Понятие, принципы и формы правотворчества
Понятие правотворчества. Термин «правотворчество» буквально означает не что иное, как процесс творчества, создания права. Поэтому данным термином принято обозначать деятельность, связанную с созданием права, правовых норм. Но можно ли искусственно создать право или оно возникает само по себе, естественным путем? На этот вопрос представители различных правовых школ отвечают по-разному. Так, например, сторонники естественно-правовых теорий считают, что право не создается теми или иными субъектами, в частности органами государства, а только возводится ими в закон, поскольку право складывается естественным путем, независимо от государства. Сторонники же позитивистских теорий, напротив, исходят из того, что право создается государством, его органами.
В отечественной юриспруденции термин «правотворчество» используется давно и, как правило, не вызывает особых вопросов. Вместе с тем в связи с определенным распространением в современной отечественной теории государства и права идей естественного права некоторые авторы стали сомневаться в правомерности использования термина «правотворчество» и предлагают его заменить термином «законотворчество», исходя из того, что государство творит не право (право складывается естественным путем), а законы, в которых и должно закрепляться право. Думается, определенный смысл в подобных сомнениях есть. Если признавать право как данность, которая складывается в обществе независимо от государства, то государство, действительно, не может творить право. Оно лишь фиксирует его в своих законах, т. е. в нормативных правовых актах. Но если наряду с естественным правом признавать право позитивное и под правотворчеством понимать создание позитивного права, то всякие сомнения относительно использования термина «правотворчество» оказываются беспочвенными. К тому же термин «правотворчество» достаточно прочно вошел в научный оборот и вряд ли от него нужно отказываться.
Итак, исходя из того, что наряду с естественным правом существует также право позитивное, под правотворчеством мы будем понимать деятельность по созданию позитивного права, т. е. юридических норм.
Но только ли установление юридических норм охватывается понятием «правотворчество»? В отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, многими авторами отмечается, что правотворчество – это деятельность не только по установлению (принятию) юридических норм, но также их изменению и отмене. То есть под правотворчеством совершенно обоснованно понимается деятельность как по установлению новых, так и по изменению и отмене уже действующих норм позитивного права. Кроме того, к правотворчеству, по справедливому замечанию отдельных исследователей, следует отнести также деятельность по санкционированию неюридических норм (например, правовых обычаев или корпоративных норм).
В ряде учебников по теории государства и права правотворчество определяется как деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов[31]. Думается, что подобное определение сужает содержание правотворчества, поскольку ограничивает его созданием лишь одного вида источников права – нормативного правового акта. Между тем к правотворчеству следует относить создание и других источников права (санкционированного правового обычая, юридического прецедента, нормативного договора и т. д.), поскольку устанавливаемые государством нормы позитивного права закрепляются и приобретают внешнее выражение не только в нормативных правовых актах, но и в других источниках права. С учетом сказанного правотворчествоможно определить как осуществляемую уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неюридических норм в качестве юридических.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки правотворчества.
Во-первых, правотворчество представляет собой определенную деятельность. Это интеллектуально-мыслительная деятельность, которая связана с созданием позитивно-правовых норм и организацией правового регулирования соответствующих общественных отношений. Она носит творческий, организующий характер и относится к производству таких духовных ценностей, как позитивное право. Поскольку правотворчество является определенной деятельностью, его очень часто именуют правотворческой деятельностью.
Во-вторых, правотворчество – это государственная деятельность, одна из ее форм. Правотворчество выступает важнейшим средством государственного управления обществом и является прерогативой, т. е. исключительным правом, государства. В сущности, лишь государство в лице своих органов может создавать нормы позитивного права, хотя в отдельных случаях такую возможность оно предоставляет и некоторым другим субъектам (например, негосударственным организациям).
