Договор об исключительной продаже товаров

1. Наименование договора не является еще полностью устоявшимся на практике и в литературе. В странах романо-германской и английской систем права чаще всего его называют договором о предоставлении исключительных прав продажи (contrat de vente exclusive. Alleinvertriebsvertrage, exclusive dealing agreement}. В англо-американской доктрине нередко говорится о договоре на исключительное распространение товаров (solo distribution agreement), но такое наименование используется и в странах романо-германской правовой системы (contrat de distribution

380

exclusive. Alleinvertriebsvertrag). Специалисты некоторых

стран, в частности Франции, Бельгии и Швейцарии, определяют

его также как договор о коммерческой концессии (contrat de concession commercial).

Этот вид договора сложился на практике, и лишь в законах некоторых стран имеются нормы, регулирующие отдельные стороны отношений (США — п. 2 ст. 2-306 ЕТК; Бельгия — закон от 27 июля 1961 г., дополненный законом от 21 апреля 1972 г., и т. д.). Широкое применение договора привело к разработке во всех странах типовых форм (проформ), используемых, как правило, при его заключении.

Договором закрепляются принципы и правила отношений по приобретению одной стороной (покупателем) в собственность товаров у другой стороны (продавца) с установлением одновременно ряда прав и обязанностей сторон, связанных с перепродажей товара покупателем своей клиентуре.

С хозяйственно-экономической точки зрения покупатель товара осуществляет посреднические функции между продавцом товара и рынком. В качестве продавцов выступают фирмы-продуценты или фирмы — оптовые торговцы, а в качестве покупателей — чаще всего фирмы — оптовики или полуоптовики, покупающие товары для перепродажи их розничным торговцам или индивидуальным потребителям. Покупатели, будучи коммерсантами, действующими на промысловой основе, но не являясь формально-юридически посредниками-агентами, выполняют на практике роль звеньев товаро-проводящей сети и именуются «распространителями» товаров (дистрибьюторами). Именно поэтому договор относят к категории так называемых договоров о размещении товаров (distribution agreement, contrat de distribution). Товары, приобретенные в собственность по правилам купли-продажи, они реализуют на рынке от своего имени, действуя при этом за свой счет и на свой «страх и риск», то есть принимают на себя все коммерческие риски продвижения товара. Юридические и хозяйственные последствия перепродажи возникают полностью для такого «распространителя», а его прибыль определяется разницей покупной и перепродажной цен товара.

Договор об исключительной продаже товаров как рамочный контракт определяет основные условия будущих взаимоотношений сторон в хозяйственном обороте по покупке и перепродаже товаров. Реализация договорных положений предполагает последующее заключение контрагентами самостоятельных торговых сделок по купле-продаже на основе и в границах установленных общих правил.

По своему содержанию договор представляет сложную сделку, в которой наряду с положениями о купле-продаже имеется целый ряд специальных условий, выходящих за рамки «классического» договора купли-продажи и определяющих организационные, финансовые, коммерческие и некоторые другие отношения контрагентов.

2. Сердцевиной договоренностей являются правила о приобретении «распространителем» в собственность товаров в интересах последующей их продажи третьим лицам. И эти правила относятся к разным аспектам отношений сторон договора.

Обязательный элемент контракта составляют «условия об исключительности», которым придается односторонний или двусторонний характер.

Продавец предоставляет покупателю исключительное право продажи товаров, являющихся предметом купли-продажи между ними, на обозначенной территории или указанной клиентуре. Предоставляя покупателю коммерческую монополию, продавец отказывается от проведения торговли в указанных пределах своими силами или через других лиц. Это — условие об исключительной продаже товара покупателем или об установлении монополии покупателя на продажу приобретаемых товаров. Иногда такое условие договора сопровождается установлением дополнительной обязанности продавца включать в контракты с другими покупателями условие об отказе последних от прямой или косвенной продажи купленных товаров на территории действия первого договора. Договорный запрет третьим лицам на проведение так называемой «параллельной продажи (или импорта)» дополнительно укрепляет коммерческую монополию покупателя на рынке.

Двусторонний характер «условию об исключительности», направленному уже на обеспечение интересов продавца, придает включение в договор условия об обязанности покупателя приобретать товары только у своего контрагента, то есть продавца. Это — условие об исключительной покупке товара покупателем у продавца — контрагента по договору об исключительной продаже товара.

