От режима Реставрации до Второй империи
Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г.Первая империя просуществовала до 6 апреля 1814 г. – до первого отречения Наполеона I от престола. Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном I, поспешила возвести на французский престол старшего представителя “легитимной” (законной) династии Бурбонов – Людовика XVIII (1814 – 1824 гг.). Он даровал Франции Учредительную (Конституционную) хартию от 4 июня 1814 г. В ней он объявлял равенство граждан перед законом, свободу совести (при статусе католической, апостольской и римской церкви в качестве государственной), свободу устного и печатного слова в рамках законов и с одновременным запретом “всяких преследований за высказанные до Реставрации мнения”, неприкосновенность собственности и др.
Король, особа которого рассматривалась “неприкосновенной и священной”, объявлялся верховным главой государства и начальником всех вооруженных сил. Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать распоряжения и указы, “необходимые для исполнения законов и для безопасности государства”.
Законодательный орган по Хартии создавался на антидемократической двухпалатной основе. Палата пэров целиком назначалась королем. Палата депутатов избиралась на 5 лет, но избирательное право было еще более ограниченным, чем по конституции 1791 г. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков. От депутата требовались достижение возраста 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков. Неслучайно первый же состав палаты был ультрареакционным.
Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.
Режим Реставрации не мог уже остановить поступательного развития капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, занимались предпринимательством, вступали в капиталистические компании. Но политическая реакция отбросила развитие буржуазной государственности во Франции назад, к полуфеодальной монархии, социальной основой которой был компромисс крупных землевладельцев-дворян с верхушкой буржуазии. Наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не могла приспособиться к условиям капитализма и открыто стремилась к восстановлению дореволюционных порядков.
Июльская монархия. Хартия 1830 г. Реакционная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами развивающегося гражданского общества. Преемник Людовика XVIII Карл X (1824 – 1830 гг.) явно покровительствовал дворянству и духовенству, а также ордену иезуитов. Для подавления возникшей оппозиции он издал серию законов по ограничению свободы печати, сокращению избирательных прав, роспуску представительного собрания и назначению ультрароялистов членами Государственного совета. Обнародование этих законов вызвало революцию, которая по имени месяца получила название Июльской.
После кровопролитных уличных боев Карл X был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная буржуазия возвела на трон представителя орлеанской династии Луи Филиппа. Тем самым путем династической перестановки она добилась сохранения монархии, которая приобрела буржуазный характер.
В новых условиях король Луи Филипп (1830 – 1848 гг.) издал конституционную хартию (Хартия 1830 г.), которая представляла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г. Была опущена преамбула о даровании конституции королевской властью. Запрещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной ценз: для избирателей – до 25 лет, для депутатов – до 30 лет. Июльская монархия, как стал именоваться режим, установленный Луи Филиппом, в полной мере использовала и развивала дальше доставшуюся ей от предшествующих правительств систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов.
В 40-х гг XIX в. оппозиция режиму июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии. Кризис 1847 – 1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации. Февральская буржуазно-демократическая революция 1848 г., в победе которой решающую роль сыграл рабочий класс, привела к падению власти Луи Филиппа.
Вторая республика и Конституция 1848 г. Созданное в результате февральской революции Временное правительство, состоявшее из представителей различных фракций французской буржуазии, 25 февраля 1848 г. провозгласило Французскую республику. Революционная обстановка вынудила временное правительство пойти на некоторые социальные уступки (принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных). Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа.
Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину и укрепить свою власть, буржуазные политические деятели поспешили провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать конституцию республики.
Объявив о закрытии национальных мастерских, правительство спровоцировало пролетариат Парижа на июньское восстание, которое было жестоко подавлено военным министром Кавеньяком, получившим от Учредительного собрания всю полноту исполнительной власти и диктаторские полномочия.
Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.
В предусмотренной Конституцией 1848 г. системе государственных органов центральное место было отведено президенту, независимому от парламента и избираемому на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания; мог бесконтрольно распоряжаться могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом и использовать в своих политических целях армию.
Национальное собрание, избираемое на три года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов и не делилось на две палаты.
Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В его компетенцию входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, т. е. функции административной юстиции.
Вторая империя. Конституция 1852 г.Первые же выборы по конституции 1848 г. продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран Луи Бонапарт (1808 – 1873 гг.), политический авантюрист, не брезговавший никакими средствами для захвата власти. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты. Антиреспубликанские козни монархистов и внутренние распри между бурбонистами и орлеанистами создали благоприятную обстановку для государственного переворота.
2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков и в прямое нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Национальное собрание, установил открытую военную диктатуру. В демагогических целях, используя приемы Наполеона I, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права. Одновременно был введен режим военного и полицейского террора, направленный прежде всего против республиканцев и демократических сил.
14 января 1852 г. Луи Бонапарт обнародовал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках Президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров и тем самым руководил политико-бюрократическим аппаратом. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный орган был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Логичным завершением Конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.
Официальное провозглашение 2 декабря 1852 г. Второй империи означало торжество откровенной реакции, окончательное утверждение бонарпатистского режима.
После официального провозглашения империи государственный строй во Франции приобретал все более авторитарный характер.
Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система “официальных кандидатов”, которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты аппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную компанию.
Политический авантюризм Наполеона III привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией.
Первые же сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики – третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 г.