В-третьих, это деятельность, связанная с возведением государственной воли в закон, в общеобязательные правила поведения (нормы права). Через правотворчество государство претворяет свою волю в жизнь, определяя, какие общественные отношения и как должны регулироваться с помощью норм позитивного права. Иначе данный признак интерпретируется сторонниками теории естественного права. Они считают, что с помощью правотворчества в закон возводится не государственная воля, а право. Думается, что подобный подход, в принципе, является правильным, но все же несколько идеализирует правотворческую деятельность. Конечно, создаваемые государством нормы должны закреплять право и быть правовыми. Как отмечал К. Маркс, «законодатель… должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений»[32]. Вместе с тем не следует забывать и то, что в позитивном праве могут закрепляться установления неправового и даже антиправового характера. Поэтому правотворческую деятельность государства точнее рассматривать как деятельность, связанную с возведением в закон не столько права, сколько государственной воли. Тем более, что во всех случаях установленные государством законы, будь они правовые или неправовые, в конечном счете выражают государственную волю.
В-четвертых, это деятельность, направленная насоздание норм права в целях урегулирования, упорядочения соответствующих общественных отношений. Создание норм права, как известно, не является самоцелью. Право создается не для украшения государственного фасада, а для регулирования общественных отношений и утверждения в обществе определенного порядка. Это является основной целью и предназначением правотворчества. Вместе с тем правотворческая деятельность преследует и некоторые другие цели. Например, совершенствование действующего законодательства и в целом системы права.
В-пятых, это деятельность, связанная как с установлением, изменением и отменой норм позитивного права (юридических норм), так ис санкционированием неюридических норм в качестве юридических. Творить – значит создавать что-то новое. Поэтому правотворчество связано, прежде всего, с разработкой и установлением новых норм права. Но, как уже было отмечено, понятием «правотворчество» охватывается также деятельность, связанная с изменением и отменой действующих правовых норм. Практика реализации правовых норм, а также изменения, происходящие в общественной жизни, нередко требуют внесения соответствующих изменений в действующие нормы права, а нормы, переставшие быть эффективными или утратившие свою актуальность, подлежат отмене. Изменение и отмена правовых норм, как и их установление, осуществляется правотворческими органами.
В содержание правотворческой деятельности наряду с установлением, изменением и отменой норм позитивного права входит также санкционирование неюридических норм в качестве юридических, что, к сожалению, не всегда отмечается в литературе. При поверхностном взгляде может показаться, что санкционирование не является правотворчеством, поскольку никаких новых норм в результате санкционирования не создается. Государство просто объявляет уже существующие неюридические нормы юридическими, придает им юридическую силу. Однако следует иметь в виду, что сами по себе неюридические нормы нормами позитивного права не становятся. Таковыми их делает государство, его правотворческие органы. Поэтому не только установление, изменение и отмена норм позитивного права, но и санкционирование неюридических норм в качестве юридических входит в содержание правотворчества.
В-шестых, это деятельность, которая осуществляется уполномоченными на то субъектами или народом. Правотворчество – государственная деятельность, а значит, этой деятельностью не может заниматься кто угодно. Субъектов правотворчества определяет государство. Ими становятся, прежде всего, государственные организации (органы государственной власти, государственные учреждения и государственные предприятия). Причем основными субъектами правотворчества являются высшие органы государственной власти (президент, парламент, правительство). Определяя государственные организации в качестве первостепенных субъектов правотворчества, государство наделяет их соответствующей правотворческой компетенцией, т. е. кругом полномочий по созданию тех или иных норм права. Вследствие этого каждая государственная организация может решать только определенный круг вопросов и принимать по этим вопросам правотворческие акты только определенного вида и определенной юридической силы. Так, согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные законы в Российской Федерации, т. е. нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются Государственной Думой.
Государственные организации составляют первую и наиболее важную группу субъектов правотворчества. Но это не единственная группа субъектов правотворчества. В отдельных случаях государство может наделять правотворческими полномочиями и негосударственные организации. Например, для надлежащего решения вопросов местного значения соответствующими правотворческими полномочиями наделяются органы местного самоуправления. Так, в ч. 1 ст. 132 Конституции РФ говорится: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Более подробно круг вопросов, решаемых теми или иными органами местного самоуправления, определен в гл. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.