Предоставление исключительных прав ставит проблему законности договора с точки зрения положений о запрещении ограничительной практики. В рамках Европейского экономического сообщества установление в договоре монополии на продажу считается законным, тогда как установление монополии на покупку применяется значительно реже из опасения признания такого условия противоречащим положениям Римского договора.

Договор содержит обычно и ряд других важных условий, определяющих отношения между сторонами.

Устанавливается минимальное количество товаров, которое покупатель должен периодически приобретать у продавца, и нарушение этого условия рассматривается как основание для расторжения договора продавцом. Договорное закрепление такой квоты продаж является способом обеспечения коммерческих интересов продавца.

Важным договорным положением, относящимся к последующей рыночной деятельности покупателя, является условие о перепродажных ценах, хотя его может и не быть в договоре. Покупатель обязуется согласовывать продажные цены со своим поставщиком в период рыночной деятельности или же они определяются в самом контракте.

3. Комплекс договорных условий касается прав и обязанностей сторон, направленных на содействие достижению целей договора, успешную реализацию коммерческого сотрудничества. Так, в ст. 2-306 ЕТК предусматривается, что договор «возлагает на продавца обязанность приложить все усилия поставить товары, а на покупателя — приложить все усилия для содействия их продаже, если иное не установлено соглашением сторон».

Взаимная обязанность сторон по содействию сотрудничеству конкретизируется рядом договорных условий.

Покупатель, знающий рыночные условия места своей деятельности, нередко берет на себя обязанность сообщать контрагенту информацию маркетингового характера, в первую очередь относительно особенностей и объемов рыночного спроса на товары, составляющие предмет договора.

Не менее важным для расширения операций является обязательство участвовать в рекламе товаров при их перепродаже.

И наконец, в интересах содействия достижению целей договора покупатель нередко обязуется предоставлять своей клиентуре сервисные условия и для этого иметь на складах запасные части к машинно-техническим изделиям, проводить послепродажное обслуживание и т. д.

Со своей стороны продавец принимает на себя обязанность помогать покупателю в оборудовании его торговых помещений, снабжать его рекламными и демонстрационными материалами, оказывать поддержку в создании служб, обучении персонала покупателя и т. д.

Характерной особенностью договора, отражающей тесную связь сторон в процессе его реализации, является закрепление за продавцом права контроля за коммерческой и финансовой деятельностью покупателя. Такой контроль призван стимулировать эффективную активность «распространителя» товара.

4. Практика заключения договоров об исключительной продаже товаров приобрела универсальный характер ввиду ее хозяйственно-экономических достоинств — совместного создания сторонами на определенный период механизма коммерческой реализации товаров. Условия договора, определяющие тесную хозяйственную зависимость контрагентов, направлены на интеграцию их коммерческой деятельности.

О такой направленности договора свидетельствует и длительный срок, на который • он заключается. Характерными для договоров являются сроки в 10 — 15 лет, что говорит о стремлении сторон придать отношениям более или менее постоянный характер. При этом не иключается и возможность досрочного расторжения договора при недостижении целей его заключения.

Подписание фирмами-продуцентами или оптовыми торговцами ряда идентичных соглашений с «распространителями» товаров с закреплением за каждым из них той или иной территориальной монополии на коммерческие операции ведет к организации сбытовой

383

сети в масштабах национального рынка или его региона Это приобретает особое значение в условиях обострения рыночной конкуренции, прежде всего для фирм, не имеющих собственного торгового аппарата

Договор об исключительной продаже товаров получил широкое распространение и в международной торговле, причем его использование представляется некоторым специалистам наиболее эффективным способом проведения экспортных операций на иностранных рынках. В литературе такой договор часто именуют договором об исключительном импорте, регулирующим отношения между продуцентом-экспортером и импортером-оптовиком.

Договорная техника, используемая при этом сторонами, в основном сходна с применяемой на национальных рынках. Монополия на ввоз изделий поставщика признается за одним или несколькими импортерами с закреплением за каждым из них исключительного права на продажу на определенной территории страны импортера или всей национальной территории, а иногда и континента.

