Профсоюзная социальная политика

Профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполня­ют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. В девяностых при обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать со­циально ориентированное производство, направленное на обеспече­ние материальной базы для достойной жизни всех граждан.

Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизы­вающей все уровни и сферы системы органов, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. И сегодня, в период преодоления кризисных явлений в стране, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране остался равным 6. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны.[26]Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опира­ясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли в ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" целый ряд норм, дающих воз­можность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов - тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по уча­стию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельно­сти профсоюзов в сфере социальной политики.

Отдельно стоит отметить заслугу в развитии социальной политики профсоюзов общественную организацию ФНРП[27] (федерация независимых профсоюзов России) Статья 2 устава организации гласит : «Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, обеспечения правовых гарантий их деятельности, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.»[28] Для достижения своей цели Федерация содействует развитию системы социального партнерства, реализации принципа трехстороннего сотрудничества профессиональных союзов, объединений работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления.

Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах ус­тановил, что системы оплаты труда, формы материального поощре­ния, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда ус­танавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в колдоговорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществ­ления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами госвласти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами госвласти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсою­за.

Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие за­нятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсою­за, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации ор­ганизации, проводят профсоюзный контроль за и соблю­дением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение орга­нов местного самоуправления предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массо­вым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм договоров и соглашений. Задача их состоит в том, чтобы разделы договора содержали все сферы и направления социальной политики. Важным направлением социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной сре­ды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности.

Стоит отметить о программе ФНРП «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны»[29], которая Принята 14 января 2011 года постановлением VII съезда ФНПР где раскрываются основные положения которым организация следует применительно к социальной политике.

Рассматривается угроза социальной справедливости – основной вызов времени. Вызовы времени, стоящие перед российскими профсоюзами, представляют собой наиболее острые проблемы экономики России и её социального устройства, проблемы становления подлинно социального государства. При этом в обществе нет единого мнения о том, как эти проблемы решать. Позиция профсоюзов, которые представляют единое мнение наиболее организованной части трудящихся России, часто расходится как с мнением бизнесменов, так и мнением чиновников. Ответ российских профсоюзов на глобальные вызовы времени – обеспечение социальной справедливости на предприятии и в обществе, достижение справедливого распределения созданных богатств. Социальное партнёрство – действенный механизм формирования условий для достойного труда. Важнейшим инструментом защиты прав и интересов работников является социальное партнёрство в сфере труда. В рамках социального партнёрства принимаются решения по основным вопросам экономической и социальной жизни страны, регионов и организаций. Практически во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в ФНПР, заключены коллективные договоры.

Стремясь обеспечить реальное и эффективное взаимодействие профсоюзов, работодателей и органов власти на принципах социального партнёрства, ФНПР, её членские организации работают в направлениях:

повышения статуса Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевых, региональных и территориальных трёхсторонних комиссий, а также усиления взаимодействия между ними; формирование единых требований профсоюзов; консолидация усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов в целях поддержки переговорных кампаний;

В целом стоит отметить, что, несмотря на всю значимость и объем социальных задач, выполняемых различными субъектами социальной политики, мы можем сделать вывод об относительной слабости и зависимости их от государства. Проводимые реформы, законы и другие нормотворческие акты ужесточают контроль со стороны государства.

Ярче всего это прослеживается в зависимости церкви от государства, профсоюзов и крупных корпораций.


Наши рекомендации