Наконец, в качестве субъекта правотворчества может выступить также народ (например, в порядке референдума, принимая тот или иной закон государства).
В-седьмых, это деятельность, носящая властныйхарактер. Правотворческая деятельность, какими бы субъектами она не осуществлялась, всегда выступает как проявление их властных полномочий. Особенно наглядно это выражено в том, что принятые правотворческими органами и вступившие в силу акты (например, нормативные правовые акты), должны соблюдаться и исполняться всеми, кто окажется в сфере их действия. В противном случае последуют предусмотренные этими актами меры государственного принуждения.
В-восьмых, это деятельность, которая регламентируется законодательством и протекает в рамках установленных им процедур. Особенно это касается такой формы правотворчества, как законотворчество, т. е. принятие законов. Законы, как уже отмечалось ранее, принимаются в особом порядке и процесс их принятия детально регламентируется законодательством, включая конституцию страны.
Правотворчество и правообразование. Теперь рассмотрим соотношение таких понятий, как «правотворчество» и «правообразование», тем более что в отечественной теории государства и права по данному вопросу нет единого мнения. В частности, одни считают, что правотворчество и правообразование – это, в принципе, одно и то же. По мнению же других (а этой точки зрения придерживается большинство исследователей) – это не совсем совпадающие понятия. Но что такое правообразование? Обычно под правообразованием понимают весь процесс формирования права (позитивного права), с момента его зарождения и до официального юридического оформления. Этот процесс охватывает не только непосредственную деятельность правотворческих органов по созданию норм права, но и возникновение (зарождение) экономических, политических и других социальных предпосылок, которые обусловливают необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.
Как представляется, процесс формирования права (правообразования) в своем развитии проходит три основных этапа. Первый этап характеризуется возникновением объективной потребности в правовом регулировании каких-то общественных отношений. Это могут быть только что возникшие общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании, или отношения, которые прежде правом не регулировались, но в силу опять-таки объективных причин потребовали правового регулирования, или отношения, которые регулировались правом, но опять же объективно потребовали изменения их правового регулирования. На этом этапе, разумеется, никакого позитивного права еще нет. Здесь появляется только потребность в правовом регулировании (или изменении правового регулирования) соответствующих общественных отношений. Второй этап связан с выявлением потребности в правовом регулировании соответствующих общественных отношений и осознанием необходимости такого регулирования. На этом этапе позитивное право тоже еще не появляется, но здесь формируется правосознание – определенные правовые взгляды, идеи относительно того, как и какими правовыми средствами должны быть урегулированы общественные отношения, объективно нуждающиеся в этом. Осознание необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений проявляется как в деятельности самих правотворческих органов, так и в деятельности других субъектов. Так, на формирование правосознания относительно необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений значительное влияние оказывают деятельность политических партий и других общественных объединений, юридическая наука, средства массовой информации, общественное мнение. Наконец, третий, заключительный, этап правообразования связан уже с правотворческой деятельностью. После того как наступило осознание потребности в правовом регулировании (или в его изменении) определенных общественных отношений, процесс правообразования переходит в плоскость разработки и принятия соответствующих норм права соответствующими правотворческими органами. Иными словами, заключительный этап правообразования связан с правотворчеством.
Таким образом, правообразование – понятие более широкое, чем правотворчество. И хотя правотворчество является главным этапом в процессе правообразования, поскольку именно на этом этапе создается право как таковое, тем не менее – это только часть данного процесса.
Принципы правотворчества.В основе правотворчества лежат определенные принципы, которыеможно определить какруководящие идеи, начала, на которых основывается правотворческая деятельность и которые составляют ее главное содержание. В различных государствах действуют самые разные принципы правотворчества, однако многим из них, в частности демократическим государствам, присущи такие принципы, как демократизм, гласность, законность, научность, профессионализм, связь с практикойиоперативность.
