Акт британского парламента об отмене работорговли (1807 г.)
Так как обе палаты парламента в своих резолюциях от 10 и24 июня 1806 г. неоднократно постановляли по причинам, упомянутым в этих резолюциях, что со всей возможной быстротой примут действенные меры для отмены африканской работорговли таким способом и в такое время, какие будут найдены необходимыми, и так как в силу причин, приведенных в вышеуказанных резолюциях, эта работорговля должна быть немедленно отменена, запрещена и объявлена незаконной, по сему его королевское величество по совету и в согласии с членами палаты лордов и палаты общин, собравшихся на настоящей сессии парламента, и властью последнего постановляет, что с 1 мая 1807 г. работорговля и любые сделки по покупке, продаже, обмену или передаче рабов или лиц, предназначенных для продажи, передачи и для использования в качестве рабов, практикуемые в любой части Африки, настоящим категорически отменяются, запрещаются и объявляются незаконными...
Е. Donnan. Documents illustrative of the History of the Slave Trade to America, v. II. Washington, 1931, p. 659—660.
Из Венской декларации об отмене работорговли (8/П 1815 г.)
Полномочные представители держав, подписавших Парижский договор от 30 мая, собрались на конференцию.
Принимая во внимание, что торговля, известная под названием «работорговля», рассматривалась справедливыми и просвещенными людьми всех времен как несовместимая с принципами гуманности и всеобщей морали; что особые обстоятельства, при которых она возникла, и трудности борьбы с ней возмутительно долго скрывались; но что, наконец, голос общественности во всех цивилизованных странах громко призывает к ее запрещению и так как характер и особенности этой торговли стали более известны и злодеяния, сопутствующие ей, окончательно выяснены, несколько европейских правительств пришли к фактическому соглашению запретить работорговлю...
L. Hertslet. A Complete Collection of the Treaties and Conventions and Reciprocal Regulations, at present subsisting between Great Britain and Foreign Powers.., v. I. London, 1840, p. 9—13.
Прибыли работорговцев
...Возьмем в качестве примера захваченный недавно работорговый корабль, который вместе с грузом маниоки, мяса, овощей и т. д., необходимым для пропитания 600 чернокожих, стоил судовладельцу 6000 пиастров.
Все расходы на экипаж из 15 человек в течение плавания составили 4050 пиастров.
По прибытии из Бразилии в Африку капитан закупает рабов по 25 пиастров за душу, таким образом, расходы на покупку 600 рабов составили 15000 пиастров.
Расходы на подкуп таможенных властей в Бразилии составили 1900 пиастров.
Расходы на пропитание рабов в течение трех месяцев плавания составили 3600 пиастров.
Вместе с другими тратами в целом расходы на покупку и доставку к рынку 600 рабов составили 35 195 пиастров.
В Бразилии молодой раб, прибывший из Африки, стоит в среднем 250 пиастров. [Следовательно, от продажи] 600 рабов [будет выручено] 150 000 пиастров.
После выплаты 10% этой суммы директору службы, ведающей африканской торговлей, владельцу груза рабов остается 99 805 пиастров, или более 500 000 фр.
Е. Bouet-Willaumer. Commerce et traite des noirs. Paris, 1848, p. 217—219.
Погоня английского фрегата «Талия» за шхуной
Работорговцев «Фелицитад» у западного побережья
Африки 4/XI 1834 г.
...Вследующий раз мы преследовали другую шхуну, которую мы увидели в 3 часа пополудни 4 ноября, и ее упорные попытки в течение 6 часов скрыться от преследования ясно указывали, что не все на борту обстояло благополучно.
...В 9 часов [вечера] мы приблизились к шхуне, она еще пыталась лавировать, но тщетно. Мы не теряли ее из виду и дали три выстрела поверх нее, чтобы заставить ее подойти к нам, после чего она неохотно спустила паруса.
Абордажная команда устремилась к шхуне, теперь убравшей паруса и покачивавшейся на волнах недалеко от высокого фрегата, и мгновенно очутилась на ее палубе. Задыхающаяся от запаха «черных собратьев» команда была на этот раз уверена в награде1.
Шхуна была водоизмещением 90 т, капитана на борту не было. Прошло четверть часа, прежде чем помощник капитана зажег свет. Когда люки были открыты, вместо невольников обнаружили только их невыносимый запах и множество воды. Помощник капитана ничего не знал.
— Откуда вы? — спросил лейтенант Варден.
' Команде судна, захватившего работорговца, выдавалась определенная награда.
— Я не могу ни читать, ни писать, а капитан на берегу.
— Куда вы направляетесь?
— Я не могу ни читать, ни писать.
И это все, что могли вытянуть из него.
После тщательного обследования «Фелицитад» была отпущена, хотя среди команды фрегата преобладало мнение, что во время преследования невольники были выброшены со шхуны за борт. Однако, так как на борту никого не обнаружили, шхуну нельзя было задержать.
1. Е. Alexander. Travels in Southern Africa. Narrative of a Voyage of Observation among the Colonies of Western Africa. London, 1837, v. I, p. 135—138.
Из дневника американского морского офицера,
Посетившего в 1844 г. ряд пунктов на побережье Западной Африки
На американском военном корабле,