Положение и основные направления деятельности Русской православной церкви на белорусских землях в 1914-1916 гг

ОГЛАВЛЕНИЕ

с

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………........... ……..3

Глава 1 Положение и основные направления деятельности Русской православной церкви на белорусских землях в 1914-1916 гг. …………….. 7

Глава 2 Православная церковь на белорусских землях в 1917-1918 гг. ……23

Заключение ……………………………………………………………………..34

Литература ……………………………………………………………………. .36

Приложение …………………………………………………………………….39

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема курсовой работы православная церковь на белорусских землях Российской империи в годы первой мировой войны (1914-1918) на сегодняшнее время является очень значимой и актуальной потому, что в этом году исполнилось сто лет со времени начала одного из самых трагических событий для всего мира – Первой мировой войны. Она проходила и на территории современной Республики Беларусь. Важную роль в этот период играли православная церковь и православное духовенство, которое находилась на фронтах Первой мировой и оказывала поддержку солдатам. В этот период белорусские земли находились в составе Российской империи.

Целью курсовой работы является изучение истории Православной церкви на белорусских землях Российской империи в годы Первой мировой войны. Основные задачи курсовой работы:

1.Показать особенности деятельности православной церкви в 1914-1916 гг.

2.Показать особенности деятельности православной церкви в 1917-1918 гг.

3. Проанализировать деятельность духовенства на фронте и в тылу.

4.Изучить отношение большевиков к православной церкви и священнослужителям на белорусских землях в 1917-1918 гг.

Предмет исследования - конфессиональная история Беларуси в годы Первой мировой войны.

Объектом исследования является положение Православной церкви на белорусских землях Российской империи в годы Первой мировой войны.

Историю Православной церкви в годы I мировой войны на белорусских землях Российской Империи можно разделить на два периода: первый период истории с 1914 по 1916 года и 2 период истории с 1917 по 1918 года, которые имеют различие между собой.

В первый период I мировой войны Православной церкви оказывалась поддержка и помощь со стороны власти, а именно со стороны правителя Николая II и его большой императорской семьи. Он был набожным человеком и часто посещал православные храмы вместе со своей семьей, что привело к сложению хорошего положения церкви в обществе и на фронте.

Противоположным первому периоду является второй период, так как после отречения Николая II от престола к власти пришли большевики, что привело к ухудшению положения Православной церкви. Проводилась активная политика против духовенства. Происходили незаконные аресты, репрессии и убийства священников и мирян, которые поддерживали Православную церковь.

История Православной церкви в годы Первой мировой войны, очень мало затронута в трудах историков, так как на белорусских землях в это время, происходили военные действия. Если сравнивать с другими периодами БПЦ по изученности вопроса, то этот вопрос является одним из самых малоизученных периодом в истории Православной церкви XX века.

Если брать источники по этому периоду в Национальном историческом архиве Беларуси сохранились: указы Синода, отчеты о состоянии епархии, описи имущества церквей и монастырей, дела о ревизиях церкви, строительстве и ремонте церквей и монастырей, формулярные списки священнослужителей, исповедные ведомости, протоколы заседаний полоцких епархиальных съездов духовенства в 1912 и 1915 гг., клировые ведомости, метрические книги церквей, духовные журналы, книги прихода и расхода церковных денег. Во время Первой мировой войны по приказу военных властей была проведена массовая эвакуация имущества белорусских церквей в Россию. Было эвакуировано богатство церкви: иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкая церковная утварь [7].

В последнее время все больше историков и священников стали уделять особое внимание изучению истории Православной церкви в годы Первой мировой войны, в своих научных статьях и монографиях.

К историографам, которые занимались и занимаются этой проблематикой, можно отнести профессора, кандидата исторических наук В. Н. Черепицу, который написал монографию «Город крепость Гродно в годы первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности» [23].

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина - А. А. Горбацкий издал книгу «Христианство» в 2 частях наиболее интересная для этого периода 2 часть (раздел 6 и 7) [5].

В 6 разделе речь идет о православной церковной жизни на белорусских землях под властью Российской империи, а в 7 разделе речь идет о Русской православной церкви и обществе накануне революции и в первые постреволюционные годы.

