Экономической основой идеологии белорусской государственности является белорусская экономическая модель
Экономика – главная сфера общественной жизни., материальный фундамент общества., ее состояние, способность к постоянному развитию, самообновлению, внедрению достижений научно-технического прогресса прямо непосредственно влияет на развитие социальной, политической и духовной сфер жизни общества, на обеспечение его безопасности, основа стабильности общества.
Под экономикой понимается либо совокупность производительных сил общества и производственных отношений (способ производства), либо только производственные отношения
Экономическая сфера жизни общества – объект комплексного научного познания и управления.
Целый ряд важнейших аспектов экономической жизни общества находится в поле зрения социологии, социальной психологии, кибернетики, математики и др. наук. В целом любое проявление человеческой жизнедеятельности может быть отнесено либо к экономической, либо к духовной по своему содержанию. Но поскольку то или иное общественное отношение политически значимо, оно включается в сферу политических отношений и интересует представителей современной политологической науки. Поэтому, если науки экономического направления изучают преимущественно связи, процесса, закономерности, внутри элементов экономической системы, то ее связи с другими сферами общественной жизни (прежде всего социально-политической), ее социальные функции, роль в целостном процессе развития общества изучаются современной социологией и политологией. Для того, чтобы не допустить стратегической ошибки в выборе экономической модели как экономической основе идеологии белорусской государственности необходимо иметь ясные представления о динамике противоречия между человеком политическим и экономическим в посттоталитарных обществах, ибо от понимания политического и социально-гуманистического смысла и значения экономических решений в значительной степени зависит успех реформирования всей системы общественных отношений.
Экономическая политика – составная часть политики государства; это совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий, с помощью которых определяются принципиальные направления развития экономики и осуществляется воздействие на экономические отношения в обществе.
Между чем и чем сегодня приходится делать выбор нашему народу при разработке идеологии белорусской государственности? В переходные периоды как никогда остро сталкиваются две парадигмы политического мышления: социологическая и антропологическая первая ориентирует весь процесс государственного строительства на учет новых назревших потребностей общества, новых государственных интересов и т.п. вторая означает строительство согласно незыблемым принципам, соответствующим «природе человека» (незыблемая собственность, незыблемые права и свободы и т.п.) именно так строили свою республику отцы – основатели США. Не случайно, конституция, которую они приняли 200 лет назад, служит до сих пор.
Характерной особенностью такого подхода является то, что он фиксирует не возможности, а границы (все, что не запрещено, позволено). В основе границ лежит не изменчивая государственная польза, а неизменные принципы бытия человека в мире в качестве автономного, неподопечного и самодеятельного.
В таком обществе деятельность институтов постоянно тестируется по критерию соответствия индивидуальному благу, что конкретизируется как воля избирателя и воля потребителя. В обществе законодательно запрещено все то, что грозит подменой этой антропологической реальности социологическими химерами вроде «общего блага», «общей воли» «общего интереса» и т.п.
Опыт свидетельствует, что оба важнейших механизма современного цивилизованного общества – рынок и парламентская демократия – основаны на безусловном доверии к обыденному сознанию рядового гражданина. Возьмем экономику и сравним два противоположных способа ее регуляции – «госплановский» и рыночный. Система госплана была представлена десятками тысяч профессионалов, вооруженных специальными знаниями, многолетним опытом и великим учением. Их задача – определить на основе рафинированного анализа «оптимальные» отраслевые и межотраслевые пропорции, обеспечить ту планомерность и пропорциональность развития, которая признана одним из главных экономических законов социализма. А что является законом рынка? Рынок требует безусловного подчинения производителя воле потребителя – той самой прихотливой, изменчивой, внутренне несогласованной воле, которая представлена несметным количеством разнообразных покупателей и заказчиков, большинство из которых понятия не имеют о великих экономических законах и оптимальных народнохозяйственных пропорциях. И однако, как показывает мировой опыт, в том числе наш, катастрофический, именно эта «слепая» воля неорганизованных масс потребителей, эта «невидимая рука» рынка содержит в себе несравненно больший экономический смысл, чем всевидящий госплан. Реальный общественный продукт – это продукт, затребованный потребителем. Реальные деньги – это деньги, добровольно уплаченные потребителем на свободном рынке товаров и услуг. Все остальные «товары» и «деньги» ни деньгами, ни товарами на самом деле не являются.