Демократизм правотворчества проявляется, прежде всего, в участии народа в правотворческой деятельности. Участие народа в правотворчестве может приобретать самые разные формы. Так, народ может быть непосредственным субъектом правотворчества в порядке референдума и участвовать в голосовании за тот или иной законопроект. Правда, возможности использования такой формы крайне ограничены, поскольку референдум, как уже не раз отмечалось, является достаточно дорогостоящим мероприятием, и проводится он для принятия только наиболее важных законов (например, конституции). Далее, народ может принимать участие в обсуждении законопроектов и проектов других нормативных актов в средствах массовой информации, трудовых коллективах, общественных объединениях. Кроме того, граждане могут обращаться в правотворческие органы с предложениями, пожеланиями, замечаниями относительно принятия тех или иных нормативно-правовых актов или совершенствования уже действующих.
Демократизм правотворчества проявляется также в том, что правотворческие органы, устанавливая нормы права, должны исходить из интересов и потребностей общества. Особенно это относится к высшим представительным (законодательным) органам государственной власти, которые, как известно, принимают законы – нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные нормы права.
Гласность правотворчества тесно связана с его демократизмом, вследствие чего некоторые авторы не выделяют ее в качестве самостоятельного принципа правотворчества, а рассматривают в составе принципа демократизма. Между тем, будучи тесно связанной с демократизмом, гласность в правотворческой деятельности имеет самостоятельное значение. Этот принцип проявляется в первую очередь в том, что деятельность правотворческих, в особенности законодательных органов, должна освещаться в средствах массовой информации, чтобы население имело представление о принимаемых правотворческими органами законах и иных нормативных правовых актах.
Другое проявление принципа гласности состоит в том, что принимаемые правотворческими органами нормативно-правовые акты, как правило, подлежат обязательному опубликованию. Так, в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Кроме того, в каждом государстве действует презумпция знания закона, согласно которой считается, что граждане и другие лица должны знать действующие в стране нормы права, особенно, если возникает вопрос о юридической ответственности. Вследствие этого незнание закона не освобождает от ответственности. Данная презумпция лишний раз подтверждает необходимость опубликования принимаемых правотворческими органами нормативных правовых актов. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, содержащие государственную или военную тайну.
Законность правотворческой деятельности тоже имеет несколько аспектов. Во-первых, она проявляется в том, что правотворческие органы должны осуществлять свою деятельность, как правило, в пределах предоставленной им правотворческой компетенции. Исключение составляют случаи так называемого делегированного правотворчества, когда те или иные органы или организации осуществляют правотворческую деятельность в связи с передачей им другими субъектами определенных правотворческих полномочий. Но и в этих случаях действует принцип законности, поскольку такая передача производится на вполне законных основаниях.
Во-вторых, согласно принципу законности правотворчество должно осуществляться в строгом соответствии с установленной законодательством процедурой подготовки, обсуждения, принятия и опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих, а также изменяющих или отменяющих нормы права.
В-третьих, нормативные и иные правовые акты должны приниматься в соответствующей, установленной законом форме (закона, указа, договора и т. д.) и с указанием всех необходимых реквизитов.
В-четвертых, вновь принятые нормативные правовые акты, содержащие нормы права, не должны противоречить конституции страны, ее законам, общепризнанным принципам и нормам международного права.