Определенный вклад в исследование истории РПЦ на белорусских землях в годы Первой мировой войны внесли и священнослужители. Священник Фёдор Кривонос, выделил в своем труде главу об истории белорусской православной церкви в годы Первой мировой войны (см. «Белорусская православная церковь в XX столетии») [12].

Еще один труд священника «У бога нет мертвых», в котором в первой главе есть сведения о Минской епархии в годы Первой мировой войны [14].

Также этот период изучает белорусский писатель, журналист, энциклопедист и историк Леонид Моряков, который в своем труде «Репрессованые Православные священно и церковнослужители», в котором приводит биографии репрессированных священников в годы Первой Мировой войны [17].

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории СПбГПУ А.Н. Кашеваров в 1998 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917—1922 гг.», в которой есть глава Церковь и первые мероприятия Советской власти в религиозной политике в ноябре 1917- сентябре 1918 гг. [10].

Есть и статьи о православных священниках на фронте, примером служит статья кандидата искусствоведения, доцента кафедры белорусской и мировой художественной культуры Белорусского государственного университета культуры и искусств, докторанта Белорусской государственной академии музыки – Л. А. Густовой, которая написала статью «Православное богослужебное пение на фронтах Первой мировой войны» [6] .

Могилёвский историк, доктор исторических наук Д. С. Лавринович в своей статье «Октябристы в 1917-1918 гг. к истории Витебского белорусского народного союза» приводит статистику по чрезвычайному съезду духовенства и мирян Полоцкой епархии [15].

В Могилеве 26-27 июня 2013 г. проходила VIII Международная научно-практическая конференция «История Могилева: прошлое и современность». На ней со своей статьёй «Функционирование православных монастырей в пределах Могилевской епархии в 1841-1917 гг.», выступила магистр исторических наук, старший преподаватель Полоцкого Государственного университета – Е. Н. Борун [2].

В статье приводиться статистические данные по численности монастырей и перечисление их, также приводиться количество общин в Могилевской епархии.

В этом же сборнике есть статья кандидата философских наук С. М. Восовича «Миссионерская деятельность Православного духовенства в Могилевской епархии в конце XIX – нач. XX вв. ». В статье идет речь о миссионерской деятельности и курсах, которые проходили на территории Могилевской епархии в годы Первой мировой войны [4].

Источником по данному периоду также является составленный коллективом авторов межархивный справочник «Документы по истории Православной церкви на Беларуси XVIII-XX вв.». В нем имеются сведения, в каких архивах храниться документация по истории Православной церкви в годы Первой мировой войны [7].

Также будет использована смежная литература по истории Русской православной церкви, в которой анализируются положения в епархиях и положение священников в этот период времени.

К таким книгам можно отнести труд Дмитрия Поспеловского «Русская Православная церковь в XX веке», в которой есть несколько глав освещающих изучаемый период [18].

М. А. Бабкин составил сборник по материалам и архивным документам истории РПЦ «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.». В нем есть документы и материалы, которые во время войны были приняты и составлены священниками, среди которых были и белорусские представители духовенства [1].

Курсовая работа по теме «Православная церковь на белорусских землях Российской империи в годы Первой мировой войны» состоит из введения, 2 глав, приложения, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1

Положение и основные направления деятельности Русской православной церкви на белорусских землях в 1914-1916 гг.

К началу XX в. территория Беларуси входила в состав Российской Империи. Официально на территории Российской империи к 1914 г. было 117 миллионов православных христиан, которые проживали в 67 епархиях, управляемых 130 епископами, и более 50000 священников и дьяконов служили в 48000 приходских храмах. В ведении Церкви находилось 35 тысяч начальных школ и 58 семинарий, около 1000 монастырей в которых было 95 тысяч монашествующих.

В пределах Беларуси насчитывалось 5 епархий: Минско-Туровская, Полоцко-Витебская, Литовско-Виленская, Гродненско-Брестская и Могилевская-Мстиславская. Каждая епархия имела кафедру викарного епископа: в Ковне, Белостоке, Слуцке, Гомеле и Двинске.

По сведениям 1914 г. в границах названных епархий действовало 3552 церкви, 470 часовен и 35 монастырских обителей. Действовало также 4 духовные семинарии в Минске, Вильно, Могилеве и Витебске.[12, 18, 21].