«Условия исключительности» нередко вводятся на продажу и покупку товаров экспортер обязуется не поставлять товары — прямо или косвенно — иным коммерсантам, находящимся на «договорной территории», а импортер — не покупать у других экспортеров аналогичные товары для перепродажи. Последнее обстоятельство, безусловно, стесняет покупателя, и крупные фирмы-импортеры обычно сохраняют за собой возможность приобретения товаров одного и того же вида, но разных «марок», у нескольких национальных и иностранных поставщиков.

Договору об исключительном импорте свойствен и ряд других отличий по отношению к применяемому на национальном рынке договору об исключительной продаже товаров. Стороны, в первую очередь импортер, сохраняют в таких контрактах большую юридическую и хозяйственную независимость от контрагента. В частности, экспортер не играет в отношении импортера роль организатора коммерческой реализации поставляемых им товаров при их перепродаже и не имеет, как правило, прав контроля за деятельностью импортера

Заключение нескольких договоров об исключительном импорте с покупателями одной и той же страны обычно не ведет к созданию экспортером организованной сбытовой сети в стране импортера, охватывающей всю территорию этой страны.

При подготовке контрактов об исключительном импорте редко используются положения типовых договоров.

Договор о франшизе

Договор о франшизе (contract of franshising, contrat de franchissage ou de franchise) широко вошел в практику хозяйственной деятельности с 70-х годов, хотя был известен в США уже в

384

30-х годах XX в. Этот договор не получил нормативной регламентации в национальном законодательстве или международных соглашениях.

Договор о франшизе рассматривается в иностранной литературе как разновидность договора об исключительной продаже товаров, сторонами которого являются два лица: поставщик товаров и/или услуг и «привилегированный покупатель» (договор получил свое наименование от «франшизы», или «привилегии»).

По договору предусматривается поставка товаров, при которой покупатель приобретает их в собственность для перепродажи на рынке или для оказания услуг. Как и в договоре об исключительной продаже товаров, вводится условие об исключительной продаже и покупке сторонами товаров в определенном объеме для дальнейшей их коммерциализации на монопольных началах в границах устанавливаемой в контракте территории.

Кроме «условий об исключительности» специфика договора определяется условиями о коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю продавцом при продаже покупателем товаров и/или оказании услуг третьим лицам. В осуществлении такой помощи заинтересованы, по существу, обе договаривающиеся стороны с целью эффективного развития сотрудничества.

По договору о франшизе продавец обязуется предоставлять • покупателю коммерческую информацию о рациональных методах реализации товаров и/или оказания услуг, ведения промысла, составляющих «ноу-хау» поставщика. Использование таких сведений направлено на оказание содействия покупателю в «продвижении» товаров и услуг.

На достижение этой же цели направлено и предоставление продавцом на лицензионных началах прав использования объектов промышленной собственности.

К предоставляемым покупателю по лицензии промышленным правам относится право использования товарного знака (знака обслуживания) продавца и его фирменного наименования в рыночных операциях, то есть работы под фирмой поставщика. Покупателю обеспечивается по договору также возможность применения и других элементов предприятия продавца, индивидуализирующих его как коммерсанта на рынке, в частности вывески, фирменного стиля, аббревиатуры фирмы и т. д. Все это расширяет возможности успешной коммерческой деятельности покупателя, причем эффективность применения указанных элементов непосредственно зависит от «реноме» продавца, его известности на рынке.

Наконец, продавец нередко берет на себя обязанности по обустройству торговых заведений покупателя, подготовке его персонала к работе с поставляемым оборудованием и т. д.

Установление по договору о франшизе многосторонних организационно-хозяйственных связей его участников, при которых фир-» ма-покупатель практически становится звеном разветвленной ком-

385

мерческой сети продавца, предопределяет и договорное условие о праве контроля последнего за продажами контрагента, в частности проверки его коммерческой документации — торговых книг, счетов

и пр.

Ввиду эффективности использования договора о франшизе значительная часть фирм розничной торговли организует свои коммерческие связи с фирмами-поставщиками на базе этого договора.

Договор о факторинге

1. Договор о факторинге (contract of factoring, contrat d'af-fecturage) в конце 50-х годов начал применяться в США, а с начала 60-х годов получил широкое распространение в практике США и других стран. Во всех странах ныне действуют специализированные фирмы по факторингу (от лат. factor — лицо, действующее за счет другого лица), осуществляющие операции на национальных рынках или международные операции.