Что же принципиально нового вносит свобода- творчество «дикого рынка»? Она преодолевает последние бастионы социологического натурализма всюду и в частности в экономике, демонстрируя, что основным богатством общества является творческая свобода человека. Рабы тоталитарных режимов не покладая рук делали муравьиную работу, но воздвигнутые ими монументы – каналы и дамбы, БАМЫ и повороты рек – все это находится по ту сторону и мира Богатства и мира Красоты.
Чем больше в гражданском обществе автономно действующих субъектов, тем больший круг проблем оно способно охватить своим вниманием, тем успешнее наполняется конкретным вещественным содержанием мир, обретая человеческое лицо. С этим связан современный бум мелкого предпринимательства на Западе. Речь идет о бесконечном множестве альтернативных экономических проектов, которые выдвигают венчурные фирмы, осваивая новые рынки, ресурсы, технологии. Как пишет один итальянский экономист в стране, которая всегда была бедна природными ресурсами, общество сумело произвести в изобилии один продукт – предпринимательство, который с течением лет стал фундаментальным ресурсом. (Басетти П. Плюрализм в экономике и развитие общества // Мировая экономика и международные отношения, 1990, N 12, с. 90).
Моносубъектный характер тоталитарных обществ, где все решения принимаются центральной властью, порождает особого рода дальтонизм: огромное множество проблем, затрагивающих повседневную жизнь людей не замечается и остается бесхозным. В этом контексте становится ясным, в чем политологический анализ противоположен «материалистической теории общества»: если последняя имеет целью развенчать претензии субъектности, указав на лежащую в основе «объективную необходимость», то он, напротив, дезавуирует объективную бесхозность, открывая субъекта- потенциального носителя новых решений.
Наша командно-административная система семьдесят лет билась над проблемой: как сделать систему предписаний полной и всеохватывающей – такой, которая бы сделала работу миллионов чисто исполнительской, «претворяющей в жизнь» верховные замыслы бездарей и серостей. Иными словами, она озабочена тем, как уменьшить риск от человеческого присутствия в мире. Заменив субъекта соответствующим «механизмом». В результате хаос нарастает, ибо бесконечный мир не может уложиться в конечную систему предписаний. Принципы самодеятельного гражданского общества реализуется посредством другой, партнерско-субъектной стратегии: через поиски свободного другого, способного осуществить деятельность, которая почему-либо не дается мне (одновременно заинтересовав его тем, в чем я сам творчески неповторим).
Сегодня разбираясь в том, почему так трудно преодолеваются последствия коммунистического маразма, необходимо иметь в виду и следующее:
Речь идет о «сентиментальности» тоталитаризма, демонстративное человеколюбие которого опиралось на принципы опекунства «нищих духом», и о «жестокосердии» демократии, оставляющей человека неподопечным обязанным отвечать за свою судьбу.
Другой парадокс включает не меньший соблазн, которому тоже поддались наши отцы и деды. Принцип тоталитаризма в чем-то сродни принципам «потребительского общества» и «цивилизации досуга»; он также требует «неангажированного» национальной историей и культурой человека и так же преподносит ему это как своего рода эмансипацию. Подопечный индивид тоталитарного государства вначале ощущает не опеку, а освобождение. Это «эмансипаторство идет от революционаристкого государства, которое, отвергнув все стесняющие власть нормы, освобождает от них и индивида, объявив ему, что отныне ему «все позволено», что никакие законы, божеские и человеческие, ему не указ, ибо у него есть только один, высший хозяин- авангард всего человечества. Индивиду позволено, и прямо вменено в обязанность, за разрешением любых проблем и коллизий обращаться прямо к высшей власти, которая никому в рамках прежнего гражданского общества не делегирует своих полномочий, управляя прямо и непосредственно, превращая, таким образом, все вопросы в политические и идеологические.
Как писал В.И. Ленин в статье «О задачах наркомюста в условиях новой экономической политики», «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Отсюда расширить применение государственного вмешательства в «частно-правовые» отношения; расширить право государства отменять «частные договора», Ставится задача применения не традиционных юридических норм а революционного правосознания.
