Архитектурное и изобразительное искусство в средневековом Казахстане

Источником богатейшей информации о жизни создавшего их общества являются памятники зодчества. Будучи одновременно памятниками искусства и строительной техники, они дают яркое представление об эстетических нормах эпохи, идеологии, о развитии научно-производственного потенциала, о культурных контактах, об организации и уровне строительных ремесел. Одним из направлений развивавшегося архитектурного искусства и строительства в Казахстане в VI-IX веках были сооружения, связанные с религиозными верованиями. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков. Храмы были очень удобны для молящихся. Стены украшены изображениями Будды. Также в стенах были сделаны специальные ниши для скульптур Будды. Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, относящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути. Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Доказательством этого являются остатки мечети на кургане Баба-Ата в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, на северных склонах Каратау.

Изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. Древние представители этого вида искусства разукрашивали изображениями и различными знаками предметы обихода еще в эпоху бронзы. Например, украшали гон­чарные изделия. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы. Об этом свидетельствуют орнаменты и узоры, нанесенные на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе. Самым распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатурки. Стены помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических фигур. При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву. На досках, украшавших арки зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий. Все они были посвящены сюжетам религиозного и мифологического содержания.

Другое направление изобразительного искусства на территории Казахстана - это наскальные изображения древних тюрков. Одни сцены представлены изображениями всадников, облавных охот на зверей, перекочевок и поединков; другие - изображениями диких зверей. Наскальные образы воинов символизируют их героический дух, показывают далекую, полную военными событиями и воинской доблести эпоху средневековья.

В тюркскую эпоху в Казахстане широко развивалось и искусство скульптуры. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности - «балбык». Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников. Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг-тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык».

Еще одна композиционная часть архитектуры - это прикладное искусство. Городские и степные мастера-ремесленники в своих изделиях широко использовали этот вид искусства. Особенно были распространены искусство терракоты - производство керамики из обожженной цветной глины, художественная керамика, мелкая пластика. Очень разнообразны были разновидности орнаментов. Некоторые из них носили религиозно-магический характер. Подобные орнаменты использовались для художественной отделки и внутреннего и внешнего украшения архитектурных сооружений. Если художественной керамикой украшались обычно стены, то мелкая пластика, терракота приклеивались в качестве украшений в разных местах архитектурных сооружений. Прикладное искусство использовали при изготовлении своих изделий и полукочевые, и полуоседлые народы. Особенно широкое применение оно нашло в украшении и отделке одежды, ремней и поясов. Такие изображения ремней и поясов часто встречаются на каменных изваяниях тюрков. Они являлись не только предметами одежды, но и образцами художественной культуры. Обычно во всю длину эти пояса и ремни украшались орнаментами, которые своей изящностью и красотой производили неизгладимое впечатление.

Таким образом, в VI - IX вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская. Они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались. Материальная культура народов Казахстана была максимально приспособлена к требованиям адаптации к природной среде и полностью отвечала функциям жизнеобеспечения и материального производства.

К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это, в первую очередь, язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.

В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках - это теле, кыргызы, остатки хунну. В VIII-X веках ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский язык. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, за исключением части Жетысу. Здесь продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы.

Письменность

В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Согласно последним исследованиям руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V веках н.э. существовали два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII веках на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII века. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. В 1889 году Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400 км. западнее Улан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены финскими (1890 г.) и русскими (1891 г.) учеными, организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавил известный ученый Аксель Олай Гейкель, русскую - В. Радлов. Традицию изучения рунических тюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н. Айдаров.

Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. Об этом говорят кыпчакские пословицы "Біті-біті, бітідім, бес агачка бітідім "- "Писал, писал, пять деревьев исписал", "Узун агач басында улу біті бітідім"- "Написал большую надпись на вершине высокого дерева". Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков и других тюрко-язычных народов. Например, загадку "Салып козім, сансыз окимын"-"Подняв глаза, без конца читаю", означавшую небо и звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка была широко распространена у кыпчаков. Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдий­ский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название "уйгурского", так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв.

Наши рекомендации