Первый год войны сопровождался ростом патриотических настроений на белорусских землях Российской империи, во всех храмах служились молебны о даровании победы русским войскам. Шёл сбор пожертвований на военные нужды.

Православная церковь в 1914 г. занимала важное положение, выступая объединяющей, цементирующей русское общество духовно-нравственной силой. В годы Первой мировой войны Православная церковь находилась в не очень хорошем положении. Дело в том, что на рубеже XX века происходило заметное «расцерковление» русского общества. Народ проникался революционными идеями и ложными ценностями, общество все более становилось атеистическим. Православная церковь подвергалась необоснованным нападкам, критике, а авторитет ее умышленно принижался.

В годы войны многие светские газеты критиковали духовенство, что оно мало жертвует и ничего не делает. В таких условиях церкви приходилось нести свой крест жертвенного христианского служения страждущему Отечеству.

В годы Первой мировой войны церковь выступала не только как духовный институт, но проявила себя и в патриотической деятельности церковных учреждений и организаций. С первых дней войны Святейший Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества [11].

Минская епархия.

К 1912 г. для улучшения церковного управления в приходах Минско-Туровской епархии было создано Слуцкое викариатство. К началу Первой мировой войны в епархии было 4 мужских, 2 женских монастыря и 566 приходских церквей. Общая численность церквей, включая соборные, приписные и домовые, составляло 1230. Кроме церквей в епархии насчитывалась 101 часовня. Всего же в Беларуси, я повторюсь, к этому времени насчитывалось 3552 церкви и 470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей [24].

Кафедру в Минской епархии возглавлял в 1912-1916 гг. Митрофан (Краснопольский). Должность Слуцкого викария возглавлял Иоанн (Помер).

Огромное влияние на социальную жизнь, в том числе церковную, оказала Первая мировая война, начавшаяся в августе 1914 года.

В результате наступления, предпринятого немецкими войсками, через год после начала войны, линия фронта отрезала от Минской епархии почти всю территорию Новогрудского уезда, почти всю Пинского и небольшую часть Слуцкого уездов. На оккупированной немцами территории оказалось 82 уезда. Служившее в них духовенство, «...гонимое ужасами смерти и истязаний, оставив на месте годами скопленное имущество, вынуждено было... искать приюта в других городах и сёлах, куда не дошла военная гроза» [13].

Огромная волна беженцев с западных белорусских земель Российской империи были вынуждены оставить свои дома и эвакуироваться подальше от боевых действий . По подсчетам Федора Кривоноса, покинули свои дома около 1,1 до 1,3 миллионов уроженцев западных земель Российской империи.

«Сентябрь 1915 г. для Минска был месяцем ужасов и кошмарно-тяжёлых переживаний... Хлынула стотысячная волна беженцев... Все пути к Минску были заполнены ими... Среди них много было лишений, нищеты и горя... Приходилось видеть оставленных своими родными на произвол судьбы беспомощных стариков и стариц. К июлю 1916 г. в Минской епархии осело около 130000 беженцев. Церковь не осталась в стороне от их нужд и бед. В монастырях и духовных учебных заведениях для раненых открывались лазареты, для обездоленных - приюты. Голодающих старались не оставить без куска хлеба» [13].

В Минске при духовной семинарии находился Серафимовский лазарет. В это время семинария проявляла себя в патриотической деятельности.

«С первых дней войны практически всё общество было охвачено единым порывом патриотизма. Движимые патриотизмом жители стали проявлять особую активность к пожертвованиям на нужды фронта, и особенно в оказании помощи раненым воинам. В этом общем порыве и среди педагогического персонала русских духовно-учебных заведений появилось стремление, не довольствуясь «случайными пожертвованиями на Красный Крест и другие подобные организации», как-либо сорганизоваться для оказания совместной посильной помощи раненым» [20].

Выразителем патриотизма среди педагогов стал ректор Петроградской духовной академии Ямбургский епископ Анастасий (Александров). Он по поручению председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) вошел 12 августа с особым представлением в Синод. Там Анастасий докладывал, что до него дошли сведения, что служащие духовно-учебных заведений предлагают оборудовать на свои собственные денежные средства оборудовать эвакуационный лазарет, который был бы рядом с фронтом. Ввиду этого епископ Анастасий просил Синод об учреждении специального комитета Красного Креста духовно-учебных заведений по оказанию помощи больным и раненым воинам российской армии.

