Защита права собственности на землю. Гарантии прав собственников земельных участков
На современном этапе развития и совершенствования нового земельного строя значительно возрастает значение обеспечения защиты права собственности граждан, юридических лиц и государства как собственника земли от незаконных действий и посягательств третьих лиц.
Право частной собственности на землю защищается различными способами и средствами. В юридической литературе по-разному определяются способы защиты прав собственности на землю. Так, И.О. Краснова полагает, что охрана субъективных прав граждан и организаций на землю включает: установление порядка свободного владения, пользования и распоряжения земельным участком, принадлежащим гражданам и организациям на праве собственности; запрет на захват и самовольное использование земель; установление прав приобретательной давности [В соответствии со статьёй 234 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо приобретает право собственности, если он добросовестно, открыто и непрерывно владел как своим собственным недвижимым не принадлежащим ему имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет // Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М. : ОМЕГА-Л, 2005. – С. 165–289]; развитие процессуальных механизмов защиты прав [Краснова, И. О. Земельное право: элементарный курс / И.О. Краснова. – М. : Юристъ, 2001. – С. 118–149]. Н.Г. Станкевич определяет два основных средства защиты права собственности на землю – вещественно-правовые средства и обязательственно-правовые средства [Станкевич, Н.Г. Земельное право: учеб. пособие / Н.Г. Станкевич. – Минск : Книжный Дом, 2003. – С. 130–131]. Е.В. Сырых выделяет следующие основные механизмы защиты права собственности на земельный участок: истребование имущества из чужого незаконного владения; истребование имущества от добросовестного приобретателя; требование об устранении всяких нарушений права собственности, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения; возмещение государством убытков, причинённых собственнику в результате принятия закона, прекращающего право собственности, в том числе стоимости имущества [Сырых, Е.В. Земельное право: учебник для вузов / Е.В. Сырых. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – С. 157–158].
Несмотря на определённую схожесть и некоторые расхождения (а также декларативность в отдельных случаях), указанные точки зрения относительно способов защиты прав собственности имеют отличия как по количеству способов, так и по их сущностному содержанию.
Таким образом, объединив данные трактовки, можно сделать обобщающий вывод, что защита земельных прав осуществляется следующими основными способами:
1) путём признания земельных прав;
2) путём установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны органов государства и иных лиц (за исключением случаев нарушения субъектами права собственности на землю законодательства);
3) путём законодательного закрепления чёткого перечня случаев прекращения либо ограничения земельных прав со стороны государства и его органов;
4) путём расширения перечня гарантий защиты земельных прав в случаях их прекращения или ограничения со стороны государства и его органов;
5) путём законодательного закрепления чётких правил самозащиты прав собственности на землю.
Защита земельных прав осуществляется способами, установленными Конституцией Республики Беларусь, гражданским законодательством, Кодексом о земле и иными законодательными актами. В соответствии со статьёй 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Гражданский кодекс (статья 8) установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В частности, в соответствии со статьёй 11 ГК защита гражданских прав осуществляется путём:
• признания права;
• восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
• пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий её недействительности;
• признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
• самозащиты права;
• присуждения к исполнению обязанности в натуре;
• возмещения убытков;
• взыскания неустойки;
• компенсации морального вреда;
• прекращения или изменения правоотношения;
• неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
• иными способами, предусмотренными законодательством.
Кроме того, гражданское законодательство предусмотрело возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Так, в соответствии со статьёй 12 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акт законодательства, не соответствующий иному законодательному акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) юридического лица, признаются судом недействительными по требованию лица, чьи права нарушены, а в случаях, предусмотренных законодательством, – по требованию иных лиц. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите указанными выше способами, предусмотренными статьёй 11 ГК.