Второе издание» крепостничества
Экономические причины Реформации и Крестьянской войны
Реформация — массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Реформация, следовательно, означала выступление против одной из экономических основ феодализма. Закономерно, что родиной Реформации стала Германия — страна уже начавшегося, но задержанного и затруднительного раннекапиталистического развития, страна, которая в силу своей политической раздробленности наиболее страдала от посягательств папской церкви. Реформация противопоставила национальную государственность космополитической организации католицизма.
В последней четверти XV — начале XVI вв., несмотря на пестроту экономического развития и хозяйственную разобщенность, в стране отмечались ощутимые элементы хозяйственного прогресса, обусловленные развитием рынка. Успехи Германии в горном деле, стеклоделии, текстильном производстве, в области строительного дела, книгопечатания вызывали заслуженное восхищение современников. В деревне продолжался аграрный переворот, начавшийся во второй половине XIV в. и нацеленный на утверждение товарного овцеводства, огородничества, садоводства. Правда, Великие географические открытия уже предопределили крушение средиземноморской торговли, но до середины XVI в. это еще не коснулось экономики Германии.
Вместе с тем, товарно-денежные отношения, вторгаясь в полупатриархальный быт, порождали не только торгово-промышленное предпринимательство, но и видоизменения традиционных способов эксплуатации. Во многих районах Германии восстанавливается личная крепостная зависимость крестьян от феодалов. Луга, леса и водоемы изымаются из общинного пользования. Сочетая грубое насилие с юридическими и ростовщическими хитростями, феодалы захватывали общинные земли, дробили их и тут же продавали в рассрочку ими же ограбленным крестьянам. Крестьянина могли выпороть за то, что его скотина забрела на только что отчужденное пастбище, приговорить к смерти за ловлю раков в «господском ручье».
В условиях разложения феодализма и зарождения элементов раннего капитализма духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося серьезный ущерб другим слоям, в том числе и предпринимательским. Прибыль, полученная посредством едва народившейся раннекапиталистической эксплуатации, уходила на пошлины и налоги. Города наводнили разорившиеся и изгнанные с мест крестьяне, которых не могли принять маломощные ремесленно-мануфактурные производства.
С XII в. началась торговля индульгенциями, которая служила средством обогащения духовенства. Однако объявление папой Юлием II (1505) сбора денежных пожертвований на строительство нового здания собора св. Петра и появление в 1517 г. в Магдебурге папского субкомиссара и бранденбургского инквизитора Иоганна Тецеля, организовавшего продажу индульгенций по правилам доходной коммерции, стало той каплей, которая переполнила чашу терпения.
Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Сам Лютер, которого Маркс назвал «старейшим немецким политико-экономом»*, считал, что крепостное право не противоречит «священному писанию» и впоследствии призовет земельных правителей-государей (в то время в Германии их было около тысячи) вешать восставших крестьян «как бешеных собак». Будучи идеологом мелкого предпринимателя (бюргера и крестьянина), Лютер защищал терпеливого и энергичного хозяина, который стимулирован рынком, но обирается более крупными и ловкими экономическими хищниками. Именно Лютер напомнит давно забытое изречение из Второго письма Павла к фессалоникийцам: «кто не работает, да не ест». Выступление Лютера против индульгенций всколыхнуло всю Германию. В рамках Реформации началась Великая крестьянская война (1524—1526), ставшая ответом крестьянских масс на усиление феодального гнета.
* Маркс К., Энгельс Ф. Т.46, Ч. II. —С. 430.
Единства антипапистского движения не было, что подтверждается наличием бюргерско-умеренных, бюргерско-радикальных, дворянских и крестьянско-плебейских программ. Наиболее радикальные требования, опережавшие время и возможности восставших, выдвигал вождь народного движения Томас Мюнцер, автор «Статейного письма», требовавший полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях, установления народовластия. Мюнцер считал, что «все должно быть общим достоянием».
Более умеренная программа «12 статей» швабско-шварцвальдских крестьян предлагала сократить барщину и оброк, отменить личную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья, дать каждой крестьянской общине выборного священника, ликвидировать малую церковную десятину, а большую десятину расходовать на общественные нужды и жалованье священнику, отменить посмертный побор.
Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и она требовала освобождения крестьян от личной крепостной зависимости, конфискации церковных имений, введения единства монеты, мер и веса.
Крестьянская война была жестоко подавлена. За несколько недель мая 1525 г. в сражениях и расправах было убито более 100 тыс. крестьян. Победу в жесткой борьбе за Реформацию в конечном итоге удалось одержать бюргерско-княжеской Реформации, использовавшей незрелость сословно-классовых конфликтов.
Поражение восставших означало победу сеньориальной реакции и усиление крепостничества. Секуляризированные церковные земли перешли к князьям. На восточных землях расширялась господская запашка и увеличивалась барщина. На западе и юго-западе страны сохранялись мелкие хозяйства крестьян и преобладала оброчная эксплуатация. Положение крестьянских масс усугубила Тридцатилетняя война (1618—1648). Разоренные крестьяне сами вынуждены были искать покровительства у помещиков. Ф. Энгельс отмечал, что после Тридцатилетней войны «свободный крестьянин стал такой же редкостью, как белая ворона».
В XVII — XVIII вв. крепостное право в Германии стало принимать особенно тяжелые формы. Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу, и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было проиграть в карты и продать, заложить и отдать внаем. В XVIII в. барщина увеличилась до пяти-шести дней в неделю; крестьянину оставалась для работы на себя только ночь. Особенно тяжелой была барщина в Пруссии, где были заложены основы будущего прусского пути развития капитализма.
Вопросы для повторения
1. Объясните, почему становление феодализма в Германии происходило медленнее, чем в других западноевропейских странах.
2. Расскажите о формировании основных классов и сословий феодальной Германии.
3. Охарактеризуйте систему ленных отношений в Германии.
4. В чем заключались основные повинности крепостных крестьян?
5. Перечислите факторы, способствовавшие возвышению и последующему падению Ганзы.
6. Объясните причины и содержание начавшегося аграрного переворота.
7. Расскажите об экономических причинах Реформации и Крестьянской войны.
8. В чем вы видите причины «второго издания крепостничества»?