Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это упорядочение и совершенствование правовых норм

Введение

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.

Высока была техника оформления томов Свода.

В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.

В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов) .

Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

Содержание

-Стадии и правотворческого процесса

-Виды правотворчества

-Систематизация нормативно-правовых актов

-Понятие и формы систематизации НПА (Понятие и принципы правотворчества)

-Понятие систематизации

-Виды систематизации
5. Заключение

Систематизация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты имеют неодинаковую юридическую силу, распространяются на различных субъектов, создаются различными правотворческими органами государства, и постепенно между ним появляются противоречия. Решение проблемы - в систематизации законодательства.

Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, они группируются по определенным признакам, сводятся в кодексы и другие систематизированные акты.

Наиболее известны три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

I. Кодификация - это создание нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется законодательным органом на основе существенных изменений действующего законодательства и внесения в него новых норм. Она учитывает изменения общественной жизни и нацелена на регулирование не только существующих общественных отношений, но и тех, которые могут возникнуть в будущем.

В зависимости от своего содержания существуют три основных вида кодификационных актов.

Кодекс - наиболее распространенный вид правовых актов, действующих в основных сферах правового регулирования (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Земельный, Водный и другие).

Основы законодательства - нормативно-правовой акт, содержащий основные положения определенной отрасли права или сферы государственного управления. Основы законодательства - нормативно-правовая база для кодификации законодательства в субъектах федерации.

Устав, положение - кодификационные акты особого характера, которые издаются не законодательными, а другими правотворческими органами, например, президентом или правительством. Такими актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Существуют и другие кодификационные акты, которые не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, военной службе, о местном самоуправлении и т. д

II. Инкорпорация - это объединение в собрание действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, т.е. внешняя обработка действующего законодательства.

При такой обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Содержание включенных в сборник нормативно-правовых актов не изменяется.

Инкорпорацией занимается орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы и лишь отражающий в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал законодатель.

Известна официальная и неофициальная инкорпорация.

Официальная инкорпорация - это издание сборников действующих правовых актов компетентными органами.

Неофициальная инкорпорация - это публикация законодательства учебными заведениями, ведомствами, учеными, практиками без специальных на то полномочий законодателя.

III. Консолидация - это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Консолидация содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации.

Наши рекомендации