Степень религиозности молодежи

Религия занимает сегодня значительное место в духовной жизни молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для молодежи резко изменились социальные условия «вхождения в жизнь», существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления; ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации.

Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее им неведомое.

Прежде всего, наблюдается рост авторитета религии и ее институтов. Религия воспринимается теперь не только как феномен духовной культуры, сыгравший огромную роль в становлении всемирной культуры вообще и белорусской в частности, но и признается некоторыми молодыми людьми основой духовной жизни личности. Характерным для современной молодежи является подчеркивание в религии морального аспекта, а порой и отождествление ее с нравственностью. Одновременно снизился авторитет атеизма. Нельзя не отметить и такую новую черту современной молодежи, как проявление терпимости к людям противоположных мировоззренческих установок.

Социологические исследования последних лет выявили значительную долю молодых людей, верующих в Бога, — 34% от числа всех опрошенных. Более 12% верят не в Бога, а в сверхъестественные силы (это носители так называемого квазирелигиозного восприятия). Более 38% не могут точно определить свое отношение к вере. Наконец, около 15% респондентов называют себя неверующими[62]. Характерно, что независимо от того, верующими или неверующими считают себя молодые люди, две трети опрошенных отмечают, что религия нужна современному человеку, и только немногим более 7% думают иначе[63].

Однако обращает на себя внимание эклектический характер содержания религиозных верований значительной части молодежи: традиционные атрибуты, на основе которых базируется та или иная религия, — непоколебимость догматов, ритуалы, священные предметы и др. — не имеют для них существенного значения. Даже сама вера в существование Бога оказывается «размытой» — нередко это отождествляется с моральным законом, совестью и т.д. В то же время нельзя не отметить, что сегодня в сознании молодых людей происходят глубокие перемены: возникли осознание самоценности веры и потребность в ней («Без веры жить нельзя»).

Вера для молодых людей приобретает многозначимый смысл: это и признаки групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремления защититься от суровой действительности. Видимо, многоаспектность феномена веры и обусловила такой высокий процент молодежи, признающей значимость религии в своей жизни.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что в возрасте до 30 лет число людей, декларирующих свою приверженность религии, составляет почти треть от общего количества опрошенных (30,4%), колеблющихся между верой и неверием — 41%, утверждающих свою нерелигиозность — 23%, и только 4,6% признают себя убежденными атеистами. Причем верят в Бога с убеждением, что он существует, 28,4% молодых респондентов; верят в Бога, но иногда сомневаются, что он существует, 18%; не верят в персонифицированного Бога-личность, но верят в существование высшей духовной силы 24,1%[64]. Таким образом, четвертая часть белорусской молодежи придерживается нетрадиционных религиозных представлений, причем доля таких мировоззренческих ориентаций по мере плюрализации социальной и культурной жизнедеятельности в современном обществе возрастает.

Это, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Разжиганию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература, пользующаяся повышенным спросом особенно среди молодежи и женщин.

Значительная часть не только верующих, но и неверующих молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, скажем, православие или ислам воспринимается не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (русский — поэтому православный, татарин — поэтому мусульманин). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.

В нынешнем всплеске религиозных и прорелигиозных тенденций, внимания к теософии, оккультизму, астрологии проявляется, как отмечали еще античные мыслители, обычный страх, неуверенность, бессилие людей перед свалившимися на их головы бедами, отсутствие позитивных интересов. Страх и надежда заставляют людей верить во что угодно и кому угодно.

Сегодняшнее состояние общественного сознания демонстрирует кризис прошлой веры. В этом проявляется прежде всего слабость социальных институтов, позволяющих людям адаптироваться к новой жизни.

Усиление верований разного толка — это нарастание чувств зависимости, неудовлетворенности, эмоционального восприятия окружающего мира, множества его проблем, стремление человека к познанию мира, выработке определенного взгляда на него. В то же время в обозначенном процессе видится рост психической неустойчивости человека, его стремление уйти от действительности, ее жестокости и неприглядности.

