степень
  many/ much     много   more   больше   most   больше всего
  few     мало   fewer   меньше   fewest   меньше всего
  little     мало   less   меньше   least   меньше всего

В современном американском английском (AmE) формы fewer и fewest вытесняются формами less и least.

EXERCISE 5

Раскройте скобки, выбирая правильный вариант. Переведите предложения на русский язык.

1. There is not (many/ much) money in the safe.

2. Are there (few/ little) witnesses to the crime?

3. There were only (a few/ a little) lines in the letter.

4. There is (little/ few) information about this organization.

5. I think there will be (many/ a lot of) telephone calls tomorrow.

6. There are too (many/ a lot of) people for too (few/ little) jobs.

Спряжение глагола to have (Simple Tenses)

Present Past Future
У т в е р д и т е л ь н а я ф о р м а
I/we/you/they have He/she/it has I/he/she/it/you/we/ they had I/we shall have He/she/it/you/ they will have
В о п р о с и т е л ь н а я ф о р м а
Have I/we/you/they? Hashe/she/it?   HadI/he/she/it/you/we/they? Shall I/we have? Will he/she/it/you/they have?
О т р и ц а т е л ь н а я ф о р м а
I/we/you/they have not He/she/it has not I/he/she/it/you/we/ they had not   I/we shall not have He/she/it/you/ they will not have

Функции глагола to have

Глагол to have многозначен. В предложениях глагол to have может

1) употребляться как смысловой глагол иметь, обладать:

This party has a majority of seats in Parliament.

Эта партия имеет большинство мест в парламенте.

На русский язык смысловой глагол to have в настоящем времени может не переводиться:

He has two bodyguards.

У него два телохранителя.

Для британского варианта английского языка (BrE) во времени Present Simple характерно употребление формы have gotв разговорной речи:

He has got a gun.

У него есть пистолет.

В американском английском (AmE) нормой является употребление

вспомогательного глагола do в вопросительных и отрицательных предложениях со смысловым глаголом to have:

I have a car.

Do you have a car?

I don't have a car.

Под влиянием американского английского формы с do получают все большее распространение в Великобритании.

2) быть частью устойчивых словосочетаний: to have breakfast

(dinner) – завтракать (обедать), to have a trouble – испытывать затруднения, to have fun – веселиться, to have a look - взглянуть,

to have a walk - гулять и др.:

He had another try.

Он сделал еще одну попытку.

Вопросительная и отрицательная формы образуются при помощи вспомогательного глагола do:

Did you have a talk with your lawyer?

I didn't have a talk with my lawyer.

3) являться вспомогательным глаголом для образования времен группы Perfect(have +V3):

The secretary has prepared all the documents.

Секретарь подготовил все документы.

Вспомогательный глагол have самостоятельного значения не имеет и на русский язык не переводится.

4) использоваться в сочетании с to-Infinitive со значением должен, вынужден, приходится (эквивалент модального глагола must):

She had to answer all his questions.

Ей пришлось ответить на все его вопросы.

Вопросительная и отрицательная формы с to have + to-Infinitiveобразуются при помощи вспомогательного глагола do:

Did she have to answer all his questions?

She didn't have to answer all his questions.

EXERCISE 6

Переведите предложения на русский язык, обращая внимание на

функции глагола to have. Сделайте предложения вопросительны-

ми и отрицательными.

1. The man has got an expensive camera.

2. You have a driving license. (AmE)

3. The delegates had to amend the text.

4. He will have a full-time job.

5. The company had a lot of trouble with this client.

6. She has discussed the problem with her boss.

EXERCISE 7

Раскройте скобки, выбирая правильный вариант. Переведите предложения на русский язык.

1. The President (have/ has) a personal guard.

2. (Has he got/ Does he have got) a new car?

3. Some years ago they (had/ had got) two cars each, now they (have/ had) none.

4. They (have settled/ has settled) the dispute.

5. She will (has to/ have to) get up early because she (has/have) a lot of work.

6. (Did they have/ Had they) any difficulty translating the documents?

Степени сравнения прилагательных и наречий

Прилагательные имеют следующие степени сравнения: положительную, являющуюся основной формой прилагательного, сравнительную и превосходную.

