Акт британского парламента об отмене работорговли (1807 г.)

Так как обе палаты парламента в своих резолюциях от 10 и24 июня 1806 г. неоднократно постановляли по причинам, упомянутым в этих резолюциях, что со всей возможной быст­ротой примут действенные меры для отмены африканской работорговли таким способом и в такое время, какие будут найдены необходимыми, и так как в силу причин, приведен­ных в вышеуказанных резолюциях, эта работорговля должна быть немедленно отменена, запрещена и объявлена незакон­ной, по сему его королевское величество по совету и в согла­сии с членами палаты лордов и палаты общин, собравшихся на настоящей сессии парламента, и властью последнего по­становляет, что с 1 мая 1807 г. работорговля и любые сделки по покупке, продаже, обмену или передаче рабов или лиц, предназначенных для продажи, передачи и для использова­ния в качестве рабов, практикуемые в любой части Африки, настоящим категорически отменяются, запрещаются и объ­являются незаконными...

Е. Donnan. Documents illustrative of the History of the Slave Trade to America, v. II. Washington, 1931, p. 659—660.

Из Венской декларации об отмене работорговли (8/П 1815 г.)

Полномочные представители держав, подписавших Па­рижский договор от 30 мая, собрались на конференцию.

Принимая во внимание, что торговля, известная под наз­ванием «работорговля», рассматривалась справедливыми и просвещенными людьми всех времен как несовместимая с принципами гуманности и всеобщей морали; что особые об­стоятельства, при которых она возникла, и трудности борьбы с ней возмутительно долго скрывались; но что, наконец, го­лос общественности во всех цивилизованных странах громко призывает к ее запрещению и так как характер и особен­ности этой торговли стали более известны и злодеяния, со­путствующие ей, окончательно выяснены, несколько европей­ских правительств пришли к фактическому соглашению запретить работорговлю...

L. Hertslet. A Complete Collection of the Treaties and Conventions and Reciprocal Regulations, at present subsisting between Great Britain and Foreign Powers.., v. I. London, 1840, p. 9—13.

Прибыли работорговцев

...Возьмем в качестве примера захваченный недавно работорговый корабль, который вместе с грузом маниоки, мяса, овощей и т. д., необходимым для пропитания 600 черноко­жих, стоил судовладельцу 6000 пиастров.

Все расходы на экипаж из 15 человек в течение плавания составили 4050 пиастров.

По прибытии из Бразилии в Африку капитан закупает рабов по 25 пиастров за душу, таким образом, расходы на покупку 600 рабов составили 15000 пиастров.

Расходы на подкуп таможенных властей в Бразилии со­ставили 1900 пиастров.

Расходы на пропитание рабов в течение трех месяцев плавания составили 3600 пиастров.

Вместе с другими тратами в целом расходы на покупку и доставку к рынку 600 рабов составили 35 195 пиастров.

В Бразилии молодой раб, прибывший из Африки, стоит в среднем 250 пиастров. [Следовательно, от продажи] 600 рабов [будет выручено] 150 000 пиастров.

После выплаты 10% этой суммы директору службы, ве­дающей африканской торговлей, владельцу груза рабов ос­тается 99 805 пиастров, или более 500 000 фр.

Е. Bouet-Willaumer. Commerce et traite des noirs. Paris, 1848, p. 217—219.

Погоня английского фрегата «Талия» за шхуной

Работорговцев «Фелицитад» у западного побережья

Африки 4/XI 1834 г.

...Вследующий раз мы преследовали другую шхуну, ко­торую мы увидели в 3 часа пополудни 4 ноября, и ее упорные попытки в течение 6 часов скрыться от преследования ясно указывали, что не все на борту обстояло благополучно.

...В 9 часов [вечера] мы приблизились к шхуне, она еще пыталась лавировать, но тщетно. Мы не теряли ее из виду и дали три выстрела поверх нее, чтобы заставить ее подойти к нам, после чего она неохотно спустила паруса.

Абордажная команда устремилась к шхуне, теперь уб­равшей паруса и покачивавшейся на волнах недалеко от вы­сокого фрегата, и мгновенно очутилась на ее палубе. Зады­хающаяся от запаха «черных собратьев» команда была на этот раз уверена в награде1.

Шхуна была водоизмещением 90 т, капитана на борту не было. Прошло четверть часа, прежде чем помощник капи­тана зажег свет. Когда люки были открыты, вместо неволь­ников обнаружили только их невыносимый запах и множе­ство воды. Помощник капитана ничего не знал.

— Откуда вы? — спросил лейтенант Варден.

' Команде судна, захватившего работорговца, выдавалась определен­ная награда.

— Я не могу ни читать, ни писать, а капитан на берегу.

— Куда вы направляетесь?

— Я не могу ни читать, ни писать.

И это все, что могли вытянуть из него.

После тщательного обследования «Фелицитад» была от­пущена, хотя среди команды фрегата преобладало мнение, что во время преследования невольники были выброшены со шхуны за борт. Однако, так как на борту никого не обнару­жили, шхуну нельзя было задержать.

1. Е. Alexander. Travels in Southern Africa. Narrative of a Voyage of Observation among the Colonies of Western Africa. London, 1837, v. I, p. 135—138.

Из дневника американского морского офицера,

Посетившего в 1844 г. ряд пунктов на побережье Западной Африки

На американском военном корабле,

Наши рекомендации