Активно шел поиск подходящего места и помещения для лазарета для этого епископ Анастасий вошел в переписку с Литовским архиепископом Тихоном (Беллавиным) о предоставлении под лазарет помещений Литовской духовной семинарии, а также с настоятельницей Красностокского монастыря игуменьей Еленой и другими лицами. Владыка Тихон отозвался на просьбу, но ввиду того, что его уже была занята под госпиталь, и предложил передать под Серафимовский лазарет свой архиерейский городской дом в Вильно. Игуменья Елена предложила: большое трехэтажное здания, церковно-учительской школы, с хорошим освещением и водопроводом.

Свое предложение сделал и ректор Минской духовной семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий. Он известил комитет, что его Минская семинария, без ущерба для учебного процесса, готова разместить в своем здании лазарет на 100 кроватей, и, если возникнет необходимость, может предоставить дополнительно часть квартир служащих. Оборудование лазарета в стенах Минской духовной семинарии было начато уже 14 августа, а открытие намечено на 1 сентября. Однако открытие лазарета было отложено на более поздний срок из-за военных событий. Подготовительные работы по размещению Серафимовского лазарета были завершены только к 6 сентября 1914 г.

Походный санитарный лазарет духовно-учебных заведений Российской империи им. Серафима Саровского отправился из Петрограда с особым поездом в Минск. И уже к вечеру 11 сентября отряд Серафимовского лазарета прибыл в Минск, а 17 сентября в здании Минской духовной семинарии состоялось торжественное открытие и освящение лазарета. Молебен и чин освящения совершил Минский епископ Митрофан (Краснопольский).

На молебне присутствовали уважаемые люди города: викарий Минской епархии Слуцкий епископ Феофилакт (Клементьев), командующий войсками Минского военного округа Рауш-фон-Траубенберг, Минский губернатор А.Ф. Гирс, вице-губернатор Н.С. Ченыкаев, губернский предводитель дворянства А.С. Долгово-Сабуров, врачебный инспектор С.Н. Урванцов, ректор семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий, инспектор А.М. Панов и др.

Потребность в лазарете, как докладывал в Петроград главный врач иеромонах Николай, была необходимой, поэтому лазарет был развернут не на 50, а на 75 кроватей. Семинарские помещения допускали возможность еще расширить его по необходимости и до 150 кроватей. В этот период лазарет имел семь палат с койками для больных и раненых, операционную, перевязочную, аптеку, кладовую, две столовые, ванную комнату и помещения для врачей, санитаров и сестер милосердия. Администрация семинарии предоставила лазарету 85 кроватей, 100 матрасов, 202 подушки, 40 ночных столиков. Все остальное: шкафы для инструментов, операционные столы, кипятильник, кровати для офицеров и прочее, было приобретено на средства комитата.

Вместе с врачебной деятельностью руководство Серафимовского лазарета и семинарии стремилось проявлять заботу и о духовной жизни раненых воинов, обращая также внимание на организацию их досуга и отдыха. В день памяти преподобного Серафима Саровского 2 января 1915г. было причащено 73 раненых. Вечером для них было устроено чтение со световыми картинами и концерт учеников образцовой школы.

К августу 1915 г. была захвачена значительная часть белорусских земель. Из-за стремительного продвижения немецких войск Серафимовский лазарет вынужден был эвакуировать всех находившихся раненых и согласно полученным приказаниям спешно начал готовиться к эвакуации. 13 сентября лазарет был эвакуирован из Минска в город Бородино Московской губернии.

После того как фронт на белорусских землях стабилизировался, лазарет 21 декабря 1915 г. вернулся в Минск. Здание, где находился лазарет, до эвакуации было фактически разрушено: «почти все электрические провода были оборваны, в окнах было выбито более 100 стекол, через разбитые окна в помещения нанесен снег, стены оказались в разрушенном состоянии». В семинарской церкви также были следы сильного разрушения: стекла выбиты, штукатурка отпадала, электрическая арматура разбита, иконостас отставал от своего места и был несколько поврежден, церковные облачения и утварь отсутствовали. Несмотря на все трудности, Серафимовский лазарет 1 марта 1916 года уже развернулся на 150 кроватей: 5 для офицеров и 145 для нижних чинов. Когда именно Серафимовский лазарет прекратил свою деятельность и покинул стены Минской духовной семинарии точно неизвестно. Существовал Серафимовский лазарет до конца 1917 г. [20].