Односложные прилагательные образуют сравнительную степень при помощи суффикса -er, а превосходную степень – при помощи суффикса -est. Двусложные прилагательные, оканчивающиеся на

-y, -ow, -er, -le, образуют степени сравнения таким же образом:

hard тяжелый easy легкий harder тяжелее easier легче (the) hardest самый тяжелый (the) easiest самый легкий

При образовании степеней сравнения с помощью суффиксов соблюдаются

определенные орфографические правила (См. прил. 2).

Большинство двусложных прилагательных и многосложные прилагательные образуют сравнительную степень при помощи слова more, а превосходную – most:

interesting интересный more interesting интереснее (the) most interesting самый интересный

Прилагательные good, bad, little являются исключениями и имеют следующие степени сравнения:

good хороший bad плохой little маленький better лучше worse хуже less меньше (the) best самый лучший (the)worst самый плохой (the) least самый маленький

Прилагательные far, late, near, old имеют две формы степеней сравнения (См. прил. 3).

Многие наречия, главным образом наречия образа действия, образуют степени сравнения так же, как прилагательные:

soon скоро easily легко sooner скорее more easily легче soonest скорее всего most easily легче всего

EXERCISE 8

Заполните таблицу недостающими формами прилагательных и наречий (См. прил. 4).

formal    
  simpler  
    best
    most dangerous
bad    
  1) 2) 1) oldest 2)
  1) further 2) 1) 2)
  1) 2) 1) 2) next
often    
  earlier  

EXERCISE 9

Переведите на русский язык словосочетания, построенные по моделям:

a)


much/ a lot far a little Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru намного гораздо немного   +   прилагательное в сравнительной степени

much safer – намного безопаснее

far more important – гораздо более важный

much more dangerous; a lot cheaper; far more beautiful; much older; a little cleaner; far more economical; much more theoretical;

 
 
b)


less least Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru менее наименее   +   прилагательное в положительной степени

less formal – менее официальный

the least formal – наименее официальный

less serious, the least serious; less important, the least important; less practical, the least practical; less independent, the least independent.

EXERCISE 10

Раскройте скобки, выбирая правильный вариант. Переведите предложения на русский язык.

1. The new government is (stronger/ the strongest) than the old government.

2. They have (stronger/ the strongest) government in America.

3. This lawyer is (more intelligent/ the most intelligent) in his firm.

4. His colleagues are (less intelligent/ the least intelligent) than he is.

5. Punishment for murder is (much stricter/ much more stricter) than for other crimes.

6. Now punishments are (less stricter/ less strict) than they were last century.

7. She was (older/ elder) than the others.

8. She was (the oldest/ the eldest) in the family.

WORDBUILDING

В английском языке существует несколько способов словообразо­вания: 1) аффиксация (т. е. прибавление к основе слова суффикса или префикса); 2) конверсия (образование новых слов без изме­нения их написания и произношения); 3) словосложение (образо­вание нового слова путем сложения двух слов в одно); 4) изменение ударения в слове (получение нового слова, относящегося к другой части речи). В тексте What is Law?и упражненияхвам встретятся существительные, образованные при помощи суффиксов -er, -or, -ment, -(t)ion, -(a)еnce, -ing, -(i)ty, -ship.

EXERCISE 1

Используя модели словообразования, образуйте существительные от глаголов (v), прилагательных (a), существительных (n). Переведите исходные и производные слова на русский язык. При необходимости воспользуйтесь словарем.

Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru V + suffix N
  -er -or -ment -(t)ion -(a)еnce -ing
  speak use make   direct inspect visit govern enforce state organize act instruct exist depend ignore feel read hear    
      Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru A +-(i)ty N         Степени сравнения прилагательных и наречий - student2.ru N + -ship N    
    formal legal difficult   friend leader partner  
                           

EXERCISE 2

Переведите на русский язык группы слов, образованных от одного корня. При необходимости воспользуйтесь словарем.

Govern – governor – government – governing; create – creator – creation – creativity; prosecute – prosecutor – prosecution; own – owner

– ownership; relate – relation – relationship – relativity; act – actor – action – acting – activity.