Социологический анализ религиозности молодежи вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценки респондентов. Существует ряд показателей, позволяющих реально оценить степень и характер верований молодых людей. Это знакомство с религиозной литературой, знание основных догматов какого-либо вероучения, соблюдение определенных требований, канонов церкви, участие в богослужениях, обрядах, деятельности общины и т.д.

Общим свойством религиозности современной белорусской молодежи является ее пассивный, нецерковный характер. Так, посещают церковь (с различной частотой в течение года, но в основном 1—2 раза в год «по праздникам») около 45%. (Для сравнения: дискотеки и вечеринки посещают вдвое больше). В церковь ходит столько же молодежи, что в кафе и рестораны (45%), а также в театры и музеи (43%). Такое эпизодическое, от случая к случаю, посещение церкви, требующей от своих прихожан дисциплины, постоянного участия в богослужении, говорит о том, что религиозность большинства молодежи носит формальный, номинальный характер, а отчасти, возможно, представляет собой более личный, внутренний тип, а не традиционно религиозный — церковно-общинный и обрядовый. Каждые восемь молодых людей (79,2%) из десяти опрошенных полагают, что можно быть религиозным человеком и в то же время не быть церковным, т.е. не участвовать в жизни церкви. Почти в девять раз меньшее число (8,9%) юношей и девушек настроены традиционалистски, не допускают, что можно быть религиозным и не участвовать в жизни церкви, а 12% опрошенных не смогли определиться по данной проблеме.

Слабая институционализация религиозной веры может быть связана с рядом факторов: незнанием новообращенными требований церковной дисциплины, декларативным характером веры, конфессиональной спецификой. В частности, наиболее высоким уровнем дисциплины отличаются протестанты, а наименьшим — православные.

Молодые верующие, в отличие от носителей других типов мировоззрения, чаще ищут в религии не то, что она может дать обществу, а то, в чем она способна помочь индивиду, личности. К религиозной вере обращается та часть молодежи, сознание которой достаточно многослойно и рефлексивно, для которой поиски смысла жизни являются органичной составляющей ее духовной активности. Это, разумеется, не означает, что любой духовный поиск такого рода заканчивается приходом в храм. Очевидно, здесь играют роль и специфика определенного душевного склада, и особенности личностного психотипа, и т.д. Результаты исследования показывают, что религия и религиозная вера играют сегодня существенную роль в жизни молодых людей. Так, независимо от личной веры или неверия, две трети опрошенных считают, что религия нужна современному человеку, и лишь 7,3% думают иначе[65].

Уважение к своим национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не переходит в готовность слепо и беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных руководителей.

Исследования, проводимые белорусскими социологами, показывают, что большинство молодежи, относясь положительно к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.

Если сопоставить интенсивность богоискательских устремлений с демографическими и социокультурными характеристиками респондентов, то окажется, что доля верующих в нечетко определенные сверхъестественные силы существенно возрастает по мере продвижения от старших возрастных когорт к младшим. Среди людей старше 60 лет только 9% опрошенных придерживаются религиозных представлений, но не персонифицируют объект их веры с Богом-личностью, а среди самой молодой возрастной группы (16—17 лет) доля религиозно ориентированных людей, но не верящих в библейские представления о Боге, достигает 36%[66]. Та же тенденция прослеживается и в отношении культурно-образовательного уровня верующих: чем он выше, тем значительнее среди них удельный вес людей, не разделяющих традиционные христианские представления о Боге.

Молодежь более активно, чем люди старших возрастов, включается в процесс трансформации традиционных религиозно-мировоззренческих систем. Эта тенденция проявляется в быстром распространении в последние годы в Беларуси, как и во многих других странах, новых нетрадиционных культов — последователей кришнаизма, дзен-буддизма, саентологии, сатанизма. В названных и им подобных религиозных объединениях молодые люди в возрасте 16—26 лет составляют от 70 до 90% их приверженцев, чем особенно выделяются религиозные объединения саентологов (где большинство приверженцев — люди с полным средним и высшим образованием) и сатанистов, в организациях которых, действующих в Бресте, Минске, Орше, Витебске, наблюдается множество деструктивных ориентаций и действий.

