За соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных

1. Контроль Президента РФ за УИС.

2. Правительственный контроль в пенитенциарной сфере.

3. Осуществление контроля за УИС Парламентом РФ.

В 1-ом вопросе «Контроль Президента РФ за УИС»раскрывается конституционно-правовая сущность президентского контроля, общая контрольная компетенция Президента РФ, Полномочия Президента Российской Федерации по контролю за деятельностью ФСИН России, методы административного воздействия Президента РФ (назначение на должность некоторых категорий персонала, в частности, директора и заместителей директора ФСИН), и иные формы контроля за УИС (личное посещение уч­реждений и органов, исполняющих наказания; рассмотрение докладов министра юстиции РФ о состоянии работы по испол­нению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по со­блюдению законности и прав человека в учреждениях; заслуши­вание руководства Минюста и ФСИН России о состоянии дел в пенитенциарной системе; рассмотрение ходатайств о помило­вании осужденных, жалоб и заявлений граждан, сотрудников пенитенциарных учреждений, осужденных и др.). Од­ним из важнейших полномочий Президента РФ является его участие в формировании системы исполнительной власти.

Обозначается роль Администрации Президента РФ как контрольного органа за деятельностью ФСИН России (задачи, полномочия, формы контроля) и его специализированных органов, например, Контрольного управления Президента РФ.

Администрацией Президента РФ используют­ся различные методы и формы деятельности, связанные с под­готовкой предложений Президенту РФ по реализации государ­ственной политики в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти, урегулированием конфликта интересов и реформированием государственной службы, исполнением по­ручений и проверкой исполнения поручений Президента РФ, подготовкой докладов Президенту по результатам контроля. Ад­министрация уполномочена запрашивать и получать необходи­мую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Для осуществления поставленных задач Контрольное управление наделе­но следующими полномочиями: 1) создавать комиссии с привле­чением работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федераль­ных органов исполнительной власти, сотрудников правоохра­нительных и контролирующих органов; 2) направлять работников Управления на заседания коллегии Министерства юстиции РФ, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые Ми­нюстом и ФСИН России; 3) вносить в установленном порядке предложения Президенту РФ, руководителям Министерства юстиции РФ и ФСИН России о привлечении к дисциплинар­ной ответственности государственных служащих за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение федеральных законов, ука­зов, распоряжений и иных решений Президента РФ; 4) вызывать должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказа­ния, для дачи устных и письменных объяснений по поводу этих вопросов; 5) направлять в органы прокуратуры, органы федераль­ной службы безопасности и иные государственные органы ма­териалы о выявленных в результате проверок нарушениях; 6) зап­рашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц; 7) пользоваться банками данных Администрации Президен­та РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Затрагивается правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в сфере контроля за деятельностью ФСИН России, а также иных подразделений Администрации Президента РФ, осуществляющих контроль за пенитенциарной системой. 1) анализирует эффективность дея­тельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложе­ния; 2) согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для на­значения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президен­том РФ, Правительством РФ или федеральными органами ис­полнительной власти; 3) организует контроль за исполнением фе­деральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализа­цией федеральных программ в федеральном округе; 4) согласовы­вает направляемые в федеральные органы исполнительной вла­сти представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Прези­дента РФ, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших специальных званий; 5) взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами проку­ратуры РФ при организации проверок исполнения в федераль­ном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правитель­ства РФ.

Для раскрытия этих основных положений следует ознакомиться с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус данных контрольных механизмов.

Во 2-ом вопросе «Правительственный контроль в пенитенциарной сфере» изучаются полномочия Правительства РФ по контролю за органами исполнительной власти (ФСИН России), его кадровая и материально-техническая функция обеспечения УИС, функции Аппарата Правительства РФ как контролирующего органа за выполнением решений Правительства РФ. Правительство, обладая общей контрольной компетенцией, своим предметом контроля имеет исполнение федеральными органами исполнительной власти Конституции РФ, федераль­ных законов, международных договоров РФ, актов Президента РФ и решений Правительства.

Следует указать, что некоторые вопросы УИС напрямую решает Правительство РФ (определяет перечень заболеваний, которые могут препятствовать дальнейшему отбыванию некоторых видов уголовных наказаний; осуществляет создание, реорга­низацию и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; определяет численность должностей в уголовно-исполнительной системе, подлежащих замещению лицами начальствующего состава, и федеральными государственными гражданскими служащими; перечень предприятий и учреждений, созданных для обеспече­ния деятельности уголовно-исполнительной системы; нормы обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами; порядок принятия на во­оружение уголовно-исполнительной системы образцов специ­альной техники и специальных средств. Кроме того, контроли­руется соблюдение персоналом учреждений, исполняющих наказания, правительственных постановлений по обеспечению социально-экономических прав осужденных.