Гродно-Брестская Православная церковь.

Одним из главных источников является Гродненские епархиальные ведомости. В номере от 24 июля 1914 г. было опубликовано «Обращение Святейшего Синода к чадам Русской православной церкви и Обращения Святейшего Синода к верующим Российской Православной Церкви» (Приложение А, Б)

В связи с манифестом от 20 июля 1914 года Святейший Синод определил

для православного духовенства проведение следующих мероприятий:

1) Высочайший манифест обнародовать прочтением после божественной литургии в городах и селах;

2) при обнародовании Манифеста совершить молебствия к Господу Богу, вседневные молитвы о победе над врагами;

3) во всех церквах приносить молитвы Господу Богу о даровании победы христолюбивому воинству;

4) призвать монастыри, церкви и православную паству к пожертвованиям на врачевание раненых и больных воинов, на вспомоществования семействам лиц, призванных на войну;

5) во всех церквах установить особые кружки для сбора пожертвований в пользу Красного Креста и семейств, пострадавших от войны;

6) призвать монастыри, общины и все духовные учреждения к отводу помещений под госпитали, а также к подысканию к подготовлению способных и благонадежных лиц для ухода за ранеными и больными воинами… [20].

Синод постановил также – «поручить епархиальным преосвященным сделать распоряжения о немедленном образовании в каждом приходе особых попечительских советов о семьях лиц, находящихся в войсках». В ответ на это последовало обращение архиепископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова), озаглавленное «Пастырям и пастве Гродненско-Брестской благодать и мир от Бога Господа нашего Иисуса Христа». (Приложение В)

После объявления войны к православным христианам и духовенству Гродненщины обратилось с воззванием Гродненское Софийское православное братство, подпись под ним поставил почетный председатель архиепископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков). В воззвании Михаил пишет, что «нужно помогать семьям призванных воинов, которые остались без кормильцев», также обратился к Софийскому братству, чтобы они оказали поддержку войнам теплым словом, нравственным влиянием и чтобы они внушали, что в настоящую тяжелую годину святая обязанность – работать не только на себя, но и на пользу ближних [23].

Реагирования церковных Гродненских властей и духовенства на царский манифест и обращения Священного Синода нашло отражение в разделе «Хроника» епархиальной газеты (Приложение Г).

За содержанием епархиальной хроники скрывались драматические события, о которых поведал могилевчанин Георгий Шавельский. Он рассказал о том, что 20 июля 1914 г. Гродненский архиепископ Михаил с духовенством отслужил на площади молебен перед вынесением на площадь святыни - Коложской иконы Божьей Матери.

Через два дня были совершены Божественная литургия и молебен в кафедральном соборе архиепископом Михаилом и епископом Владимиром в сослужении духовенства города Гродно. На нем присутствовало большое количество народа, военных и гражданских властей. Молебны и литургия в Гродненских соборах и церквях осуществлялась ежедневно.

Еще за день до Высочайшего Манифеста 20 июля 1914 г. начался массовый выезд беженцев. С Гродненских вокзалов уезжали: рабочие, военные, духовенство, чиновники и предприниматели [23].

В начале августа 1914 г. архиепископ Михаил и епископ Владимир посетили и благословили Коложанским чудотворным образом Божьей Матери форты Гродненской крепости. 3 августа епископ Владимир совершил Божественную литургию о даровании победы в кафедральном соборе и совершил освящения госпиталя «Добровольного санитарного отряда Гродненской крепости».

5 августа 1914 г. архиепископ Михаил в сослужении соборного духовенства совершил всенощное бдение. На следующий день в праздник Преображения Господня совершил литургию с освещением плодов. С благословения архипастыря, по прочтении Евангелия, было сказано поучение с приглашением к пожертвованиям в помощь раненым воинам в пользу семейств запасных чинов.