Ленин фактически выдвигает концепцию политического человека как доминирующего социального типа посткапиталистической эпохи. С этим связан и провозглашенный им примат политики над экономикой. Дадим определение политического человека:
Это особый общественно-исторический субъект, перемещающий решение социальных проблем из сферы гражданских отношений в сферу государственно-политических. Готовность делать это основывается у него на следующих мировоззренческих предпосылках:
1. Мир гражданского общества пребывает «во зле»; здесь действует» закон джунглей, где побеждают хищники и нравственные выродки. Отношения людей в гражданском обществе являются игрой с нулевой суммой: победа одних означает поражение других. Обогащение первых – разорение и обнищание вторых.
2. Презумпция «конца истории» (предистории), кануна «величайших событий», призванных дать развязку всех накопленных человечеством проблем.
В рамках такой временной перспективы политический человек и затевает свою борьбу с вековыми порядками гражданского общества – борьбу, которая во всякое другое время выглядела бы авантюрой. Отсюда ощущение краткости отпущенных сроков («завтра будет поздно»). Система исторических ожиданий человека политического представляет сочетание непомерных возможностей данного момента и непомерности, необратимости потерь, если шанс будет упущен.
3. Перераспределительная презумпция.
Восприятие человека политического в чем-то сродни люмпенскому: глядя на мир гражданского богатства глазами зависти и презрения, – как на чужое и незаконное, он не видит в нем ценности. Как всякое чуждое богатство, оно представляется чем-то сугубо вещным, не имеющим социальных и моральных предпосылок: трудолюбия и квалификации, хозяйственной инициативы и бережливости. Богатство выступает как свалившееся на голову «этим бездельникам и кровопийцам» и, главное, неисчерпаемым; в нем, таким образом, просматриваются неограниченные перераспределительные возможности.
Общество остается стабильным, пока стабильны массовые притязания. Обычно это связано с сословным делением. В сословных обществах люди разбросаны по разным социальным нишам: каждый осваивает нормы и эталоны поведения в рамках своей социальной группы и потому возможности и притязания, как правило, совпадают. Крестьянин или ремесленник получают повод для неудовлетворенности, если они отстают от уровня, принятого в их среде, но им не взбредет в голову сравнивать свое положение с теми, кто находится заведомо выше их на социальной лестнице: такого рода различия не актуализируются в общественном и индивидуальном сознании в качестве проблемы. Общественная стабильность нарушается в двух случаях: либо в результате демографического бума, грозящего снижением абсолютного уровня жизни в условиях прежней производительности общественного труда, либо тогда, когда сословные перегородки рушатся и возникает новая, эксгрупповая психология, связанная с активным заимствованием низшими группами стандартов жизни высших. В этих условиях возможны две стратегии: насильственное перераспределение богатств путем социально-политической революции или ускоренное приращение их путем использования достижений НТР.
Первая стратегия обещает скорый, но краткосрочный эффект, вторая – менее быстрый, но стратегически более оправданный. Первая соответствует перераспределительной «демократии равенства», вторая – «демократии свободы», так как без гражданских свобод, без гарантий частной собственности и правовых гарантий личности НТР невозможна.
Неоконсервативная теория оценивает историю ХХ века как встречу этих двух альтернатив: производительной и перераспределительной. Социалистические и национально-освободительные революции – это движение «младших братьев» истории: тех социальных слоев или обществ, которые вовремя не обрели способностей, требуемых современной цивилизацией, и предпочитают рассчитывать на чудо насильственного перераспределения. Их кредо – гражданская война, которую поведут люмпен-пролетарские слои или люмпен-пролетарские нации против зажиточных слоев и наций. Оправданию этой войны служит идеология, которая, во-первых, провозглашает «новую мораль», т.е. свободу от прежних моральных заповедей, «связывающих руки» любителям социального реванша, во-вторых, «новую» экономическую теорию, рассматривающую все капиталистическое богатство как результат грабежа: неоплаченного труда рабочих или неэквивалентного обмена с эксплуатируемым «третьим миром».
