Дисциплинарная ответственность работников, занятых в аграрном производстве

Дисциплинарная ответственность членов сельскохозяйственных организаций и лиц, работающих по трудовым договорам, установленная действующим законодательством о труде и аграрным законодательством за те или иные нарушения организации труда, правил внутреннего распорядка и безопасной работы. За нарушение трудовой дисциплины в ст. 147 КЗоТ мерами дисциплинарного взыскания определено выговор и увольнение.

Накладывая дисциплинарные взыскания, нужно учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, оценку предыдущей работы и поведения работника. Чтобы наложить взыскание, нужно потребовать объяснения от нарушителя трудовой дисциплины. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено одно дисциплинарное взыскание. Оно может быть обжаловано в установленном порядке. Таковы общие правила наложения дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины, предусмотренные КЗоТ, применяются одинаково в различных отраслях экономики и для всех, кто работает по трудовым договорам, в том числе и в сельскохозяйственных организациях. Впрочем, существуют и определенные особенности дисциплинарной ответственности работников сельскохозяйственных предприятий.

Например, в фермерском хозяйстве трудовая деятельность осуществляется на основе саморегулирования. В Законе от 19 июня 2003 "О фермерском хозяйстве" содержатся только принципиальные положения о труде в крестьянском хозяйстве, а члены этого хозяйства самостоятельно определяют и регламентируют свои трудовые отношения, разрабатывая правила внутреннего трудового распорядка своего хозяйства, в которых могут определять также меры дисциплинарной ответственности для нарушителей. Ориентиром для этих хозяйств могут служить предписания о дисциплинарной ответственности, действующих в государственных сельскохозяйственных предприятиях или сельскохозяйственных кооперативах. По принципам саморегулирования осуществляется трудовая деятельность в личном крестьянском хозяйстве в соответствии с Законом от 15 мая 2003 "О личном крестьянском хозяйстве", поскольку члены личных крестьянских хозяйств принадлежат к категории занятого населения, если работа в этом хозяйстве для них является основной. При этом следует учитывать, что личное крестьянское хозяйство не является юридическим лицом, а ведение такого хозяйства не является предпринимательской деятельностью.

В сельскохозяйственных кооперативах дисциплинарные отношения регламентируются прежде уставными нормами.Член такого кооператива обязан соблюдать устав, выполнять свои обязанности перед хозяйством, добросовестно работать, соблюдать трудовой, производственной, технологической, санитарной дисциплины и правил техники безопасности. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, возложенных на него, а также в других случаях, установленных уставом кооператива и законом, в соответствии с ч. 2 ст. 166 ГК, член производственного кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания. Этим охватываются случаи нарушения дисциплины, устава кооператива, правила внутреннего распорядка и тому подобное.Исключение из кооператива, по общему правилу, производится после применения к нарушителям других мер взыскания.

Лица, работающие в фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, других сельскохозяйственных объединениях по трудовым договорам, привлекаются к дисциплинарной ответственности по правилам КЗоТ, которые распространяется на всех работников. Споры о причинах и законности применения мер дисциплинарной ответственности в сельскохозяйственных организациях решаются в порядке, установленном законодательством для разрешения трудовых споров.

45 Материальная ответственность работников сельскохозяйственных предприятий

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный им предприятию, учреждению, организации при исполнении им трудовых обязанностей, является самостоятельным видом юридической ответственности, регулируется нормами трудового законодательства и другими нормативными актами. Основаниями ее применения ущерб, причиненный виновным субъектом, который обязан компенсировать ее в размерах, установленных законодательством. Субъектами материальной ответственности являются лица, состоящие в трудовых или членских отношениях с потерпевшей стороной, хозяйством, работодателем.

Материальная ответственность лиц, работающих в аграрном секторе экономики, определяется различными законами и другими нормативно-правовыми актами. Так, согласно Закону Украины "О фермерском хозяйстве", трудовые отношения в фермерском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства. Порядок возмещения вреда, причиненного их действиями своей хозяйству, Закон не содержит.

Лица, работающие в сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организациях (предприятиях) и фермерских хозяйствах по трудовому договору, ответственность за причиненный вред в соответствии с действующим законодательством о труде. В ст. 130 КЗоТ отмечается, что материальная ответственность за ущерб, причиненный работником предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине.