Епископ Владимир 5-6 августа совершил богослужение в Красностокском женском монастыре. Там он благословил крестиками уходивших на войну полкового священника, офицеров и нижних чинов.

В первой половине августа 1914 г. Гродненская духовная консистория проводила сбор пожертвований на создание и укрепления Российского воздушного флота на территории всей Гродненско-Брестской епархии. 15августа в праздник Успения Божьей Матери, архиепископ Михаил совершил в соборе Божественную литургию с освящением в конце литургии семян и цветов.

Связи с тяжелым положением на фронте духовенство не собиралось покидать город, но поступил на это губернаторский приказ. Епархиальное управление с 1 сентября 1914 г. временно было переведено в город Слоним. Архиепископ Михаил не захотел покидать Гродно и поручил Белостокскому епископу Владимиру, временное руководство делами Епархиального управления.

8 сентября Гродно посетил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский, который посетил раненых в местных лазаретах и на фронте (Приложение Д).

В конце сентября 1914 г. архиепископ Михаил после Божественной литургии отслужил благодарственный молебен за дарование славной победы над врагами.

Владыка Михаил в начале октября посетил раненых и больных воинов в казармах Кобринского полка. Там он совершил молебен об исцелении раненых и больных, окропляя их святой водой, благословляя всех крестиками, иконками. Там он еще раздавал религиозно-нравственные и патриотические издания.

В день тезоименитства (именин) цесаревича Алексея в кафедральном соборе была совершена Божественная литургия, а затем молебен Святителю Алексию. В соборе молились войска во главе с комендантом крепости и начальником губернии, представители военных и гражданских властей и много богомольцев». С отходом немецких войск стало значительно спокойнее. Стали возвращаться в Гродно из Слонима и из других мест эвакуации правительственные учреждения и покинувшие в первые дни войны жители города. К 6 октября возвратились в Гродно члены духовной консистории. А уже на следующий день, она возобновила свою работу в обычном режиме.

В день чудесного спасения царской семьи при крушении их поезда на станции Горки 17 октября, в кафедральном Софийском соборе архиепископом Михаилом был совершен благодарственный молебен. Вместе с ним его служили представители городского духовенства. Молебен проходил в присутствии: военных, местных властей и народа.

После Божественной литургии, которая была 25 октября, епископ Белостокский, викарий Гродненской епархии Владимир с помощью соборного причта в Софийском соборе совершил панихиду об упокоении солдат, которые погибли на поле боя.

В начале ноября 1914 г. Гродно посетил религиозный царь Николай II вместе со своей семьей. В городе готовились к его приезду и даже стали составлять предполагаемую программу, в которую обязательно должно было быть включено посещения собора и госпиталя, и Николай II прибыл в Гродно в 10 часов утра и сразу со станции он посетил собор, где его приветствовал архиепископ Михаил Гродненский. После собора он посетил раненых в крепостном лазарете и лазарете местной общины Красного Креста. Николаю II был предоставлен доклад о состоянии Гродненской губернии, в котором представлены сведения о церкви и о жителях по вероисповеданию. К 1 января 1914 г. : жителей 1909824 человек, среди которых, православных 1021082 человек, римо-католиков - 508817 человек, протестантов - 12448 человек, евреев - 364577 человек и магометян - 2900 человек. Число православных храмов - 614, римско-католических костелов - 108 [23].

С 9 по 20 ноября 1914 г. во всех храмах города совершались Божественные литургии и слушались молебны о даровании победы русскому и союзному оружию, а на следующий день в Добровольном крепостном госпитале для раненых воинов был дан концерт духовных, светских и патриотических песнопений.

Также проходило посещение раненых в конце ноября 1914 г. в лазарете «Пермской губернии». В казармах Петрозаводского полка города Гродно их посещал архиепископ Михаил [22].

