Ж. Боден о государстве и политическом управлении
Жан Боден – французский философ XVI века. Основная работа - «Шесть книг о государстве».
1). Суверенный государь может издавать законы, обязательные для его подданных в границах гос-ва и за его пределами. Признаки суверенитета: создавать гос. должности и назначать на них конкретных лиц, осуществлять налогообложение, эмиссию денег, а также контроль над экспортном и импортом; объявлять войну и заключать мир и др. Вся совокупность прав, составляющих суверенитет принадлежит тому в гос-ве, кто действительно осуществляет правотворчество, т.е. суверен, и не может быть отчуждена от него без потери им качества суверена.
2). О формах гос-ва. Монархия - один человек обладает суверенитетом, демократия - суверенная власть принадлежит всему народу или большей части его, аристократия - меньшая часть народа располагает суверенитетом. Создавать право - первый признак суверенитета.
3). О численности населения гос-ва. Самая малая гос.организация должна объединять 3 семьи по 5 членов в каждой, т.е. 15 человек (уже здесь все признаки гос.организации).
4). «Благополучие народа есть единственный непреложный закон». Юр.нормы, противоречащие этому следует изменять.
5). О предотвращении гражданских смут и умиротворения восставшего народа. А)нужно найти врага, которому могут противостоять граждане. Б)успокоить их реальными методами: во-первых, удовлетворить их материальные нужды, дать им продуктов питания бесплатно ибо «голодные животы не имеют ушей». Не жалеть слов и обещаний для успокоения восставших. Если они вооружены, то их может убедить сложить оружие человек из числа восставших, чей авторитет не вызывает сомнения. Если восставшие верующие, то их может успокоить священнослужитель в своём одеянии.
6). Всех в гос-ве (воров, убийц, бродяг, бездельников) для того чтобы излечить гос-во от них надо посылать их на войну.
2.Учение о праве Г.Харта.
Герберт Харт – английский философ права XXв. Основная работа – «Концепция права»(1961)
- Право – это формально-логическая система первичных и вторичных правил.
Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т.е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия. Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правилвынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т.е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона.Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе.
Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку онисходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права.
- Ближе всего к Дж. Остину Г. Харт стоит в вопросеоб истолковании взаимоотношений права и морали.По мнению Харта, в любой системе позитивногоправа можно обнаружить «минимальное содержаниеестественного права».Большое распространение и дальнейшие модификации получила его классификация правовых правил на первичные и вторичные. «Отсутствие вторичныхправил есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества».
- Харт характеризует естественно-правовое положение о том, что "несправедливое право - это неправо", как парадокс, преувеличение или "просто ошибка". Подобное утверждение, замечает он, равносильно такому же ошибочному утверждению, что "законы - это не право".
Билет №15
1.Политическое учение Б.Спинозы.
Голландия, 18 век. «Политический трактат», «Богословско-политический трактат».
1. Все люди образуют некоторое гражданское состояние, это естественно. Гражданское состояние создается наличием какой бы то ни было верховной власти. Тело верховной власти - гос-во, право – душа гос-ва. Воля царя имеет силу закона.
2.Справедливость зависит только от решения верховных властей, поэтому никто не может быть справедливым, если он не живет по общепринятым их решения.
3.Цель государства – общее благо его граждан. Средства для достижения целей гос-ва диктует природа человека. Гос-ву всегда грозит угроза со стороны граждан больше, чем со стороны врагов. Граждане защищают чужие права ради своей выгоды. То же самое верно и в межгосударственных отношениях, субъектами которых выступает гос-ва. Гос.жизнь должна включать соперничество наиболее влиятельных граждан. Чтобы при чрезвычайной опасности гос-ва никто не смог нарушить законы и вопреки праву объявить кого-либо военным диктатором, без того чтобы другие претенденты не начали спор.
В гос-ве необходимо присутствие разделение высших полномочий по полит.управлению между несколькими структурными подразделениями против злоупотребления правителей.
4.Люди должны жить в обществе где есть право существования многих мнений, чтобы они могли договориться в одном, которое имело бы силу, и чтобы можно было отменить его, если появится лучшее. И чтобы народ мог занять какую-то гос.должность, и мог приумножать своё состояние.
2. П.И. Новгородцев о фундаментальных вопросах политической теории
Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) – видный русский философ и историк права. Основные работы "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918).
Основные идеи Новгородцева:
- Обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека.
- Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством.
- Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство,тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду.
-Основой правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство.
- «Кризис правосознания» - крушение «идеи земного рая». Крушение веры в правовое государство - это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис - это кризис старых понятий, старой веры; кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель, а цель не может свестись к какой-то отдельной общ.-полит.форме, ибо содержание личности гораздо шире.
- Общественный идеал: принцип «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения».
Билет №16