В 3-ем вопросе «Осуществление контроля за УИС Парламентом РФ»затрагиваются формы парламентского контроля за УИС: парламентские запросы, слушания, расследования, а так же контрольные функции комитетов и комиссий Государственной Думы и совета Федерации Федерального Собрания РФ. Так, вопросы совершенствования правовых стандартов функционирования персонала пенитенциарной си­стемы находятся в компетенции Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, а проблемами правового обеспечения реали­зации стандартов и практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, ведают Комитет Совета Фе­дерации по обороне и безопасности, а также Комитет Государ­ственной Думы по безопасности.

Необходимо отметить право беспрепят­ственного посещения учреждений и органов, исполняющих на­казания, за депутатами всех уровней. Большое место в осуществ­лении реального контроля законодательных органов имеют непосредственные посещения членами парламента пенитенциар­ных учреждений, рассмотрение ими жалоб и обращений осужденных и сотрудников.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

[375, 383]

Дополнительная

[1-19, 27, 33, 34, 40, 54, 63, 64, 66, 70, 179, 184, 187, 194, 222, 233, 242, 271, 310, 312, 313, 315, 334, 339-343]

Список литературы находится в I части УМК.

Т Е М А 3

Защита прав человека и гражданина в УИС
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

1. Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

2. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе защиты прав человека.

3. Защита прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах УИС.

В 1-ом вопросе «Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» изучается становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его нормативное закрепление. Необходимо отметить, что появление этого института связано с вхождением России в Совет Европы. Обозначить процесс формирования института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации и создание специализированных Уполномоченных по правам человека (по правам лиц, находящихся в местах принудительного содержания). Раскрываются основные положения Федерального Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», где раскрыты формы деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ (рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека; анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию и др.).

Во 2-ом вопросе «Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе защиты прав человека» раскрывается сущность взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с правоохранительными органами по обеспечению прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных (Президентом, Парламентом, судом, прокуратурой), а также с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Обозначается его роль во взаимодействии с международными организациями (комитетами ООН по различным направлениям, Европейским Судом по правам человека). Здесь стоит отметить, что, не смотря на наличие достаточного уровня компетенции при защите прав человека, Европейским Судом указывается, что эти правозащитники не являются эффективным внутригосударственным средством защиты прав граждан. Необходимо отразить взаимодействие с неправительственными правозащитными организациями.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации включен так же в состав Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы.

В целях оказания консультативной помощи при уполномоченном сформирован экспертный совет, в состав которого вошли квалифицированные юристы, признанные специалисты и общественные деятели, обладающие необходимыми знаниями в области прав и свобод человека и гражданина, в том числе представители российских правозащитных организаций. Деятельность совета направлена на разрешение сложных вопросов в деле восстановления нарушенных прав граждан, совершенствование законодательства, развитию международных связей в области прав человека и правовое просвещение.

В 3-ем вопросе «Защита прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах УИС» обозначается порядок обращения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к Уполномоченному по правам человека в РФ и механизм его реагирования. Изучаются специальные доклады Уполномоченного, затрагивающие нарушения прав человека в пенитенциарных учреждениях и порядок правового просвещения в области прав человека; а также формы и методы их защиты как стратегическое направление деятельности Уполномоченного по правам человека. При рассмотрении данного вопроса рекомендуется получать дополнительную информацию в Интернете с официального сайта Уполномоченного.

Необходимо помнить, что в издаваемых ежегодных докладах Уполномоченного много внимания уделяется проблемам обеспечения прав человека в пенитенциарной системе. Основные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться в обращениях, заявлениях и жалобах осужденных, подозреваемых и обвиняемых это вопросы, связанные с незаконным применением физической силы, питанием, переводом в другое исправительное учреждение по различным основаниям, закрепленным в УИК РФ, медицинским обслуживанием и т.д.

Стоит отметить все более слаженное его взаимодействие с прокуратурой по надзору за соблюдением законности в ИУ, осуществляемое путем совместного посещения учреждений и органов УИС, рассмотрения жалоб и совместным принятием решений.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

[374, 375, 376, 377, 380]

Дополнительная

[1-20, 27, 33, 34, 56, 62, 179, 189, 190, 197-204, 210, 215, 327,240, 242,243, 259, 272, 281-286, 297, 300,330]

Список литературы находится в I части УМК.

Т Е М А 4

Наши рекомендации