Начиная с осени 1914 г. в Гродно местные власти, и духовенство приложили немало усилий по оперативному распространению брошюр: «Великая война» (14986 экземпляров), «Наша Слава» (15000 экземпляров), «Три месяца войны» (15000 экземпляров), «Как немцы обращаются с русскими пленёнными» (15000 экземпляра) и другие. Понимая какую огромную помощь, может оказать церковь, Гродненский губернатор В. Н. Шибеко 30 августа 1914 года обратился с письменной просьбой к архиепископу Гродненскому Михаилу (Ермакову) о «желательности, чтобы приходские священники взяли бы на себя труд в собеседовании с прихожанами, знакомить их с содержанием распространяемых изданий». На следующий день архиепископ Михаил дал ответ, что он не имеет ни каких препятствий по предложению, и уже дал распоряжение приходским священникам о распространении среди городского и сельского населения брошюр и кратком изложении в доступной форме о военных действиях армии [23].

В 1914 г. духовенство вело борьбу с главным злом человечества - пьянством. В первую неделю войны Святейший Синод предписал епархиальному начальству сделать запрет на торговлю вином по выходным дням (воскресеньям и праздничным дням). По этому поводу на страницах «Гродненских губернских ведомостей» высказался архиепископ Михаил, который запретил: открывать винные лавки, продажу спиртных напитков, включая пиво и виноградные вина в казенных и частных лавках. Спиртное разрешалось продавать только в первоклассных ресторанах [23].

По свидетельству духовенства в январе 1915 года на Гродненской земле было сравнительно спокойно. Русские войска удерживались под Летценом в Восточной Пруссии. Но ближе к лету 1915 г. началась эвакуация церковнослужителей, 10 августа погрузили имущество консистории, архиерейского дома, кафедрального Софийского собора, прочих церквей города.

11 августа 1915 г. с последним пассажирским поездом уехала часть духовенства, а остальная часть с архиепископом Михаилом 12 августа выехала с санитарным поездом крепостного лазарета Кайгородовой. В Гродно остался только один иеромонах Митрофан (в Борисо-Глебском монастыре) и соборный диакон Петр Ставинский.

К 20 августа немцы заняли Гродно. Церковное и консисторское имущество из Гродно перевозилось в Москву. Церковное имущество разместили в подвале храма Василия Блаженного на Красной площади. Архив консистории размещался в Андрониевом монастыре, а сама консистория была размещена в епархиальном доме (Лихов переулок).

Архиепископ Михаил и епископ Владимир разместились в митрополичьих комнатах Чудова монастыря. Около 20 священников города Гродно (протоиерей Корчинский, протоиерей Дедевич, протоиерей Гаварин, священник Баньковский, протоиерей Константинович, протоиерей А. Лечицкий, священник Тиминский и другие) поместились в Москве, где находилась до эвакуации 1917 года [23].

Полоцко-Витебская епархия

Полоцко-Витебская епархия является самой древней на белорусских землях Российской империи. Она возникла в 992 году. Касаемо данного периода в 1913 году учреждено викторианство Полоцкой епархии. Место пребывания викарного епископа город Полоцк, а его титул епископ Двинский. К 1914 г. в Полоцко-Витебской епархии приходских и приписных церквей было 546, из них приходских и соборных- 304, часовен-235. В епархии также существовали мужские монастыри: Витебский Марков, Полоцкий Богоявленский, Невельский Преображенский и женские – Вербиловский Покровский, Спасо-Евфросиниевский с приписным Борисоглебским в Полоцке и Тадулинский Успенский [5].

В 1913 г. в Витебской губернской типографии была издана брошюра «Чудесныя знамения от святых мощей Преподобной Ефросиньи Полоцкой», составленная священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным. В нее были включены рассказы о чудесной помощи преподобной из монастырской летописи. С 1913 г. в Полоцкой епархии закрепилась традиция принесение мощей преподобной Евфросинии, которая длилась до закрытия Полоцкой обители в 1924 году.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта последовало распоряжение Священного Синода эвакуировать мощи преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Эвакуация производилась в срочном порядке. Вместе с мощами преподобной в Ростов отправились сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с настоятельницей игуменьей Еленой (Волковой). До Витебска святыню сопровождал Преосвященный Елевферий (Богоявленский), епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 8 сентября вечером святые мощи специальным поездом прибыли в Витебск. С вокзала в кафедральный собор их несли священнослужители крестным ходом при участии множества богомольцев. Вечером 8 сентября мощи преподобной специальным поездом прибыли в Витебск, где ночью епископ Елевферий отслужил молебен. На следующий день был совершен крестный ход, возглавляемый епископом Полоцким и Витебским Кирионом (Садзегелли), он направлялся к железнодорожному вокзалу. Там Преосвященные Кирион и Елевферий в сослужении городского духовенства совершили молебен у мощей святой.

