Курс на ускорение социально-экономического развития страны
Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС:
- научно-техническое обновление производства;
- достижение мирового уровня производительности труда;
- активизация деятельности политических и общественных институтов;
- совершенствование экономических отношений;
- ускорение научно-технического прогресса;
- основные капиталовложения в отечественное машиностроение.
Но:
- отсутствие ускорения и кардинальных изменений в экономике;
- неудача преобразований из-за использования традиционных командно-административ-ных мер.
В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, основанная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производ-ство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономические издержки такой инициативы самым негативным образом повлияли на ход перестройки.
К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыль-ской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.:
- погибли люди,
- радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек,
- заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.
Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.
Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.
Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направления перестройки управления экономикой.
Вскоре на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов. К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие:
• перевод предприятий на полный хозрасчет;
• радикальная перестройка централизованного руководства экономикой;
• коренное изменение планирования;
• реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;
• создание новых организационных структур управления;
• всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.
Предприятия получили возможность самостоятельно:
- планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами,
- осуществлять прямые горизонтальные связи с другими организациями.
Но реального воплощения эти меры практически не получили:
- сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов,
- господствовала система поставок по «лимитам»,
- отсутствовала оптовая торговля,
- затягивалась реформа ценообразования.
Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн. граждан (5% активного населения) и еще 1 млн. - в индиви-дуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями:
- общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству,
- возмущалось непривычно высокими ценами,
- опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.
К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова наконец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике.
В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы:
-одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова;
- другая — группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.
Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе:
- жесткие директивные меры;
- экономические рычаги.
Особое значение придавалось реформе цен, согласно которой предполагалось админи-стративным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января 1991 г., а на хлеб — с 1 июля 1990 г.
Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были:
- сочетаемость административных и рыночных начал,
- контролируемость уровня цен и постепенное, поэтапное введение рыночных механизмов.
Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программу «500 дней». Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:
• максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);
• полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
• конкуренции производителей как важного фактора стимулирования хозяйственной активности;
• свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффективны только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;
• создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении значительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохранение, наука, культура);
• открытости экономики, ее последовательной интеграции в систему мировых хозяйственных связей;
• обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;
• отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).
В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубеж-ных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по-видимому, было весьма утопично.
Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки.
М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выясни-лось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.
Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе.
В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.
В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по:
- разгосударствлению и приватизации собственности,
- стабилизации финансово-кредитной системы,
-привлечению иностранного капитала и т.п.
Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).
Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.
Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация общественной жизни способство-вали всплеску межнациональных противоречий, которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавлялись властью.
Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д. А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г. В. Колбиным.Против демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кадрам, была применена сила.
Острые межнациональные конфликты стали разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор.
С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты, выступавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из СССР.
Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли.
Разворачивались этнические конфликты в Средней Азии - в Узбекистане и Киргизии.
Обострение межнациональных отношений в период перестройки
Причины:
- экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства;
- непоследовательность и противоречивость национальной политики.
Следствие: углубление межнациональных противоречий
Начало открытых в условиях развития гласности и демократии националь-ных конфликтов:
■ митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986);
■ создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.);
■ вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.);
■S карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.);
■ волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989);
■ межэтнические столкновения в Киргизии (1989)
С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик.
В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете.В настоящее время этот день — национальный праздник Российской Федерации.
Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.
Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.
Распад СССР (1990 - 1991)
Декларации о суверенитетах в 1990 г.:
12 июня — Россия;
27 июля — Белоруссия;
20 августа — Армения.
Провозглашение независимости в 1991 г.:
11 февраля — Литва;
9 апреля — Грузия;
20 августа — Эстония;
24 августа — Украина и др.
Попытки центра (М. С. Горбачева) стабилизировать ситуацию в области национальных отношении:
- референдум о сохранении СССР (17 марта 1991 г.);
- подготовка нового проекта союзного договора.
Силовые попытки центральных властей:
- жёстокое подавление мирной демонстрации в Тбилиси (9 апреля 1989 г.)
- введение военного положения в Баку (январь 1990 г.)
- штурм Вильнюсского телецентра (январь 1991 г.)
- бесчинства ОМОНа в Риге (январь 1991 г.)