Структурные элементы формы государства

Форма государства складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов к числу которых относят форму правления, форму территориального устройства, форму политического режима.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления – это характеристика государства с точки зрения структуры, порядка формирования и функционирования высших органов государственной власти,

Виды форм правления:

Основными формами правления являются монархия и республика

Монархия - это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства - монарха.

Основные признаки монархии:

- существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);

- передача власти как правило осуществляется по принципу наследования;

- монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха);

- монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения.

Виды монархий:

Различаются неограниченные (абсолютные) и ограниченные монархии

Неограниченные (абсолютные) монархии (Оман, Кувейт, Бахрейн) характеризуется сосредоточением у монарха абсолютной полноты реальных властных полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогативой (исключительным правом) монарха в решении вопросов кадровых назначений, перестановок и отставок в высших органах государства.

Ограниченные (конституционные) монархии, (Великобритания, Дания, Бельгия) характеризуются символическим характером власти монарха, который «царствует но не правит». Реальная государственная власть в конституционных монархиях в соответствие с принципом разделения властей распределена между законодательным собранием – Парламентом, формируемым в порядке свободных демократических выборов; Правительством, формируемым из членов парламента и подотчетным в своей деятельности парламенту; независимой судебной системой.

Республика - форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти – президентом, парламентом

Основные признаки республики:

- представительный характер высших органов государственной власти – президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

- возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

Виды республик:

Различаются президентские и парламентские республики

Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента.

Признаки президентской республики:

- президент избирается путем проведения всенародных выборов;

- президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

- правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

- президент обладает единоличным правом отставки правительства;

- отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся по принципу разделения властей.

2.Парламентская республика (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у параламента.

Признаки парламентской республики:

- президент избирается из членов парламентом или специальной парламентской комиссией;

- правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

- правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

- в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента президент обязан принять решение об отставке правительства

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Форма территориального устройства – это характеристика государства с точки зрения структуры государственной территории, порядка создания административно-территориальных образований, принципов их взаимодействия друг с другом и с центральными органами государственной власти.

Виды форм государства по территориальному устройству:

Различаются простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства

1.Простые (унитарные) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) – это единые государства в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер.

Признаки унитарного государства:

- властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;

- единая система государственных органов;

- единая система законодательства;

- порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

2.Федеративные государства (США, РФ, Мексика) – сложные государства представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов) обладающих определенным объемом государственной власти.

Признаки федеративного государства:

- территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов;

- государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);

- система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;

- интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов;

- в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Политический режим - это система взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления государственной власти.

При помощи категории «политический режим» характеризуется взаимодействие государства и общества, определяются основные ценностные ориентиры развития политико-правовой системы.

Виды политических режимов:

Различаются демократические и тоталитарные политические режимы

1. Демократический политический режим.

Признаки демократического политического режима:

- политический плюрализм (многопартийность, наличие официальной политической оппозиции, свобода слова);

- экономический плюрализм (многообразие форм собственности, признание равенства государственной и частной собственности, многоукладность экономики, рыночные принципы хозяйствования);

- идеологический плюрализм (свобода совести, недопустимость насильственного навязывания единой государственной идеологии);

- признание самоценности человеческой личности (юридическое закрепление комплекса личных прав, которые не могут быть изъяты либо ограничены ни при каких обстоятельствах – право на гражданство, право на уважение личного достоинства, право не подвергаться пыткам и медицинским экспериментам).

2.Тоталитарный политический режим.

Признаки тоталитарного политического режима:

- полное (тотальное) огосударствление общественной жизни (все сферы жизнедеятельности общества, в том числе личная жизнь граждан подлежат детальной регламентации при помощи издаваемых государством нормативов);

- в политической сфере – безраздельное господство одной партии, которая сращивается с государственным механизмом, выступает в качестве «руководящей и направляющей» силы государства;

- в экономической сфере – безусловный приоритет государственной собственности, запрет частной собственности, руководство экономикой при помощи командно-административных методов, директивный характер государственных планов экономического развития;

- в идеологической сфере – навязывание обществу единой государственной идеологии, объявляемой «единственно верной»; проведение политики воинствующего атеизма;

- недопустимость оппозиции режиму во всех ее проявлениях;

- определение ценности человеческой личности с точки зрения ее государственной полезности. В тоталитарном государстве ценность человека – это «ценность винтика в государственной машине»;

- активное использование противоправных по сути но формально законных методов государственного воздействия (судебного и административного произвола, государственного террора).

4. Государственный аппарат: понятие и структура.

Понятие государственного аппарата:

Государственный аппарат – это совокупность государственных органов и должностных лиц, с помощью которых государство реализует свои функции

Структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и должностные лица – представители государственной власти.

В основу формирования и функционирования государственного аппарата положен комплексный принцип единства и разделения государственной власти. Единство государственной власти предполагает, что решения принимаемые обособленными государственными органами исходят от всего государства и гарантируются всем государством. Разделение власти предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми институтами (ветвями) государственной власти. Разделение власти необходимо для того, чтобы предотвратить ее абсолютизацию каким либо одним органом либо должностным лицом

Структура государственного аппарата РФ:

- глава государства (Президент России);

- федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Констуционный, Верховный, Высший арбитражный суды Российской Федерации);

- государственные органы законодательной, исполнительной, судебной власти субъектов Российской Федерации (законодательные собрания субъектов, правительства и администрации субъектов, органы правосудия субъектов)

Наши рекомендации