Рака с мощами (кипарисовый гроб) была перенесена крестным ходом в Николаевский собор, где при огромном количестве народа непрерывно совершались молебны над мощами Ефрасиньи, 10 сентября святыня была отвезена священнослужителями на вокзал для следования в Ростов. Мощи преподобной в сопровождении епископа Кириона и игуменьи Елены (Волковой) отбыли из Витебска в Ростов. По прибытии в Ростовский Авраамиев монастырь, где нашли приют и полоцкие сестры, мощи преподобной Евфросинии были помещены в Богоявленском монастырском соборе близ мощей преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца. Из архивных документов известно, что в 1916 году предполагалось возвратить мощи Ефрасиньи из Ростова в Полоцк, но осуществить это желание не удалось по причине событий, связанных с революцией, Гражданской войной и последующими репрессиями, массовыми арестами верующих [19].

Также существовала Витебская духовная семинария, которая была закрыта в 1918 году. Но до закрытия в августе 1914 года от студентов семинарии стали поступать прошения об отчислении их из семинарии с целью поступления на военную службу. Одни из воспитанников поступили в юнкерские училища, другие прямо вступили в ряды войск. Число ушедших семинаристов составило 10% от количества обучающихся в семинарии, а если из общего состава вычесть воспитанников 14–16 лет, не подходящих по возрасту, то число желающих послужить Отечеству было больше – 15% [8].

Могилевско-мстиславская епархия

Могилевская епархия существует с 1633 года. До присоединения Беларуси к Российской империи в 1772 г. эта епархия называлась Белорусской, а ее епископы носили титул: «Епископ Оршанский, Мстиславский и Могилевский». К 1795 г. она была переименована Святейшим Синодом в Могилевскую и Полоцкую. С восстановлением Полоцкой епархии Могилевскую епархию переименовали в Могилевскую и Мстиславскую. Это название епархия имела до конца своего существования, то есть до разрушения церковной жизни после 1917 г. [16].

«В начале XX века число монастырей в Могилевской епархии стабилизировалось и составило 14 общин. Функционировали мужские монастыри: Могилевский Братский Богоявленский, Белыничский Рождество-Богородицкий, Пустынский Успенский, Оршанский Покровский, Оршанский Богоявленский, Неклюдовский Борисоглебский, Охорский Преображенский; женские– Оршанский Успенский, Буйничский Свято-Духов, Чонский, Мстиславский Тупичевский Свято-Духов, Мозоловский Вознесенский, Барколабовский, Макарьевский» [2].

К 1912 г. в Могилеве было церквей – 816; часовен - 34; монастырей - 14 (6 женских); духовная семинария, 4 духовных училища, женское училище духовного ведомства, 1017 церковных школ; больниц - 96, богаделен – 285 [16].

При архиерейском доме в Могилеве существовал небольшой Преображенский монастырь. До 1920 г. в городе находилось 29 церквей и кафедральный собор. Незадолго до войны 1914 г. была открыта кафедра викарного епископа в г. Гомеле. Викарный епископ именовался Гомельским. Архиереем в этот период был Константин (1911-1919). В епархии было 13 монастырей, 7 мужских и 6 женских. Монастыри мужские: Могилевский Преображенский, Могилевский Братский, Белыничский Рождественско-Богородичный, Пустынский Успенский, Оршанский Богоявленский, Неклюдовский Борисоглебский, Охорский Преображенский; женские: Оршанский Успенский, Буйничский Свято-Духов, Барколабовский Иоанно-Предтеченский, Мазолевский Вознесенский, Тупичевский Свято-Духов, Чонско-Макарьевский недалеко от Гомеля. Соборных, приходских и приписных церквей в епархии 764, из них приходских 541, часовен – 34 [16].

Литовско-Виленская епархия

К 1910 г. в епархии насчитывалось 399 церквей, из них приходских 205, часовен 58. И это с учетом того, что в 1900 г. от Виленской епархии отошла территория Гродненской губернии.

Наши рекомендации