Научность как принцип правотворчества проявляется в использовании данных науки, и, прежде всего, юридической науки, при подготовке и принятии нормативных и иных правовых актов. «Выработанные в результате аналитических проработок научные обобщения, определения, сравнительные характеристики, классификации, – отмечает С. С. Алексеев, – нередко воспринимаются законодателем, переносятся в законы, особенно в кодексы, иные кодифицированные акты, воспринимаются судебной практикой, становятся нормативными обобщениями»[33]. И хотя на правотворческую деятельность оказывают влияние различные политические и иные силы, а принятие некоторых законов и подзаконных нормативно-правовых актов обусловлено подчас конъюнктурными соображениями, принцип научности должен рассматриваться в качестве одного из ведущих начал современного правотворчества. Вследствие этого вновь принимаемые нормы права в процессе их подготовки должны опираться на данные науки и проходить научную экспертизу.
Профессионализмв правотворческой деятельности выражается в том, что подготовкой и созданием нормативных и других правовых актов нормативного характера должны заниматься квалифицированные специалисты, обладающие специальными познаниями в соответствующей области общественной жизни. Это не значит, что такими специалистами обязательно должны быть юристы, но без участия юристов, в общем-то, не должна обходиться ни одна правотворческая деятельность.
Связь правотворчества с практикой. Суть этого принципа состоит главным образом в том, что правотворческая деятельность должна быть жестко привязана к практике, к практическим потребностям общества. Нормы права – это регуляторы общественных отношений, и чем больше они опираются на практику и учитывают практические потребности общества, тем эффективнее они выполняют свое предназначение. Поэтому при создании норм права всегда должна учитываться их практическая обоснованность. Нормы, не опирающиеся на практику, не учитывающие практических потребностей общества, не приносят ожидаемого результата и, как правило, попадают в разряд мертворожденных норм, лишь захламляющих систему права.
Принцип связи правотворчества с практикой имеет и другую сторону, которая выражается в так называемой обратной связи. Правотворческие органы в своей деятельности должны не только учитывать практические потребности общества, но и опираться на практику действия и реализации норм права, которая сигнализирует о том, насколько эффективны действующие нормы права и не нуждаются ли они в изменении или отмене.
Оперативность правотворчества предполагает своевременное принятие новых норм права и внесение соответствующих изменений в действующую систему права. Жизнь, как известно, на месте не стоит, и изменения в системе общественных отношений нередко вызывают необходимость в создании новых норм права, изменении или отмене уже действующих. Правотворческие органы должны своевременно реагировать на подобные изменения и вносить коррективы в действующую систему права. Это позволит повысить эффективность правового регулирования и избежать социальной напряженности в той или иной сфере общественной жизни. Оперативность правотворчества предполагает также своевременное устранение пробелов в действующем законодательстве, поскольку пробельное законодательство создает определенные сбои в правовом регулировании и снижает его эффективность.
Помимо рассмотренных, в литературе называются и некоторые другие принципы правотворчества (гуманизм, справедливость, системность и т. д.).
Формы (виды) правотворчества. Вопрос о формах правотворчества не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Различные авторы выделяют самые разные формы правотворчества. При этом нередко не выдерживаются основания классификации, в связи с чем в одном ряду выделяются разнопорядковые, подчас взаимоисключающие формы правотворчества. Между тем формы правотворчества есть не что иное, как определенные разновидности правотворческой деятельности. А это значит, что для выделения тех или иных форм правотворчества нужна классификация, которая может быть проведена по различным основаниям. Как представляется, классификацию правотворческой деятельности и, следовательно, выделение соответствующих форм (видов) правотворчества можно провести по следующим основаниям: в зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права, посубъектам правотворчества, по способу установления правовых норм, исходя из правотворческой компетенции субъектов правотворчества, с учетом юридической силы принимаемых нормативно-правовых актов, с учетом принципа разделения властей, с учетом федеративного устройства государства. Теперь рассмотрим, какие же формы (виды) правотворчества могут быть выделены по названным основаниям.
В зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права можно выделить такие формы правотворчества, как принятие нормативных правовых актов, заключение нормативных правовых договоров, создание юридических прецедентов, санкционирование правовых обычаев, признание юридической доктрины.
