Финансовая поддержка предприятий
В условиях рынка предприятия осуществляют расширенное воспроизводство за счет собственных доходов, инвестиционных счетов, аккумулирующих средства для накоплений. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами (налоги, процентные ставки, производственные заказы и др.). Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.
Выбор приоритетов подчиняется общеэкономической стратегии, спросу и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте. Исходя из этого, точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, ВПК, дорожное строительство. Легкая промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.
В Японии экономическая стратегия реализовывалась в виде «Плана удвоения национального дохода», который включал следующие приоритеты:
• форсирование роста производства;
• стимулирование технического прогресса и экспорта;
• развитие социального капитала, способностей человека и сохранение социальной стабильности,
Характерно, что аналогичные приоритеты в 1982 г. были признаны пригодными и для экономической стратегии США на период до 2000 г.
Средства федерального бюджета предоставляются предприятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ, банки и другие юридические лица, являющиеся агентами Правительства РФ.
Правительство РФ предоставляет также государственные гарантии (в рамках предела внутреннего долга) российским инвесторам под заемные средства в качестве страхования риской проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов.
Для государственной финансовой поддержки формируется Бюджет развития как составная часть федерального бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливаются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства Бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов Федерального казначейства Минфина России в учреждениях Банка России.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.
Предоставление средств осуществляется при условиях:
• более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;
• наличия у заемщика собственных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн долл.) — не менее 10% указанного объема;
• разделения риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).
Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числe график перечисления денежных средств, обеспечения их и возвратности. Правительство РФ может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов.
Так, в соответствии с принятым в 1998 г. постановлением ПравительстваРФ на развитие птицеводства выделено 2,5 млрд руб. льготных кредитов. Предварительно каждой птицефабрике предложено принять участие в восстановлении отрасли. Согласившиеся участвовать в программе получили право на кредит из расчета 22—25 руб. на 1 кг произведенной продукции. На время действия программы контрольные пакеты акций птицефабрик передаются в управление государству (Минсельхозу России).
Перспективной также является санация предприятий путем капитализации бюджетных долгов в их уставные капиталы. Это позволяет сосредоточить в руках государства 60—70% акций крупных предприятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости*.
* В Германии такие предприятия продавались по символической цене - 1 долл. за объект.
Местные органы могут влиять на развитие производства пре доставлением налоговых льгот в пределах своей компетенции. На пример, в Тюменской области предприятия, осваивающие новые нефтяные месторождения, на 1—2 года освобождаются от местных налогов, на 10% снижены налоги с предприятий, выпускающих нефтегазовое оборудование, что помогло заместить его импорт. Используются также полномочия органов власти субъектов РФ по управлению федеральной собственностью, предприятиями ТЭК через владение пакетами акций и «золотой» акцией.
Для выявления предприятий — претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки проводится анализ их финансово-экономического положения.
Предприятия ранжируются по показателям объема выпуска, доли на соответствующем товарном рынке, балансовой стоимости основных фондов, рентабельности, численности и доли занятых на предприятии от всей численности населения города, поселка, уровня развития производственной и социальной и инфраструктуры, кредиторской и дебиторской задолженности. Органы исполнительной власти распределяют их на группы к зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже среднеотраслевого, высокий стабильный спрос) не могут быть претендентами на получение первоочередной государственной поддержки; предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.
По предприятиям второй и третьей групп оценивается целесообразность и возможность проведения диверсификации, конверсии, введения новых методов управления, сокращения дебиторской задолженности, продажи незавершенных объектов и других мер для восстановления платежеспособности.