Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера функционирует в соответствии с Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанным в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп в целях совершенствования функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения взаимодействия МЧС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанное положение определяет назначение, принципы построения, структуру системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Функционирование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций обеспечивается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.
Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой па потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.
Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций обеспечивается оперативной и прогностической информацией о состоянии окружающей среды, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, снежные лавины и т.д.), а также о загрязнении различных сред обитания и объектов в соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2000 г, № 622, Росгидрометом, Минприроды России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информация о состоянии потенциально опасных объектов и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера направляется в организации системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных и территориальных органов МЧС России федеральными органами исполнительной власти в части их касающейся.
Порядок функционирования системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяется в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794).
Функционирование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
На федеральном уровне организационное руководство деятельностью системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляет Всероссийский центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Центр «Антистихия»).
На региональном уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляют создаваемые в установленном порядке региональные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На территориальном уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций осуществляют создаваемые в установленном порядке территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти в рамках системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 128, а также на основании соглашений, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для функционирования системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приказом МЧС России от 20.09.2005 г. № 696 утверждено Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положение определяет назначение, основные задачи, состав сил и средств, порядок деятельности функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема) и организацию взаимодействия в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Положением, функциональная подсистема предназначена для:
организации и проведения работ по заблаговременному выявлению источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
определения возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и характера их развития;
выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
выработки рекомендаций по предупреждению, предотвращению и локализации чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий.
Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами функциональной подсистемы являются:
организация мероприятий по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, контроль, организационное и методическое обеспечение сети наблюдений и лабораторного контроля – СНЛК;
разработка мер и оценка эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выполнение целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оперативный контроль за ходом работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Деятельность функциональной подсистемы осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
На федеральном уровне организационное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляет МЧС России, а методическое руководство и координацию деятельности функциональной подсистемы осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России.
На межрегиональном уровне организационное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а методическое руководство и координацию деятельности функциональной подсистемы осуществляют региональные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
На региональном уровне организационное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляют органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации), а методическое руководство и координацию деятельности функциональной подсистемы осуществляют территориальные центры (подразделения) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Функциональная подсистема обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках РСЧС оперативной и прогностической информацией о состоянии окружающей среды, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, снежные лавины и т. д.), а также о загрязнении различных сред обитания и объектов в соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 622.
Информация о состоянии потенциально опасных объектов и вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера направляется в организации функциональной подсистемы межрегиональных и региональных территориальных органов МЧС России федеральными органами исполнительной власти в части, их касающейся, в соответствии с Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483.
Обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти в рамках функциональной подсистемы осуществляется в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 14 февраля 2000 г. № 128 «Об утверждении положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также на основании соглашений, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для деятельности функциональной подсистемы.