Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Государственное устройство

Правовая система

Общая характеристика

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

Литература

Государство на одноименном острове Шри-Ланка в Индийском океане.

Территория - 65,6 тыс. кв.км. Официальная столица - г. Шри-Джаяварденапура-Котте (местопребывание Парламента), фактическая столица - г. Коломбо.

Население - 19,14 млн. чел. (1999 г.); около 74% - сингалы, 18% - тамилы, 8% - потомки арабов и малайцев.

Официальные языки - сингальский, тамильский и английский.

Ведущие религии - буддизм (сингалы - 70%), индуизм (в тамильских районах - 15%), ислам (мусульмане-сунниты - 8%), христианство (7%).

В XVI в. остров Шри-Ланка (до 1972 г. - Цейлон) стал колонией Португалии, в XVII в. - Голландии, с XVIII до середины XX в. - Англии. В 1948 г. страна получила независимость в статусе доминиона и в 1972 г. была провозглашена Республикой Шри-Ланка, а в 1978 г. - Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка. С 1983 г. в стране ведется вооруженная борьба с тамильскими сепаратистами.

Государственное устройство

Шри-Ланка - унитарное государство с широкой автономией составных частей (иногда такой тип государственно-территориального устройства именуется "регионалистским"). В административном плане страна делится на 8 провинций, управляемых провинциальными советами, местными правительствами и губернаторами.

Действует Конституция 1978 г. (с последующими изменениями). По форме правления Шри-Ланка - полупрезидентская республика французского типа. Планом конституционной реформы предусматривается восстановление в стране парламентской формы правления во главе с Премьер-министром, ответственным перед Парламентом (существовала до 1978 г.). Политический режим - либеральный.

Высший законодательный орган - однопалатный Парламент (225 мест), избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего избирательного права.

Глава государства, правительства и главнокомандующий вооруженными силами - Президент, избираемый прямым голосованием сроком на 6 лет. Никто не может занимать этот пост более чем 2 срока подряд. Президент с одобрения Парламента назначает Премьер-министра, а после консультации с последним - других членов Кабинета. Он также наделяет министров теми или иными функциями и полномочиями, дает им поручения, может смещать их по своему усмотрению.

Президент вправе распустить Парламент в любое время и назначить новые выборы. Однако он не может это сделать в течение года после избрания Парламента. Президент может объявлять национальный референдум, в том числе по законопроектам, отвергнутым Парламентом. Президент также обладает другими обычными полномочиями главы государства (назначение дипломатических представителей, осуществление помилования и т.д.). В то же время у Президента нет права вето в отношении законодательных актов Парламента.

Кабинет министров формируется из членов Парламента и несет ответственность перед ним. Он состоит из Премьер-министра, министров, младших министров.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система страны носит смешанный характер. Большинство отраслей регулируются заимствованным у бывшей метрополии английским правом с некоторыми элементами римско-голландского права (см. раздел "Южно-Африканская Республика"). Вопросы личного статуса (брак, развод, наследование и др.) регулируются каждой общиной по-своему (у индусовиндусским правом, у мусульман - мусульманским и т.д.).

В XVII-XIX вв. на Цейлоне действовало римско-голландское право, принесенное голландскими колонизаторами. Сфера его применения была ограничена как территориально (приморскими районами), так и по кругу субъектов и правоотношений. Местное население, особенно в вопросах личного статуса, продолжало руководствоваться обычным правом. С приходом англичан римско-голландское право было признано действующим (в 1799 г.), однако стало постепенно дополняться, изменяться и вытесняться английским правом. В 1883 г. оно было заменено английским в сфере уголовного законодательства (с введением на острове индийского УК 1860 г.). В итоге за римско-голландским правом остались лишь некоторые институты частного права. Во внутренних районах острова (Канди), колонизированных последними, до настоящего времени сохранились старые кандийские законы, основанные на феодальном обычном праве.

В 1931 г. была введена первая Конституция, предусматривавшая создание выборного Парламента - Государственного совета. Одновременно было введено всеобщее избирательное право, в том числе впервые в Азии - для женщин. В дальнейшем ее сменили конституции 1947, 1972, 1978 гг.

Основными источниками права на Шри-Ланке являются законодательные акты, во главе иерархии которых стоит Конституция, судебные прецеденты и обычаи (в том числе религиозные). Важную роль в качестве источника права играют мнения ученых-юристов (в римско-голландском, кандийском и мусульманском праве).

Решения Верховного суда имеют обязательную силу прецедента для всех нижестоящих судов; решения Апелляционного суда имеют такую же силу для судов первой инстанции.

Особенностью правовой системы Шри-Ланки, живущей в условиях перманентной военно-политической конфронтации, вызванной неурегулированностью сингало-тамильского этнического конфликта, является активное использование чрезвычайных законов, нарушающих конституционные положения об основных правах и свободах граждан. Конституция Шри-Ланки 1978 г. предусматривает, что Парламент может квалифицированным большинством принять законы, "несовместимые" с любым ее положением. Примером служит Закон 1979 г. о предотвращении терроризма.

Помимо этого, в период действия чрезвычайного положения могут издаваться и чрезвычайные декреты. В соответствии с Конституцией подобные декреты Президента могут "отменять, изменять или приостанавливать действие любого закона, за исключением положений Конституции" (ст.155). Чрезвычайные декреты должны быть представлены на утверждение Парламенту в течение 10 дней с момента издания.

В соответствии с 15-й поправкой к Основному закону провинции Шри-Ланки получили право издавать местные законодательные акты. Этой поправкой предусмотрено размежевание компетенции общегосударственных органов и провинциальных советов, а также конкурирующая (совместная) компетенция. Президент государства имеет право вето по отношению к провинциальным законам, касающимся бюджета и распределения средств.

Наши рекомендации