Генеральное соглашение как акт социального диалога
Социально-партнерское соглашение — это акт, направленный на:
повышение оплаты труда, компенсационных выплат в связи с ростом цен, инфляцией;
улучшение охраны труда, техники безопасности, других условий труда и социально-бытового обслуживания, социального обеспечения работников и их семей;
обеспечение занятости трудящихся, их переквалификации для этого;
социальный мир работников и работодателей на производстве.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.
На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе ее субъектов могут быть соглашения:
региональные — соответствующих профсоюзов, их объединений с объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями представительными их органами) и органом исполнительной власти субъекта Федерации;
отраслевые (межотраслевые) тарифные — соответствующих профсоюзов (их объединений) с объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями органами) и органом по труду субъекта Федерации;
территориальные — между соответствующими профсоюзами (их объединениями) и объединениями работодателей (иными уполномоченными работодателями органами) и соответствующим органом местного самоуправления.
Указанные виды соглашений определяют и их участников по каждому из этих видов.
Порядок разработки соглашений. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяет образованная сторонами на паритетной основе комиссия. Она проводит коллективные переговоры и подготавливает проект соглашения.
Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров и со всеми приложениями направляется в семидневный срок представителями работодателей (объединением работодателей) в Минтруд России для уведомительной регистрации. Распространяется оно на тех, кто уполномочил своих представителей его подписать. Такой же порядок существует и в случае изменения или дополнения соглашения.
Содержание и структуру соглашения определяют представители его сторон. Оно может предусматривать положения: о содействии занятости, переобучении работников, о льготах организациям, создающим дополнительные рабочие места для труда инвалидов, несовершеннолетних; об оплате труда, механизме ее регулирования с учетом роста цен, инфляции; о доплатах компенсационного характера; об условиях труда, режиме труда и отдыха; об охране труда; обеспечении экологической безопасности; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества; содействии заключению коллективных договоров; предотвращении трудовых конфликтов и забастовок; укреплении трудовой дисциплины.
В соглашении могут быть отражены и другие трудовые и социально-бытовые вопросы, не противоречащие законодательству.
Из приведенного примерного перечня взаимных обязательств сторон соглашения, указанного в ст. 45 ТК, видно, что в его содержание стороны могут включить положения по всем институтам Особенной части трудового права, начиная с обеспечения занятости и кончая трудовыми спорами. Какие вопросы и как включить в соглашение, определяют стороны. Они могут расширить указанный перечень вопросов, а могут ограничиться лишь некоторыми из них. Содержание Генерального соглашения на федеральном уровне определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций. Комиссию возглавляет Координатор, назначаемый Президентом РФ, не являющийся членом Комиссии и не голосующий при принятии ею решений.
Срок действия соглашения определяют стороны, но оно заключается на срок не более трех лет. Вступает в силу с момента подписания или в срок, указанный в соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.
Трудовой кодекс (ст. 54 и 55) и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 25, 26) установили ответственность представителей сторон за уклонение от участия в переговорах или неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, за непредоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров, осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Лица, виновные в этом, несут материальную ответственность за причинение материального ущерба, дисциплинарную ответственность (ст. 192—195 ТК) или подвергаются по решению суда штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда.
В постановлении Исполкома генерального Совета Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации «О мерах по усилению защиты социально-трудовых прав работников» от 17 сентября 1997 г. отмечаются беспрецедентный рост ныне массовых нарушений социально-трудовых прав работников, массовые увольнения работников вопреки действующему законодательству, попытки законодательно закрепить снижение уровня правовой защиты и правовых гарантий труда, отменить или понизить существующие нормативы социального обеспечения работников. Это постановление признало необходимым внесение в действующее законодательство норм, обеспечивающих усиление защиты социально-трудовых прав работников и предусматривающих для этого ряд мер, в том числе повышение правовых требований к содержанию, заключению и выполнению трудовых и коллективных договоров и соглашений (п. 1). Оно рекомендовало членским организациям ФНРП активнее использовать для защиты интересов работников трудовые и коллективные договоры и соглашения, а также внесение в коллективные договоры и соглашения норм, обеспечивающих необходимую компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и социальных пособий.