Финансовая и денежная реформы НЭПа
В преобразованиях периода НЭПа важная роль принадлежит реформам в области финансов и денежного обращения. Значимость их очевидна, поскольку их успех позволил уйти от натурализации отношений и администрирования периода военного коммунизма и восстановить товарные и кредитные отношения между хозяйствующими субъектами. При рассмотрении денежно-финансовых реформ обратим внимание не только на их содержание и особенности, но и на роль условий, в которых они проводились, на ход реформ в сфере государственных финансов и денежного обращения. Речь пойдет о восстановлении государственного бюджета и денежной системы.
Финансовая и денежная реформа связаны, как связаны финансовая и денежная политика государства. Тем не менее, они, как известно, различаются объектами и целями. Поэтому и мы их в нашем анализе тоже отделим.
Финансовая реформа
Финансовая политика государства имеет дело с мобилизацией денежных ресурсов и их расходованием.
Новая финансовая политика Советского правительства ставила следующие задачи:
1) восстановление налоговой системы;
2) построение налоговой системы на основе денежного хозяйства.
Сделать это можно было с помощью:
3) укрепления валюты;
4) ограничения эмиссии денег;
5) восстановления сети кредитных учреждений.
В период военного коммунизма в условиях полного разложения денежного хозяйства мобилизация ресурсов государством проводилась в натуральной форме: продразверстка, трудовая, гужевая повинность, изъятие продукции в промышленности и т. п.
Очевидно, что мгновенно изменить ситуацию невозможно. И хотя правительство в финансовой и денежной областях действовало весьма решительно и жестко, на восстановление финансовой системы ушло несколько лет.
Для характеристики исходной ситуации в финансовой сфере сошлемся лишь на два факта. Например, полное расстройство налоговой системы и налоговых органов побудили ВЦИК подготовить 26.02.21 г. проект декрета об отмене всех налогов вообще. Далее, воспоминания заместителя наркома финансов М. Владимирова весьма красочно рисуют состояние государственных финансов 1922 г.: «Государственный бюджет в своей доходной части питался следующими тремя основными источниками: эмиссией, натуральными налоговыми продуктами и бесплатным отчуждением продукции государственных предприятий. Денежные налоги и доходы государства играли совершенно ничтожную роль и достигали 4-5 млн. руб. золотом при ежемесячных расходов от 80 до 90 млн. руб. Единого государственного бюджета еще не было не только формально, но и по существу, т. к. распоряжение различными доходными источниками государства не было централизовано в едином органе, а в области расходной наряду с широкой практикой бескредитных расходов, стремительное падение рубля приводило к необходимости быстро и решительно, без тщательной подготовки, отсекать ряд расходов. Не было и не могло быть перспективного, твердо продуманного плана работы, были лишь заботы о сегодняшнем и завтрашнем днях и беззаботность относительно дальнейшего»[28].
Восстановление налоговой системы означало определение видов налогов и их ставок, условий и принципов взимания, а так же воссоздания налоговых органов.
Прежде всего, встал вопрос о видах налогов, которые следовало бы возродить: вводить налоги прямые или косвенные. Косвенные налоги удобней взимать, но в ходе борьбы за власть они были дискредитированы как социально несправедливые. Революция выровняла имущественное состояние населения, и несправедливость косвенных налогов перестала существовать, оставив лишь их преимущество – простоту взимания. В 1922 году кроме продналога применялось 25 видов налогов: 5 прямых, 13 косвенных, 7 пошлин. Продналог, взимавшийся в натуральной форме, по мере восстановления промышленности и транспорта, роста торговли между городом и деревней заменялся денежным. В 1924 году продналог был заменен единым сельскохозяйственным денежным налогом.
Однако кроме налогов необходима база, с которой можно было бы эти налоги взимать, т. е. нужна налоговая база. Начало ее появлению было положено возрождением торговли. Торговля вела к росту потребности в деньгах, появлению частных доходов и частной деятельности как объектов налогообложения. Возвращение денег в казну в виде налогов позволяло надеяться на уменьшение эмиссии для покрытия государственных расходов. Однако на первых порах денeжныe поступления никак не влияли на размер эмиссии – так малы и неустойчивы были эти поступления.
Основные поступления в бюджет в начале НЭПа давали крестьянские домохозяйства. В 1921-1922 гг. основная часть налогового бремени падала на крестьянство. Доля промышленности была низка не только из-за разрухи в промышленности и на транспорте. Многие услуги государственные предприятия оказывали бесплатно, продукция продавалась государственным предприятиям по низким ценам, к тому же предприятия налоги зачастую просто не платили.
И только в ходе преодоления развала в экономике менялась структура источников дохода: в 1923-24 гг. уже чуть больше трети всех налогов поступало от крестьянства, а в 1924-25 гг. менее трети. Сложности взимания налогов имели и такую причину, как полный развал налоговой дисциплины. Директора предприятий отказывались платить налоги государству на том основании, что предприятие государственное. Налоги в этом случае, по их мнению, представляли перемещение денег из одного кармана сюртука в другой. Но постепенно налоговые органы и финансовая дисциплина восстанавливались.
Нужно сказать, что сложности были не только со сбором налогов, но и с расходованием ресурсов бюджета, ибо не было четкого плана расходования средств бюджета. Несмотря на это, Советское правительство все же решительно сокращало свои расходы путем уменьшения издержек на госаппарат, почти в 10 раз по сравнению с 1920-ым годом сократило численность вооруженных сил. Перевод трестов на хозрасчет также высвободим немало государственных средств
Таким образом, в годы НЭПа создавался фундамент под создание полноценной финансовой системы. Не хватало главного – устойчивой валюты. Инфляция съедала часть заработной платы рабочих и доходов крестьян, промышленности не хватало оборотных средств для возобновления производства. Вся страна билась в инфляционной лихорадке в поисках полноценных денег.