Материальная ответственность, предусмотренная трудовым законодательством, как правило, ограничена определенной частью заработка работника, тогда как имущественная ответственность, регулируемая нормами гражданского права, обычно возлагается на соответствующее лицо в полном объеме, включая упущенную выгоду.Кроме того, в ст. ст. 130, 131 КЗоТ отмечается, что в определении ущерба, причиненного работником при исполнении им своих трудовых обязанностей, учитывается только прямой действительный ущерб, а не неполученные доходы.Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который можно отнести к категории нормального производственно-хозяйственного риска. При этом на администрацию предприятия возлагается обязанность создать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Работник, который причинил ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения убытков равноценное имущество или исправить повреждение. Указанная материальная ответственность является основной или ограниченной.

В аграрном существует также полная и повышенная материальная ответственность, применяемая в случаях, предусмотренных в законе. Случаи полного возмещения вреда предусмотренные ст. 134 КЗоТ: когда между работником и предприятием, учреждением, организацией в соответствии со ст. 135-1 КЗоТ заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему на хранение или для других целей; имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке; ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии; ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных работнику предприятием, учреждением, организацией в пользование; в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей; ущерб причинен не во время выполнения трудовых обязанностей; служебное лицо виновно в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу; руководитель предприятия, учреждения, организации всех форм собственности виновен в несвоевременной выплате заработной платы свыше одного месяца, что привело к выплате компенсаций за нарушение сроков ее выплаты, и при условии, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием.

Полную материальную ответственность работников сельского хозяйства установлено утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 № 116 Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей. Согласно п. 5 указанного постановления, в случае хищения или гибели животных сумма убытков определяется по закупочным ценам, сложившимся на момент возмещения убытков, с применением коэффициента 1,5, то есть в полуторакратном размере причиненного ущерба.

Определяя размер ущерба, суд, в соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1992 № 14 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками", должно исходить из цен на материальные ценности, действующих в данной местности на момент разрешения дела, и применять установленные нормативно-правовыми актами для данных случаев кратность, коэффициенты, индексы, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и тому подобное.

Органами управления в хозяйствах может быть разрешено лицам, виновным в гибели лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, возместить причиненные убытки сдачей предприятию равноценных животных, а также списать из работников задолженность по представленным исками, если они вернули скот или выплатили ее стоимость .

46 Имущественная ответственность за агр. правонарушения

Имущественная ответственность является обязанностью субъекта, виновного в причинить деянии вреда или убытков, возместить или компенсировать убытки, причиненные собственнику или законному владельцу имущества.Имущественная ответственность за нарушение аг. и другого законод. предусмотрена в основном нормами, содержащимися в гражданском, земельном и аг. законод.х. Она заключается в полном возмещении причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды. Аг. законод. закрепляет различные формы имущественной ответственности.их удобнее различать по характеру совершенного правонарушения.

Поскольку земля выполняет в сельском хозяйстве роль основного средства произв., Справедливо говорить прежде всего о имущественную ответственность за нарушение земельных прав или невыполнение земельных обязанностей.

Так, собственникам земли и землепользователям в полном объеме возмещаются убытки, причиненные вследствие: вы-изъятие (выкупа) сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников для нужд, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным вироб.м; временного занятия сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников для других видов использования; установление ограничений по использованию земельных участков в соответствии с подпунктом "в" ст. 156 ЗК.

Возмещению подлежит стоимость: жилых домов, производственных и других зданий и сооружений, в том числе объектов незавершенного строительства; плодоягодных и других многолетних насаждений; лесных и дерево-кустарниковых насаждений; водных источников (колодцев, прудов, водохранилищ, скважин и др.), оросительных и осушительных систем, противоэрозионных и противоселевых сооружений; расходы на улучшение качества земель за период использования земельных участков с учетом экономических показателей, на незавершенное сельхоз. произв.(Вспашка, внесение удобрений, посев, другие виды работ), на разведочные и проектные работы; другие убытки собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, в том числе и не полученные доходы, если они обоснованы.

Размеры убытков определяются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью имущества на момент причинения убытков, понесенных затрат на улучшение качества земель (с учетом рыночной или восстановительной стоимости).

47 Административная ответственность за нарушение аграрного законодательства .

Административно-правовой ответственности действующее законодательство устанавливает за совершение административных правонарушений, не влекут уголовной ответственности. В законодательстве закреплен принцип, согласно которому никто не может подвергаться взысканию в связи с административным правонарушением иначе, чем на основании и в порядке, установленных законодательством.

Административная ответственность, достаточно распространенный вид юридической ответственности за аграрные преступления имеет карательный характер. Основным средством административного взыскания адми-нистративного штраф, налагаемый в установленном порядке государственными органами и органами местного самоуправления.