Наиболее распространенной формой современного правотворчества является принятие нормативных правовых актов. Принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных нормативных актов) характерно преимущественно для правотворческих органов тех государств, в которых сформировалась романо-германская правовая система, в том числе и для правотворческих органов Российской Федерации, поскольку в таких государствах основным источником права являются нормативные правовые акты. В то же время данная форма правотворчества имеет известное распространение и в государствах с англосаксонской правовой системой (например, в США). Нормативные правовые акты как источники права принимаются в основном законодательными и исполнительными органами государственной власти, в некоторых случаях – народом (путем референдума).
Заключение нормативных правовых договоров тоже относится к числу достаточно распространенных современных форм правотворчества. Нормативные правовые договоры, как уже отмечалось, заключаются между государствами (международные договоры), между государственными органами, а также между государственными и негосударственными органами (внутригосударственные договоры публично-правового характера).
Создание юридических прецедентов характерно преимущественно для государств с англосаксонской правовой системой, поскольку в этих государствах основным источником права признается судебный прецедент. Определенное распространение этот источник права имеет и в государствах с романо-германской правовой системой. Субъектами, создающими данные источники права, являются суды (судебные прецеденты), а также органы исполнительной власти (административные прецеденты).
Санкционирование правовых обычаев имеет, пожалуй, не столь широкое распространение по сравнению с вышеназванными формами правотворчества, но, тем не менее, встречается в практике многих современных государств, в том числе и в практике Российской Федерации.
Признание юридической доктрины как источника права – явление крайне редкое для современного правотворчества. Такая форма правотворчества имела определенное распространение преимущественно в древних (Древний Рим) и средневековых государствах (государства Западной Европы, мусульманские государства). Встречается она и в некоторых современных государствах (например, в Великобритании).
По субъектам правотворчества представляется целесообразным выделить следующие формы правотворчества: правотворчество государственных организаций, правотворчество негосударственных организаций, совместное правотворчество, правотворчество народа.
К правотворчеству государственных организаций относится правотворчество, которое осуществляется органами государства, а также другими государственными организациями (в частности, государственными учреждениями и государственными предприятиями). Определяющую роль здесь играет правотворчество органов государства, поскольку правотворческой деятельностью занимаются в первую очередь органы государства. Вместе с тем правотворчество государственных организаций – это не единственная форма правотворчества, поскольку государство нередко наделяет правотворческими полномочиями и негосударственные организации либо делегирует (передает) им эти полномочия и разрешает осуществлять правотворческую деятельность по тем или иным вопросам. В связи с этим появляется и такая форма правотворчества, как правотворчество негосударственных организаций. Эта форма правотворчества представлена, например, правотворческой деятельностью органов местного самоуправления, правотворческой деятельностью негосударственных учреждений и предприятий, правотворческой деятельностью некоторых общественных объединений. Совместное правотворчество – это правотворческая деятельность органов государства совместно с негосударственными организациями. Данная форма правотворчества, хотя и не имеет широкого распространения, тем не менее, встречается в практике отдельных государств. Так, например, в бывшем СССР имели место постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по определенным вопросам государственной и общественной жизни, которые являлись одновременно и партийной директивой и нормативно-правовым актом. Встречались и некоторые другие акты совместного правотворчества. Наконец, самостоятельной формой правотворчества является правотворчество народа. Хотя эта форма правотворчества тоже не имеет широкого распространения, она, тем не менее, встречается в практике различных государств, в том числе и нашего. Наиболее ярким примером данной формы правотворчества является принятие нормативно-правовых актов посредством референдума (например, принятие конституции).
По способу установления правовых норм можно выделить две формы правотворчества – непосредственную правоустановительную деятельность и санкционирование. Для непосредственной правоустановительной деятельности характерно то, что правотворческий орган сам устанавливает нормы права. Даже если эти нормы разрабатываются на проектном уровне не правотворческим, а другими органами или организациями, окончательное решение относительно того, быть этим нормам или не быть, принимает правотворческий орган. Иное дело при санкционировании. Здесь правотворческий орган сам не устанавливает нормы права, а объявляет в качестве таковых уже существующие неюридические нормы (правовые обычаи или корпоративные нормы), придавая им юридическую силу.