В условиях трансформации социально-экономической и политической системы, быстрого распространения информационного плюрализма, который на протяжении последних десятилетий стал мощнейшим фактором мировоззренческой ориентации людей, в широких кругах общества, в первую очередь молодежи, начинает превалировать готовность к изменению своих жизненных позиций в зависимости от привходящих обстоятельств. Нередко религиозность среди молодежи является показной, скорее данью моде, чем следствием глубокого внутреннего убеждения.

Религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих среди молодых людей выявляется значительная часть (более 50%) не определившихся — колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения присущ значительному числу молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей и при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями не готова в настоящее время к их изменению.

Существует весьма важный вопрос о возможностях влияния религиозной веры на политические и экономические ценности индивида. Он возникает в связи с тем, что любая исторически сложившаяся религия обладает достаточно мощным идеологическим потенциалом и посредством характерной для нее ценностной системы формирует определенный культурно-идеологический тип. Доминирующей (по количеству приверженцев) конфессией в Беларуси является православие. Среди молодых верующих большинство составляют православные — 43,9% (католиков — 8,2%, протестантов — 26,1% и 7,6% «христиан в целом»).

Могут представлять определенный интерес факторы, которые воздействуют на убеждения молодых людей. Так, почти каждый пятый считает, что вера помогает справиться с различными житейскими трудностями. Некоторые пришли к вере вследствие каких-то трагических событий (смерть близких, друзей), кто-то из-за обстановки общей неуверенности в завтрашнем дне, в результате размышлений о смысле жизни, под влиянием знакомств, прочитанной литературы и т.д. Интересны также причины, приводящие к ослаблению религиозных настроений. Каждый четвертый указал на несоответствие своих представлений о служителях культа с реальным жизненным опытом. Характерно, что одинаковые жизненные трудности (личные трагедии, взросление и определение своего места в жизни, которое, как известно, часто мучительно) порождают разное отношение к религии: у кого-то религиозные настроения укрепляются, а у кого-то ослабевают. Это указывает на тот факт, что религиозность зависит от темперамента, воспитания, наследственности и т.д., является выражением личностного восприятия мира, фактором субъективным, а не объективным.

Судя по всему, у нынешних религиозных организаций существуют проблемы с верующей молодежью, которая хоть и исповедует некоторые воззрения, близкие к религиозным, но не всегда придерживается традиционных, не стремится укрепить контакты с приходами. Все это дает основание считать, что «религиозное возрождение» современного белорусского общества — явление временное. Тем не менее, этот социальный феномен нельзя не учитывать, особенно в процессе обучения и воспитания.

В целом же духовные искания современной молодежи идут в двух направлениях — это приближение к Богу и открытие для себя религиозной традиции. Однако количество придерживающихся традиционных форм религии, хотя и возросшее в сравнении с прошлыми годами, в целом небольшое. Другое направление — пантеистическое — представлено разнообразными группами, в том числе теми, члены которых называют себя язычниками. Все они объединены поиском высшего разума, растворенного во Вселенной, между объектами которого существует энергоинформационный обмен. Представители этого направления стремятся получить из Космоса энергетический импульс для стимуляции организма, широко используя медитацию, психотехнику и т.п. Их идейным фундаментом являются восточные учения, языческие верования и др.

В наше переломное время трудно прогнозировать, в каком направлении преимущественно будет развиваться религиозность молодежи, какой мировоззренческий выбор сделает подрастающее поколение, потому что это будет определяться различными факторами, в том числе влиянием светской культуры (одним из компонентов которой является религиоведческое образование), воздействием проповедей западных и восточных миссионеров, развитием самосознания самой молодежи, а также развитием системы религиозного образования и воспитания.

Наши рекомендации