Административной ответственности за нарушение аграрного законодательства подлежат как должностные лица, так и лица, совершившие проступки, не связанные с выполнением служебных обязанностей. Это может иметь место, например, в случае потравы посевов и насаждений сельскохозяйственных предприятий, непринятие мер для борьбы с сорняками и др. Административную ответственность несут должностные лица предприятий за нарушение порядка и условий землепользования (непринятие мер по охране почв от эрозии, исполь-ния земельных участков не по их целевому назначению, нарушения утвержденных проектов землеустройства и т.п.); за нарушение требований по рациональному использованию земель (загрязнение земель производственными отходами, сточными водами, несвоевременный возврат занимаемых угодий и т.д.). Должностные лица подлежат административной ответственности, согласно ст. 14 КоАП, за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в круг "своих обязанностей. Если должностное лицо совершило проступок, не связанный с выполнением своих служебных обязанностей, она несет ответственность на равные с гражданами.

Непременными условиями привлечения к административной ответственности является противоправность действия (бездействие) лица и наличие вины. Противоправный характер административного проступка проявляется в нарушении норм законов, в частности аграрного законодательства.

КоАП предусматривает определенные виды административной ответственности за совершение административных правонарушений в разных сферах деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве. Глава 9 КоАП посвящена административным правонарушениям в сельском хозяйстве, нарушением ветеринарно - санитарных правил. В ст. 104 КоАП содержатся предписания об административной ответственности за потраву посевов, порча или уничтожение собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений сельскохозяйственных предприятий. К таким видам нарушений в этой сфере деятельности относятся также: нарушение правил борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками, незаконные посевы и выращивание снотворного мака и конопли, нарушение правил по карантину животных и других санитарно-ветеринарных требований, грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных сельскохозяйственных машин, правил техники безопасности при их эксплуатации.

В наше время значительно возрастает роль ответственности за правонарушения в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 52 КоАП предусмотрена административная ответственность за порчу сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными материалами, неочищенными сточными водами, производственными и другими отходами, а также отсутствие мероприятий по борьбе с сорняками. Частыми нарушениями является использование земель не по целевому назначе-нием, невыполнение природоохранного режима использования земель, размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений , несвоевременный возврат временно занятых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, или невыполнение условий снятия, сохранения и нанесения плодородного слоя почвы.

Временное положение о порядке осуществления органами дер-жкомзему государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 25 июля 1993 № 65, определяет полномочия и порядок привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере земельного и аграрного законодательства . В частности, главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по использованию и охране земель Украины, областей, районов в пределах своей компетенции имеют право: беспрепятственно, предъявляя служебное удостоверение, посещать предприятия, учреждения, организации, в том числе военные и оборонные объекты независимо от форм собствен-ности и ведомственной принадлежности для проверки соблюдения требований земельного законодательства по использованию и охране земель; давать владельцам земли и землепользователям независимо от ведомственной принадлежности обязательные для исполнения указания по использованию и охране земель, а также устранение выявленных нарушений; вносить на рассмотрение соответствующих советов предложения о прекращении прав на земельный участок в случаях, предусмотренных ЗК (ст. ст. 143 -152); составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях земельного законодательства, связанные с нарушением правил использования земель, сокрытием или искажением данных земельного кадастра, самопроизвольным отклонением от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожением межевых знаков, а также составлять протоколы об административных правонарушениях земельного законодательства, эт ' связанные с порчей и загрязнением сельскохозяйственных и других земель, самовольным занятием земельного участка, несвоевременным возвратом временно занимаемых земель либо не приведением их в состояние, пригодное для использования по назначению, и подавать эти протоколы административным комиссиям органов исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления; ставить перед советами, которые приняли решение, а также перед вышестоящими советами вопрос о прекращении тех решений советов, которые противоречат действующему земельному законодательству; получать бесплатно от органов исполнительной власти, собственников земли и землепользователей данные о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также информацию о наличии земель запаса; привлекать на условиях договора по согласованию с руководителями предприятий, учреждений, организаций, научно-исследовательских и проектных институтов специалистов для участия в обследовании земель.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право вносить в органы исполнительной власти или исполнительных органов местного самоуправления вопрос о: прекращение разработки полезных ископаемых и торфа, геологоразведочных, поисковых и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению , порчи плодородного слоя почвы, эрозии, засоления, заболачивания и других процессов, снижающих производительность земель; прекращение промышленного, гражданского и других видов строительства, эксплуатации объектов, агротехнических, культуротехничних лесомелиоративных работ, ведущихся с нарушением требований земельного законодательства;изъятия или временную консервацию деградированных или загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к негативным последствиям (или если другими способами невозможно восстановить плодородие грунтов); а также принимать участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию мелиорированных и рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, построенных с целью повышения плодородия и охраны земель.


Наши рекомендации