Некоторые авторы в данной классификации предлагают также выделять либо правотворчество народа, либо делегированное правотворчество. Однако ни тот, ни другой варианты представляются неприемлемыми, поскольку нарушают единство основания классификации. Правотворчество народа и делегированное правотворчество выделяются не по способу установления правовых норм, а по совершенно другим критериям.
Исходя из правотворческой компетенции субъектов правотворчества, могут быть выделены такие формы правотворчества, как компетенционное правотворчество и делегированное правотворчество. Компетенционное правотворчество – это правотворчество, осуществляемое правотворческим органом в рамках своей компетенции. То есть возможность устанавливать, изменять или отменять нормы права определенной юридической силы входит в состав компетенции правотворческого органа. Делегированное правотворчество – это правотворчество, которое осуществляется за пределами компетенции правотворческого органа. Правотворческий орган изначально не обладает правом на принятие каких-то юридических норм, но приобретает это право в порядке делегирования, т. е. передачи ему правотворческих полномочий, входящих в компетенцию другого правотворческого органа. Так, президент или правительство не обладают законодательными полномочиями, т. е. правом принятия законов – нормативных правовых актов высшей юридической силы. Этими полномочиями обладают высший представительный (законодательный) орган государственной власти (парламент) или народ (в порядке референдума). Вместе с тем в определенных случаях (например, в условиях чрезвычайного положения) парламент может полностью или частично делегировать свои законодательные полномочия президенту или правительству. В этом случае президент или правительство будут осуществлять законотворческую (законодательную) деятельность в порядке делегирования, и их законотворческая деятельность будет выступать как делегированное правотворчество.
С учетом юридической силы принимаемыхправотворческими органаминормативно-правовых актов можно выделить такие формы правотворчества, как законотворчество, или законодательную деятельность, и подзаконное правотворчество. Законотворчество считается важнейшей формой правотворчества, особенно в государствах с романо-германской правовой системой. Оно связано с принятием нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов, и осуществляется, как уже отмечалось, высшими представительными (законодательными) органами государственной власти или народом. Законы содержат первичные нормы права, регулируют наиболее важные общественные отношения и составляют основу всей системы законодательства. Вместе с тем наряду с законами правотворческие органы, как известно, принимают и подзаконные нормативные акты. Деятельность, связанная с принятием подзаконных нормативных актов, является другой формой правотворчества, отличной от законотворчества, – подзаконным правотворчеством. Подзаконное правотворчество по отношению к законотворчеству носит производный, вторичный характер, поскольку принятие подзаконных нормативных актов всегда осуществляется не взамен, а во исполнение законов и направлено на их конкретизацию и детализацию. При этом подзаконные нормативные акты не должны противоречить законам, о чем уже говорилось ранее.
В связи с тем, что подзаконные нормативные акты бывают разных видов, поскольку принимаются различными правотворческими органами и имеют разную юридическую силу, подзаконное правотворчество можно подразделить на четыре основных вида: общее (связано с принятием подзаконных нормативных актов общего характера), местное (связано с принятием нормативно-правовых актов местного значения), ведомственное (связано с принятием ведомственных нормативных актов) и локальное (связано с принятием локальных нормативно-правовых актов).
С учетом принципа разделения властей можно выделить три основных формы правотворчества: правотворчество законодательных органов, правотворчество органов исполнительной власти, судебное правотворчество. Правотворчество законодательных органов связано преимущественно с принятием законов – нормативных актов высшей юридической силы. Эта форма правотворчества во многих государствах (в том числе и в Российской Федерации) является определяющей, поскольку нормы, содержащиеся в законах, составляют основу системы права. Правотворчество органов исполнительной власти св