Ни в одной из стран договор о факторинге законодательно не урегулирован, но широкое применение его в международных операциях привело к разработке Конвенции ЮНИДРУА о международном факторинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г.

Договор о факторинге — это договор по осуществлению посреднических услуг в проведении финансовых расчетных операций между участниками гражданских сделок, предусматривающий также обязанности посредника по предоставлению некоторых других услуг коммерческого характера.

Участниками отношений по факторингу выступают фирма — поставщик товаров или услуг, фирма по факторингу (фактор) и фирма—приобретатель товаров или услуг (клиент).

Поставщик товаров или услуг является кредитором, то есть владельцем прав требования по заключенной сделке (купли-продажи или какой-либо иной), а приобретатель товара или услуги — должником, то есть обязанным по этой сделке лицом. Основное содержание факторинга как посреднической финансовой операции сводится к удовлетворению специализированной по факторингу фирмой (фактором) прав требований кредитора за счет взыскиваемых ею с должника сумм по коммерческому счету кредитора.

Согласно договору, заключенному поставщиком товара или услуги с фактором, стороны принимают на себя взаимные обязательства. Поставщик обязуется передавать фактору имеющиеся права требования в отношении клиентов — путем их юридической переуступки (суброгации) — для получения платежей. Со своей стороны фактор обязуется немедленно выплачивать поставщику денежные суммы по полученным от него документам (коммерческим счетам), предоставляя гарантию перечисления соответствующих сумм независимо от результатов их взыскания с должника, то есть клиента. Следовательно, в экономическом плане факторинг представляет собой

386

покупку коммерческих счетов посредником с немедленной их оплатой поставщику.

Договором, имеющим рамочный характер и служащим основанием для осуществления конкретных поручений поставщика фактору, определяются общие условия отношений сторон как по предусматриваемому объему операций по факторингу, так и по механизму их реализации.

Ограничиваются общая сумма сделок, в пределах которой фактор обязуется принимать поручения поставщика на получение средств с клиентов по коммерческим счетам, и сроки действия договора, то есть период проведения таких операций (например, шесть месяцев, год и т. д.). Такие ограничения направлены на сведение к минимуму коммерческих рисков фактора. Этой же цели подчинено и предварительное, до заключения договора о факторинге, изучение фактором коммерческого и финансового положения поставщика как возможного контрагента.

По договору фактор становится монопольным посредником в проведении расчетных операций. На предусматриваемой договорной территории и в течение срока действия договора за ним закрепляется исключительное право на осуществление операций с'клиентами. Это означает, что поставщик не вправе обращаться к услугам других факторов на данной территории и обязан направлять контрагенту все коммерческие счета по заключенным сделкам.

2. Договор о факторинге включает условия о переводе поставщиком прав требований на фактора (суброгации), условие о порядке принятия фактором на себя конкретных поручений, их одобрении или отклонении и условие об открытии текущего счета поставщика для перечисления фактором денежных средств.

Механизм проведения операции по факторингу отличается той особенностью, что фактор не берет на себя твердое обязательство принимать к исполнению все поручения контрагента: он может принять или отклонить предложение в отношении любого конкретного счета, выставленного на того или иного клиента. В интересах исключения или ограничения собственных рисков фактор по получении запроса поставщика, направляемого после подписания коммерческой сделки, предварительно изучает платежеспособность клиента.

Принятие фактором поручения означает не только согласие на его выполнение и немедленный платеж при оформлении переуступки прав, но и гарантию платежа по счету.

Отказ в одобрении поручения, когда взыскание по счету с клиента представляется сомнительным, все же не исключает возможности проведения расчетной операции. С согласия поставщика фактор может ее провести, но с переводом средств лишь после оплаты счета клиентом и без предоставления гарантии оплаты. Тогда операция приобретает характер обычного договора поручения.

Хозяйственные выгоды для поставщика расчетной операции по факторингу определяются двумя обстоятельствами. Использование услуг фактора приводит к быстрому получению платежа. При этом

387

немедленная оплата фактором счета (осуществляемая за вычетом расходов на проведение операции) до оплаты счета клиентом превращает для поставщика продажу на срок в продажу за наличный расчет в отношениях с клиентом по купле-продаже. Сама же операция по факторингу приобретает в экономическом плане характер финансирования фактором поставщика товаров или услуг.

