Удовлетворенность обучающихся качеством образовательных услуг (систематическое проведение анкетирования)

В АО «МУА» функционирует эффективная система мониторинга деятельности вуза, разработанная согласно рекомендациям МС по осуществлению измерений, изданным в стандартах ISO 9001:2008, ISO 10004 «Менеджмент качества – Удовлетворенность потребителей – Руководящие указания по мониторингу и измерениям».

Согласно внутреннему документу СУ-МУА-12 «Мониторинг обратной связи», отдел менеджмента качества (далее – ОМК) проводит мониторинг и анализ удовлетворенности и восприятия основными потребителями (обучающиеся, работодатели, ППС).

С целью мониторинга качества образовательной услуги и ее улучшения проводятся анкетирования обучающихся, для выявления потребностей заинтересованных сторон, изучения качества процессов образования, улучшения и совершенствования деятельности всех подразделений ВУЗа. Процедура анкетирования проводится систематически в течение всего периода обучения. Анкеты могут быть разного плана в зависимости от категории респондентов. При анкетировании слушателей резидентуры Университет охватывает все стороны обучения: доля знаний слушателей резидентуры, условий обучения, материально-технического, методического, информационного обеспечения учебного процесса и др. (см. приложение 11, 12)

Механизмом, направленным на мониторирование процесса выполнения образовательной программы и прогресс слушателя резидентуры, является постоянная обратная связь со слушателем резидентуры и ППС. Сами участники образовательного процесса, слушатели резидентуры и ППС вуза имеют прямую заинтересованность в реализации образовательной программы и могут высказать свое мнение путем анкетирования и собеседования.

АО «МУА» регулярно проводит опрос, собирает, анализирует и использует полученные данные от заинтересованных сторон об образовательной программе резидентуры. Контингент слушателей резидентуры и другие обучающиеся могут быть вовлечены в процесс оценки образовательных программ путем выражения своего мнения и пожеланий в конце курса обучения или освоения конкретной дисциплины или путем анонимного анкетирования для выявления мнений и учета замечаний, предложений непосредственных потребителей.

Процесс анкетирования был авторизован для удобства и оперативности сбора информации, на учебно-образовательном портале «Сириус» - edu.amu.kz, создан модуль «Анкетирование», благодаря которому возможен полный охват контингента слушателей резидентуры, электронный подсчет и рассылка результатов опроса слушателям резидентуры.

Таким образом, опрос слушателей резидентуры является одним из механизмов периодического пересмотра, изучения и оценки реализуемых образовательных программ, что обеспечивает качество процесса управления программами. Достижение конечных результатов обучающимися также является механизмом оценки образовательной программы и прогресса слушателей резидентуры, т. к. они являются достаточно валидными и надежными методами и требуют наличия основных данных по образовательной программе.

Наличие политики участия представителей слушателей резидентуры в разработке, оценке программы резидентуры, условиях обучения на клинических базах и другим вопросам. Механизмы поощрения участия слушателей резидентуры в принятии решений по совершенствованию программы подготовки и др.

Обучающиеся имеют реальную возможность участвовать в организации учебной программы специальности в ходе непосредственного обсуждения и утверждения рабочих программ, на уровне разработки индивидуального рабочего учебного плана и элективных дисциплин на заседаниях кафедры и КОПС.

Согласно положения о КОПС послевузовского образования (п. 2.5. – «При формировании состава Комитета необходимо обеспечить представительство ведущих специалистов практического здравоохранения и профессиональных организаций, а также студенческого самоуправления»), в состав Комитета послевузовского образования с 2011 года были привлечены обучающиеся данной ОП.

Слушателей резидентуры поощряют участием в принятии решений, касающихся процессов подготовки, условий проведения подготовки и правового обеспечения. Подобная инициатива является примером обратной связи и способствует максимально адекватной разработке обучающих программ, других нормативных документов для формирования высококвалифицированного специалиста. Поощрением для слушателей резидентуры являются благодарственные письма, грамоты, рекомендательные письма профессоров для дальнейшего продолжения обучения в послевузовском образовании по системе трехступенчатого образования.

Слушатели резидентуры регулярно приглашаются на заседания КОПС и принимают участие в обсуждении вопросов в разрезе данной специальности. Предложения и рекомендации обучающихся обязательно принимаются во внимание членами КОПС и учитываются при формировании окончательного решения заседания. Решающее право при утверждении кандидатур из числа слушателей резидентуры для работы в составе Комитета имеют сотрудники деканата, при этом определяющим критерием являются успеваемость и активная жизненная позиция обучающегося.

Согласно Инструктивному письму № 8 Республиканского центра инновационных технологий медицинского образования и науки МЗ РК индивидуальный рабочий учебный план формируется для каждого слушателя резидентуры на каждый учебный год, согласовывается с куратором и утверждается деканом послевузовского образования. В индивидуальном рабочем плане отражаются график обучения (согласно ГСО), перечень разделов и дисциплин, количество часов по разделам и дисциплинам, виды учебных занятий, формы контроля знаний.

Индивидуальный рабочий план указывает специальность и соответствующие компоненты по выбору. Копии индивидуальных рабочих планов всех резидентов находятся на кафедрах и в деканате послевузовского образования.

Выбор профилирующих дисциплин компонента по выбору приводит к повышению уровня индивидуализации обучения и социализации личности, которые проявляются в подготовке к осознанному и ответственному выбору своей специальности, выработке у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач, создании условий для самообразования, формирования у резидентов умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений, адаптации государственного стандарта и учебных программ к современным требованиям науки и практики.

Кроме того, слушатели резидентуры посредством прямого устного, письменного обращения к декану или курирующему проректору по научной и клинической деятельности, а также в результате проведения обратной связи (анкетирование, см. Приложение 10-13) после прохождения каждой дисциплины могут влиять на организацию проведения учебной программы (выбор ППС, учебной и клинической базы и др.).

С 2006 г. в Университете функционирует отдел менеджмента качества и стратегического планирования, одной из основных функций которого является контроль эффективности реализации образовательных услуг.

Представители общественности и профессиональные организации – постоянная обратная связь в виде анкетирования и интервьюирования, участия в различных мероприятиях Университета, обеспечивающее их непосредственное участие в реализации и оценке образовательной программы, организации совместных с ППС вуза научно-практических и методических конференций с разбором и анализом образовательных и научных процессов.

Деканатом послевузовского образования создается приказ о назначении представителей практического здравоохранения членами аттестационной комиссии.

В качестве внешних экзаменаторов на клинические экзамены по онкологии привлекаются специалисты из практического здравоохранения баз кафедры ГККП на ПХВ «Онкологический диспансер», к.м.н. Давранов А.Ж., заместитель главного врача Кусаинов К.З.)

SWOT-анализ

Потенциально позитивные внутренние факторы (S-сильные стороны) Потенциально негативные факторы (W-слабые стороны)
1. Качественныйотборрезидентов; 2. Обеспечение возможности резидентам в построении индивидуальной траектории обучения; 3. Научные достижения резидентов; 4. Предоставление возможности резидентам в качественном освоении профессиональных и универсальных компетенций 1. Не всегда адекватный уровень базовой подготовки претендентов для обучения в резидентуре
O (opportunity) – благоприятные возможности (потенциально позитивные внешние факторы) T(treat) – угрозы (потенциально-негативные внешние факторы)
1. Направление резидентов на участие в международных конференциях; 2. По возможности – использование академической мобильности обучающихся 1.Отсутствие госзаказа на подготовку резидентов научно-педагогического профиля.

Наши рекомендации