За соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных
1. Контроль Президента РФ за УИС.
2. Правительственный контроль в пенитенциарной сфере.
3. Осуществление контроля за УИС Парламентом РФ.
В 1-ом вопросе «Контроль Президента РФ за УИС»раскрывается конституционно-правовая сущность президентского контроля, общая контрольная компетенция Президента РФ, Полномочия Президента Российской Федерации по контролю за деятельностью ФСИН России, методы административного воздействия Президента РФ (назначение на должность некоторых категорий персонала, в частности, директора и заместителей директора ФСИН), и иные формы контроля за УИС (личное посещение учреждений и органов, исполняющих наказания; рассмотрение докладов министра юстиции РФ о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях; заслушивание руководства Минюста и ФСИН России о состоянии дел в пенитенциарной системе; рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, жалоб и заявлений граждан, сотрудников пенитенциарных учреждений, осужденных и др.). Одним из важнейших полномочий Президента РФ является его участие в формировании системы исполнительной власти.
Обозначается роль Администрации Президента РФ как контрольного органа за деятельностью ФСИН России (задачи, полномочия, формы контроля) и его специализированных органов, например, Контрольного управления Президента РФ.
Администрацией Президента РФ используются различные методы и формы деятельности, связанные с подготовкой предложений Президенту РФ по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти, урегулированием конфликта интересов и реформированием государственной службы, исполнением поручений и проверкой исполнения поручений Президента РФ, подготовкой докладов Президенту по результатам контроля. Администрация уполномочена запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.
Для осуществления поставленных задач Контрольное управление наделено следующими полномочиями: 1) создавать комиссии с привлечением работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов; 2) направлять работников Управления на заседания коллегии Министерства юстиции РФ, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые Минюстом и ФСИН России; 3) вносить в установленном порядке предложения Президенту РФ, руководителям Министерства юстиции РФ и ФСИН России о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; 4) вызывать должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, для дачи устных и письменных объяснений по поводу этих вопросов; 5) направлять в органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях; 6) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц; 7) пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Затрагивается правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в сфере контроля за деятельностью ФСИН России, а также иных подразделений Администрации Президента РФ, осуществляющих контроль за пенитенциарной системой. 1) анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения; 2) согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти; 3) организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; 4) согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента РФ, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших специальных званий; 5) взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Для раскрытия этих основных положений следует ознакомиться с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус данных контрольных механизмов.
Во 2-ом вопросе «Правительственный контроль в пенитенциарной сфере» изучаются полномочия Правительства РФ по контролю за органами исполнительной власти (ФСИН России), его кадровая и материально-техническая функция обеспечения УИС, функции Аппарата Правительства РФ как контролирующего органа за выполнением решений Правительства РФ. Правительство, обладая общей контрольной компетенцией, своим предметом контроля имеет исполнение федеральными органами исполнительной власти Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров РФ, актов Президента РФ и решений Правительства.
Следует указать, что некоторые вопросы УИС напрямую решает Правительство РФ (определяет перечень заболеваний, которые могут препятствовать дальнейшему отбыванию некоторых видов уголовных наказаний; осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; определяет численность должностей в уголовно-исполнительной системе, подлежащих замещению лицами начальствующего состава, и федеральными государственными гражданскими служащими; перечень предприятий и учреждений, созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; нормы обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами; порядок принятия на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники и специальных средств. Кроме того, контролируется соблюдение персоналом учреждений, исполняющих наказания, правительственных постановлений по обеспечению социально-экономических прав осужденных.
В 3-ем вопросе «Осуществление контроля за УИС Парламентом РФ»затрагиваются формы парламентского контроля за УИС: парламентские запросы, слушания, расследования, а так же контрольные функции комитетов и комиссий Государственной Думы и совета Федерации Федерального Собрания РФ. Так, вопросы совершенствования правовых стандартов функционирования персонала пенитенциарной системы находятся в компетенции Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, а проблемами правового обеспечения реализации стандартов и практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, ведают Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, а также Комитет Государственной Думы по безопасности.
Необходимо отметить право беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, за депутатами всех уровней. Большое место в осуществлении реального контроля законодательных органов имеют непосредственные посещения членами парламента пенитенциарных учреждений, рассмотрение ими жалоб и обращений осужденных и сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
[375, 383]
Дополнительная
[1-19, 27, 33, 34, 40, 54, 63, 64, 66, 70, 179, 184, 187, 194, 222, 233, 242, 271, 310, 312, 313, 315, 334, 339-343]
Список литературы находится в I части УМК.
Т Е М А 3
Защита прав человека и гражданина в УИС
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
1. Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
2. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе защиты прав человека.
3. Защита прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах УИС.
В 1-ом вопросе «Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» изучается становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его нормативное закрепление. Необходимо отметить, что появление этого института связано с вхождением России в Совет Европы. Обозначить процесс формирования института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации и создание специализированных Уполномоченных по правам человека (по правам лиц, находящихся в местах принудительного содержания). Раскрываются основные положения Федерального Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», где раскрыты формы деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ (рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека; анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию и др.).
Во 2-ом вопросе «Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе защиты прав человека» раскрывается сущность взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с правоохранительными органами по обеспечению прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных (Президентом, Парламентом, судом, прокуратурой), а также с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Обозначается его роль во взаимодействии с международными организациями (комитетами ООН по различным направлениям, Европейским Судом по правам человека). Здесь стоит отметить, что, не смотря на наличие достаточного уровня компетенции при защите прав человека, Европейским Судом указывается, что эти правозащитники не являются эффективным внутригосударственным средством защиты прав граждан. Необходимо отразить взаимодействие с неправительственными правозащитными организациями.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации включен так же в состав Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы.
В целях оказания консультативной помощи при уполномоченном сформирован экспертный совет, в состав которого вошли квалифицированные юристы, признанные специалисты и общественные деятели, обладающие необходимыми знаниями в области прав и свобод человека и гражданина, в том числе представители российских правозащитных организаций. Деятельность совета направлена на разрешение сложных вопросов в деле восстановления нарушенных прав граждан, совершенствование законодательства, развитию международных связей в области прав человека и правовое просвещение.
В 3-ем вопросе «Защита прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах УИС» обозначается порядок обращения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к Уполномоченному по правам человека в РФ и механизм его реагирования. Изучаются специальные доклады Уполномоченного, затрагивающие нарушения прав человека в пенитенциарных учреждениях и порядок правового просвещения в области прав человека; а также формы и методы их защиты как стратегическое направление деятельности Уполномоченного по правам человека. При рассмотрении данного вопроса рекомендуется получать дополнительную информацию в Интернете с официального сайта Уполномоченного.
Необходимо помнить, что в издаваемых ежегодных докладах Уполномоченного много внимания уделяется проблемам обеспечения прав человека в пенитенциарной системе. Основные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться в обращениях, заявлениях и жалобах осужденных, подозреваемых и обвиняемых это вопросы, связанные с незаконным применением физической силы, питанием, переводом в другое исправительное учреждение по различным основаниям, закрепленным в УИК РФ, медицинским обслуживанием и т.д.
Стоит отметить все более слаженное его взаимодействие с прокуратурой по надзору за соблюдением законности в ИУ, осуществляемое путем совместного посещения учреждений и органов УИС, рассмотрения жалоб и совместным принятием решений.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
[374, 375, 376, 377, 380]
Дополнительная
[1-20, 27, 33, 34, 56, 62, 179, 189, 190, 197-204, 210, 215, 327,240, 242,243, 259, 272, 281-286, 297, 300,330]
Список литературы находится в I части УМК.
Т Е М А 4