Виды политического сознания

Для более детального понимания сущности политического сознания имеет смысл рассмотреть его разновидности. Так, осно­ванием разделения политического сознания на виды может слу­жить уровень, глубина проникновения в суть политики, полити­ческой власти. По данному критерию политическое сознание под­разделяется на три уровня.

Обыденное политическое сознание свойственно основной массе членов общества, формируется в повседневной жизни. Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: эмо­циональность, импульсивность, гибкость реагирования на измене­ние политических условий. Обыденное политическое сознание ха­рактеризуется размытостью, несистемностыо, противоречивостью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых пред­ставлений и суждений о политике с точки зрения житейского здра­вого смысла.

Выработанные массовым сознанием стереотипы поведения весьма устойчивы. Суть его проста. Она заключается в желании и стремлении людей решить проблемы одним махом. Причем техно­логия решения проблем находится как бы вне сознания. Поэтому обыденное сознание подвержено воздействию популизма демаго­гических лидеров, обещающих в своем стремлении к власти воп­лотить в жизнь некую идеальную модель желаемого будущего в очень скорое время. Так, на заре перестройки разрабатывались утопические программы осуществить реформы и вывести страну из кризиса на путь прогресса за 500 дней.

Профессиональное политическое сознание должно быть при­суще служащим (чиновникам) государственного аппарата, поли­тикам. Такое сознание отличается систематизированными знани­ями о политике государства, демократии; умением руководить и управлять политическими процессами на общефедеральном и ре­гиональном уровне. Первоосновой профессионализма государствен­ных служащих выступает их компетентность. В государственном аппарате профессионализму (особенно в последние годы) актив­но противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом плане дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в орга­низационной беспомощности, в неспособности предвидеть резуль­таты своих действий, последствия принимаемых решений. Именно дилетанты скомпрометировали многие необходимые реформы. Вот почему формированию профессионального политического созна­ния надо уделять особое внимание в современных условиях. От­сутствие профессионализма в политической сфере — одна из бед нашего общества.

Научное (теоретическое) политическое сознание характер­но для исследователей, научных работников, занимающихся изу­чением тех или иных сторон политической жизни общества. В отличие от обыденного оно формируется на базе глубоких иссле­дований политической действительности и широких политичес­ких обобщений.

По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и обществен­ное.

Индивидуальное политическое сознание. Когда речь идет о политическом сознании отдельного человека, то ясно, что имеется в виду его интеллектуально-психическая деятельность, склады­вающаяся из ощущений, воспринимаемых через органы чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Инди­видуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользо­ваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в раз­витии индивидуального политического сознания сыграл класси­ческий либерализм, сделавший акцент на личную свободу, на ин­дивидуализм, на автономию личности, отвергающую возможность государства вмешиваться в личную жизнь индивида. В дальней­шем развитие либеральных идей привело к коренному измене­нию соотношения между личностью и государством: не человек стал служить государству, а последнее перешло на службу че­ловеку.

Групповое политическое сознание. Группа (коллектив) — это не биологическое существо, у нее нет, если прибегать к метафо­рам, ни ощущений, ни интеллекта. Что же такое групповое полити­ческое сознание?

На первый взгляд может показаться, что групповое сознание есть не что иное, как простая сумма того, что чувствуют и думают отдельные лица, составляющие группу. Однако более глубокое изучение показывает, что ни о сложении индивидуальных созна­ний, ни даже о выведении у них "общего знаменателя" всерьез говорить не приходится. В коллективе (группе) на человека воз­действует окружающая его среда, формируется конформистское умонастроение. Происходит это потому, что отнюдь не каждый человек стремится выработать собственное мнение по каждому поводу: многие люди предпочитают полагаться на политические соображения других, усваивают мнения окружающих так, как если бы они были их собственными. Если такое мнение разделяют мно­гие, то вступает в силу "стадное чувство". Мысли и особенно на­строения окружающих оказываются настолько заразительными, что человек поступает "как все".

Следовательно, групповое политическое сознание — это по­литические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существен­но отличаться от политического сознания другой. Например, зри­мо различается политическое сознание у классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Групповое политическое сознание надо отличать от массово­го, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Массовому политическому сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на гра­ни того или иного политического действия.

Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчи­вые ценности и мифы. Ученые-политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяю­щую роль в массовом политическом терзании и поведении. Так, в начале 90-х гг. радикал-реформаторы с помощью средств массо­вой информации создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что невидимая рука Адама Смита все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало желанное время набивать карма­ны, и коррупция густым туманом окутала государственный аппа­рат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы. А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового по­литического сознания? Харизматический лидер в массовом со­знании теряет свойства живого человека и приобретает символи­ческие, сакральные черты. Например, в свое время лживая совет­ская культовая идеология каждый шаг "отца народов" превраща­ла в "исторический", "судьбоносный", "решающий". Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпичес­кую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всеси­лия и всезнания одного человека.

Политический миф в какой-то мере отвечает вековым чаяни­ям человека. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром по­литике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Миф обладает стойкостью предрассудка. Мифы и мифо­логия влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыс­лить действительность. Миф, отмечал АД. Лосев, наполнен жи­выми личностями, судьба которых освещена "эмоционально и ин­тимно ощутительно"1. Если в науке личность схематизирована, то в мифе она как бы оживает. Если наука использует логическую аргументацию, то миф апеллирует к чувствам человека.

Нельзя, однако, не признать ограниченность мифологическо­го осмысления мира. Мифологическая мысль не способна изме­рить глубину реальности, проникнуть в сущность политических явлений. Она слабо различает непосредственную реальность и опосредующее ее знание, образ и вещь.

Политический миф в одном из основных своих значений — ошибочная политическая вера. В нем различные события препод­носятся как истинные, хотя часто не являются таковыми. В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоре­чий политической жизни общества. Так, скомпрометированная мифология "светлого будущего" ушла в прошлое. Но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надле­жит создавать, и рваческая мифология как своего рода компенса­ция за упущенные в прошлом возможности. Но мифология, осно­ванная на абсолютизации настоящего, может быть не менее опас­ной, чем мифология, построенная на абсолютизации прошлого.

Для характеристики политического сознания макроколлек­тивов (населения страны, континента, исторической эпохи) исполь­зуется понятие "общественное политическое сознание". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.

Общественное политическое сознание образуется путем вос­приятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое: во-первых, воп­росов, по которым людям приходится составлять свое политичес­кое мнение, в жизни общества всегда великое множество; во-вто­рых, по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а не­сколько мнений.

На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и наци­ональные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верова­ния, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т. д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. С тради­циями неразрывно связан менталитет (ментальность) — истори­чески сложившийся, устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспе­чивают передачу от поколения к поколению проверенных жиз­нью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. К ним, например, относится православная духовность.

Политическому сознанию присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм. Выделение и анализ его уровней и ви­дов позволяют предметно показать его реальное функционирова­ние, исключают отождествление этих уровней или противопостав­ление их друг другу. Так, массовое политическое сознание отнюдь не совпадает с научным (теоретическим); каждое из них имеет свою логику действия и развития. Недооценка сказанного приво­дит к упрощенным представлениям о взаимосвязи научного и мас­сового сознания: первое нередко рассматривается как "высшее", а второе — как "низшее" и т. д. Между тем уровни политического сознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникнове­ние является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторваны один от другого.

Основания классификации
     
По уровню сознания   По субъектам
     
Обыденное   Индивидуальное
Профессиональное   Групповое
Научное   Массовое
    Общественное

Наши рекомендации