Немедленное получение платежей по счетам значительно сокращает нужды поставщика в оборотном капитале и, кроме того, позволяет гибко действовать в отношении своей клиентуры, более широко практиковать продажи с кредитованием контрагентов, принимать заказы без опасения сложностей в получении платежей и т. д.

С другой стороны, факторинг ведет к гарантированному по договору получению платежей поставщиком, снимает с него риски полных или частичных потерь из-за неплатежеспособности клиентов, несвоевременной оплаты ими счетов или других причин и ведения по этому поводу споров. Принятие фактором поручения означает предоставление гарантии оплаты коммерческого счета.

В то же время для самого фактора это — операция на свой «страх и риск», поскольку при неоплате коммерческого счета клиентом он, согласно договору, принимает на себя финансовый риск, так как лишается возможности предъявления регрессного требования к поставщику.

Вознаграждение фактора по договору состоит из двух частей:

вознаграждения за осуществление поручения, исчисляемого в процентах от коммерческого счета (в размере 0,25 — 2,5%), и стоимости кредитования поставщика, то есть вознаграждения за авансирование его до момента срока оплаты счета клиентом, размер которого зависит от размера учетных ставок банков (в последние годы — от 6,5 до 13%).

3. В современной практике при факторинге осуществляются два вида финансовых операций. В деятельности европейских фирм факторинг сводится к принятию и оплате коммерческих счетов поставщика (old line factoring), а в деятельности фирм США указанные операции обычно совмещаются с открытием фактором кредита поставщику в объеме, более или менее равном общей сумме возможных операций, предусмотренной в контракте (new style factoring). Американская практика, таким образом, расширяет рамки финансовой операции.

Помимо финансирования предпринимателей факторы осуществляют для них также ряд других работ. В их функции входит предоставление целой гаммы услуг, использование которых представляет несомненную выгоду для поставщиков, исключая необходимость обращения к ряду специализированных фирм.

К таким услугам относятся: предоставление информации о финансовом положении возможных контрагентов, их платежеспособности; сообщение маркетинговой информации о состоянии спроса на рынке, клиентуре и конкурентах, рыночной конъюнктуре и пр.; про-

388

ведение рекламных и транспортных операций; подыскание агентов;

ведение судебных дел и т. д. Фактор становится, таким образом, советником предпринимателя по производству и торговле, а также фирмой, комплексно выполняющей ряд работ по реализации товаров и услуг, что позволяет^предпринимателю эффективно действовать в хозяйственном обороте. Особое значение все эти услуги приобретают при ведении международной торговли.

4. Фактор может действовать в рамках национального рынка, когда поставщик и клиент находятся в одной стране, или в качестве международного фактора, если стороны сделки находятся в разных странах. Фактор, находящийся в стране экспортера, поручает тогда осуществление своих функций за границей фактору, работающему в стране импортера-клиента. Вознаграждение в этом случае делится между двумя факторами. При международном факторинге посредники кроме перечисленных функций выполняют важные обязанности по подысканию иностранных контрагентов. Ныне весь мировой рынок поделен между «цепочками» связанных между собой разно-национальных фирм факторов, взаимно выполняющих поручения в этой сфере деятельности.

Контрольные вопросы по теме

1. Какими хозяйственными предпосылками вызвано появление новых видов договоров и в чем состоит их специфика!

2. Каковы права и обязанности сторон договора об исключительной продаже товаров?

3. Каковы права u обязанности сторон по договору о франшизе?

4. Каковы права и обязанности сторон по договору о факторинге?

Глава XVIII



Договор хранения

в 1. Понятие договора хранения и сфера его хозяйственного применения. j 2. Права и обязанности сторон. 8 3. Хранение на товарных складах



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гражданское и торговое право капиталистических стран/Под ред. Д. М. Генкина.— М., 1949.— С. 398 — 407;Морандьер Ж. де ла. Гражданское право Франции.— Т. III.—М., 1961.— С. 267 — 272.