READING

EXERCISE 1

Переведите заголовок текста на русский язык. Подумайте, какие юридические термины вы бы встретили в аналогичном тексте на русском языке. Знаете ли вы их английские эквиваленты? Проверьте себя по юридическому словарю.

EXERCISE 2

Понять текст вам помогут интернациональные слова, т. е. слова, сходные в нескольких языках по форме (написанию и произношению) и по значению. Не прибегая к помощи словаря, переведите следующие интернациональные слова на русский язык. При переводе обращайте внимание на обозначения частей речи (См. прил. 5). Проверьте перевод выделенных слов по словарю.

communityn social a regulate v informal a penalty n     base v police n protect v direct v action n legal a human a nation n dispute n conceptn   realize v general a lobbying n individual a international a

EXERCISE 3

Запомните произношение следующих слов:

behaviour [bI΄heivjq] conduct ['kOndqkt] control [kqnt'roul]
through [θru׃] society [sq΄saiqtI] undoubtedly [An΄dautqdlI]
religious [rI'lIGqs] police [pq'lJs] dispute [dis΄pju:t]
group [grHp] legal [΄li:g(q)l] minority [maI'nOrItI]
authority [L'TOrItI] nation ['neISqn] although [Ll'Dou]
nevertheless["nevqDq'les]   purpose ['pWpqs]   national ['nxSqnql]  

EXERCISE 4

Прочитайте текст, постарайтесь понять его и выберите предложения, соответствующие содержанию текста.

1. Relations between people are regulated by social groups.

2. Customs are not made by law-making bodies.

3. Laws are enforced by governments.

4. Laws help to resolve conflicts.

5. It is not difficult to implement justice.

6. Most laws are international.

What is Law?

People live in communities because they are social beings. They need the companionship of other people. Relations between community members are regulated by customs, social rules and laws.

Customs are informal rules of social and moral behaviour. They are not made by law-making bodies and they are not written down. You learn how to behave through the instruction of family and teachers, the advice of friends and your own experiences. Even if you do not observe customs, you suffer no penalty. Relations between members of religious, educational, cultural and other social institutions are regulated by a set of rules. These rules are more formal than customs. They carry precise penalties for those who break them. You have to obey these rules if you want to be a member of the group. They are not, however, enforced by any political authority.

Laws are made and enforced by government institutions. They are nevertheless often based upon informal rules of conduct that already exist in society. Governments use a system of courts and the power of the police to enforce laws. Laws protect and direct the actions of all people equally. Law-breakers are prosecuted under laws of their country. Ignorance of the law is almost never a defence for breaking it.

Legal dictionaries define "law" as "the body of rules and principles for human behaviour and the conduct of government in an organized community, state or nation, created by government institutions and enforced by the government". Governments have many purposes when they make and implement laws. Social control is undoubtedly one of them because people have not yet learnt how to live in groups without conflict. Laws provide ways to resolve conflicts and settle disputes among group members.

Another purpose of law-making is the implementation of justice. Most people feel that the concept of justice is very important but few are able to define. Sometimes a just decision is simply a decision that most people feel is fair. But there is always a danger that it is unfair to minorities. Concepts of justice are much more theoretical than everyday notions of fairness. Justice is an ideal that is difficult to realize. In general, law-makers have more practical motives such as rising crime rate or the lobbying of pressure groups.

Most laws are the creation of individual nations. They reflect law-making traditions of the country. That is why the laws of one country are often very different from the laws of another country. Although there is a growing body of international law, the law today is a complex of relatively independent national systems.

EXERCISE 5

Прочитайте текст еще раз, найдите и переведите на русский язык определение слова закон.

EXERCISE 6

Определите, при помощи каких суффиксов образованы данные ниже существительные, и переведите их на русский язык:

teacher, government, relation, ignorance, being, companionship, community, instruction, penalty, institution, law-breaker, defence, creation, lobbying, minority, implementation, law-making, notion.

EXERCISE 7

Найдите в тексте и переведите на русский язык сочетания прила-гательных со следующими существительными:

Наши рекомендации