Становление и развитие налогообложения в условиях формирования рыночных отношений в РФ
Налог и его сущность. Основные элементы налогов . Определение сбора.
Налог, сбор, пошлина – обязательный платеж, уплачиваемый ЮЛ и ФЛ в бюджет
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Признаки:
1. Обязательность
2. Возмездный хар-р отношений м\у плательщиком и гос-м
3. Единовременность уплаты
Различия - налог – это регулярный платеж, а сбор при юридически значимых действиях.
Основные элементы налогов .
Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.
Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
Единица обложения – единица изменения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны; по земельному налогу – гектар, акр).
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).
Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.
Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
– кадастровый:
– изъятие налога до/после получения дохода (владельцем по декларации).
Первый способ предлагает использование кадастра.
Кадастр – это реестр, одержащий перечень типичных объектов земли, доходов, классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы.
Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Налог и его сущность.
Налог– одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
Налогообложение – взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и сбора:
· И налог и сбор обязательны
· И налог и сбор принудительны
· И налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:
· Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
· Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
· Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
· Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
· Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения
Виды налогов.
Виды налогов и сборов | Порядок установления и введения налогов и сборов |
1. Федеральные налоги и сборы: 1.1. Налог на добавленную стоимость. 1.2. Акцизы. 1.3. Налог на доходы физических лиц. 1.4. Единый социальный налог. 1.5. Налог на прибыль организаций. 1.6. Налог на добычу полезных ископаемых. 1.7. Водный налог. 1.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 1.9. Государственная пошлина. | Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. |
2. Региональные налоги: 2.1. Налог на имущество организаций. 2.2. Налог на игорный бизнес. 2.3. Транспортный налог. | Региональные налогиустанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения. |
3. Местные налоги: 3.1. Земельный налог. 3.2. Налог на имущество физических лиц. | Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов. Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения. |
4. Специальные налоговые режимы: 4.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). 4.2. Упрощенная система налогообложения. 4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 4.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. | Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренными кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. |
- Функции налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налогов проявляется через их функции:
Фискальная функция является основной и выражает назначение, роль налога, как источника мобилизации доходов в бюджет государства. Благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки и условия для вмешательства государства в экономические отношения, в процесс перераспределения валового продукта. Эта функция предопределяет проявление других функций.
Экономическая функция означает, что при помощи налогов государство должно регулировать отраслевые пропорции, межрегиональные потоки доходов. Поэтому часто ее называют распределительной.
Контрольнаяфункция отражает обратную связь в процессе взимания налогов, позволяя выявлять слабые стороны в механизме налогообложения, в налоговой системе. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Социальная функция проявляется в поддержке социального обеспечения, социального страхования граждан посредством целевого назначения налога (единого социального налога, например). В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.
Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция дополняет распределительную функцию и проявляется в дифференциации налоговых ставок, льгот, налоговых вычетов и т.п. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Воспроизводственная подфункция выражается в использовании налогов в интересах стимулирования воспроизводства минеральных ресурсов, охраны окружающей среды
Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.
Поощрительная функция налогообложения -предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.).
- Основные теории налогов и налогообложения.
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти.... Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование – вот далеко не полный перечень тех направлений расходов бюджета страны, для финансирования которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.
В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов, – так утверждал
Б. Франклин (1706—1790), один из авторов Декларации независимости США.
Понятие налога дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налог– это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства какихлибо обязательств или оказанием услуг.
Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему правильно составленные прогнозы Forex могут сделать вас несказанно богатым.
От налогов следует отличать сборы. Сбор– обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выда чу разрешений (лицензий).
Характерными чертами сбора являются: обязательность и оказание государственными или иными органами в интересах плательщиков услуги (юридически значимых действий). К таким услугам, например, относятся: регистрация предприятия, выдача лицензии.
Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.
Одним из основоположников системы налогообложения считается английский экономист А. Смит, который в своей книге Исследования о природе и причинах богатства народов сформулировал основные принципы налогообложения:
1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности, сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;
2) налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точ но определен, а не произведен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщи ку, так и всякому другому;
3) каждый налог должен взиматься в такое время и таким спосо бом, которые удобны для плательщика;
4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Становление и развитие налогообложения в условиях формирования рыночных отношений в РФ.