§ 1. Понятие договора хранения и сфера его хозяйственного применения

1. С увеличением объемов внутренней и международной торговли возрастает потребность во временном складировании товаров. В хозяйственно-экономическом отношении эта деятельность имеет целью «сохранение стоимости, которая существует в товаре как в продукте, как в потребительной стоимости и которая поэтому может быть сохранена только посредством сохранения продукта, сохранения самой потребительной стоимости»'.

Услуги по хранению имущества осуществляют в виде промысловой деятельности специализированные организации — товарные склады, элеваторы, нефтехранилища и т. д. Расширение их деятельности обусловливается не только ростом транспортных операций по перевозке товаров, но и другими факторами, в частности стремлением фирм-производителей временно задержать поступление продукции на рынок (ввиду невыгодной рыночной конъюнктуры или для искусственного создания дефицита на рынке), сезонностью производства некоторых видов товаров и т. п.

Другой хозяйственной целью хранения является депонирование в банках и страховых обществах ценных бумаг (акций, облигаций и пр.), нередко соединяемое с получением от них дохода в виде дивидендов, процентов и т. п. («хранение с управлением»).

И наконец, расширение масштабов сервиса раздвигает рамки так называемого необходимого хранения вещей в гостиницах, камерах хранения и пр.

Операции по хранению подвергаются нормативной регламентации и юридически опосредствуются договором хранения. В странах романо-германской системы права действуют нормы гражданских и торговых кодексов: во Франции — ст. 1915 — 1948 ФГК; в ФРГ —

Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 24.— С. 158. 390

§ 688 — 704 ГГУ и § 419 — 422 ГТУ; в Швейцарии — ст. 363 — 379 ШОЗ и т. д. В странах англо-американской системы права договор хранения регулируется как законодательными актами (например, ст. 7-204 ВТК), так и нормами, выработанными судебной практикой.

Ввиду той роли, которую играют склады — эти специализированные предприятия, занимающиеся хранением больших масс товаров в виде промысла,— государства вводят специальное законодательство по регламентации их деятельности и подчиняют отдельные ее стороны административному контролю. Специальными законами регулируются такие вопросы, как открытие товарных складов, внесение владельцами складов денежных залогов в обеспечение исправности их работы, выписка складами товарораспорядительных документов, порядок ведения учета отдельных операций и т. д.

2. По договору хранения одна сторона (хранитель, поклажепри-ниматель, депозитарий) обязуется хранить имущество, переданное ей другой стороной (поклажедателем, депонентом), в течение указанного срока или до востребования и возвратить это имущество по требованию поклажедателя в сохранном состоянии.

Предметом договора являются услуги по хранению. Объектом договора во всех системах права признаются только движимые вещи. При этом на хранение могут быть переданы как незаменимые движимые вещи с индивидуально-определенными признаками, так и заменимые, определяемые родовыми признаками. Основное хозяйственное значение имеет хранение заменимых движимых вещей (зерна, жидкого топлива и т. д.), и в гражданском законодательстве особое внимание уделяется хранению именно таких вещей.

Договор хранения является реальным, поскольку он признается заключенным только с момента передачи имущества на хранение, а не с момента достижения сторонами соглашения. Вместе с тем доктрина и практика в ряде стран допускают заключение договора как консенсуального, когда какое-либо лицо обязывает взять в будущем имущество на хранение.

Договор хранения может быть безвозмездным или возмездным. С этим обстоятельством связывают определенные юридические последствия. Хранение, осуществляемое товарными складами в виде промысла, является всегда возмездным.

В законодательстве некоторых стран по поводу возмездности имеются специальные положения. ФГК устанавливает, что договор хранения является «по существу безвозмездным» (ст. 1917), но вместе с тем предусматривает и хранение за вознаграждение (ст. 1928). По ГГУ договор хранения предполагается возмездным и вознаграждение считается молчаливо обусловленным во всех случаях, когда по обстоятельствам дела можно ожидать принятия вещи на хранение лишь за плату (§ 689).

В литературе признается, что с точки зрения распределения прав и обязанностей между контрагентами договор считается неравномерно-двусторонним. При возмездном хранении обе стороны имеют права и обязанности, а при безвозмездном хранении поклажедатель,

хотя он и не несет обязанности по уплате вознаграждения, должен возместить хранителю расходы в случае, если переданное на хранение имущество причинит ущерб.

Наши рекомендации