В периоды нестабильности возникают перевороты в мышлении, связанные с дискредитацией честного производительного труда, дающего «слишком медленные» приобретения, и появлением перераспределительных мифов, оправдывающих право «обездоленных» на насилие. Взоры общества теперь обращены на воинствующую молодежь, способную за несколько дней удачного похода на зажиточных соседей принести больше, чем трудолюбивые пахари произведут за год. Эта переоценка традиционных ролей отразилась в фольклоре индоевропейцев: наиболее известной из всех сказок является та, где нерадивый и незадачливый в повседневной жизни младший сын (у нас-Иванушка-дурачок) с помощью коня чудесным образом добывает то, что и не снилось его старшим, «правильным» братьям. Победа младшего брата над старшими, один из которых олицетворяет пахаря, а другой – жнеца, означает, что пересмотру подвергалось не только традиционное распределение статусов, но и моральные нормы. Младший брат, занятый «экспроприацией» богатства, осуществляет и «моральную революцию», чувствуя себя свободным от соблюдения вековых запретов и заповедей.
ХХ век столкнул в мировом масштабе буржуа и анти-буржуа. (Где анти-буржуа – это растущий слой людей, предпочитающих профессию слова профессии дела.
Растущее вмешательство государства в экономическую жизнь, расширение всякого рода бюрократических регламентаций – это подавление не только буржуазной, но и гражданской, следовательно, народной инициативы. Ибо предпринимательская инициатива важнейший компонент народной инициативы, одна из главных форм самодеятельности в рамках гражданского общества. Не случайно в странах протестантской культуры мелкий предприниматель выступает в народном сознании как национальный герой, бросающий вызов корпорациям и государству. Это соответствует статусу предпринимателя в системе западной цивилизации: действуя в условиях разделения экономической и политической власти. Он выступает как полномочный представитель гражданского общества, удовлетворяющий свои потребности на основе свободной, неподотчетной государству самодеятельности.
Опираясь на экономическую статистику, можно утверждать, что предпринимательская деятельность в развитых странах Запада стала уделом большинства, а не меньшинства нации, стала частью всенародного опыта. Так в США ежегодно создается 600000 новых предприятий. При этом растет удельный вес фирм, относящихся к группе малого бизнеса. Составляющей сегодня 99,8%. Они производят две трети валового продукта и сосредотачивают практически столько же трудовых ресурсов. Но количественный аргумент не исчерпывает сути реабилитации предпринимательского опыта. Речь идет о предпринимательстве как о способе существования, альтернативном социальному паразитизму. Сторонников социал-реформизма упрекают в том, что они расширяя государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь, создав «культуру пособий», насаждают модель опекаемого и паразитического существования, распространяют ее на все более широкие слои народа. Это деморализовало и тех, кто получал пособия, привыкая жить не трудясь, и тех, кто субсидируя растущий объем пособий, терял заинтересованность в результатах труда, съедаемых налогами.
Национализированный сектор – это то, что отнято бюрократией у нации, это внутренний колониализм. Государственная собственность – это экспроприированная собственность народа, и она должна быть возвращена народу.
Таким образом вполне понятно, что основой белорусской экономической модели должен стать рыночный экономический механизм, база которого – гарантированная государством неприкосновенность частной собственности. Конкретными приоритетами в области экономической должны стать: осуществление глубокой структурной перестройки экономики с выходом на новые рынки сбыта.
Для решения задачи глубокой структурной перестройки экономики и выхода на новые рынки сбыта необходимы крупные инвестиции. Поскольку Республика Беларусь не располагает долгосрочными внутренними источниками инвестирования., то источник финансирования процесса системной трансформации вырисовывается достаточно конкретно – это капитал высокоразвитых индустриальных государств Запада.
В сельском хозяйстве необходим решительный отказ от изжившей себя системы колхозной формы организации. Колхозная форма это раковая опухоль на теле белорусского народа, одна из главных причин общей нищеты. Достаточно сказать, что в целом по стране более 70% убыточных хозяйств. Средств, которые ежегодно затрачиваются на мероприятия, связанные с убыточным сельским хозяйством с лихвой хватило бы для закупки всех необходимых для страны продуктов питания и еще примерно процентов 30 этих средств осталась бы на другие нужды.
Колхозы и совхозы должны быть преобразованы в акционерные предприятия, где каждый акционер будет получать часть дохода с прибыли. Труженики села станут одновременно акционерами предприятий по переработке сельхозпродукции., что значительно поднимет их уровень жизни. Выпускники сельских школ должны иметь возможность бесплатно получать высшее образование в сельскохозяйственных вузах страны, по окончании которых они будут получать право на ведение фермерского хозяйства. Предприятия, производящие сельскохозяйственную технику должны быть перенацелены на производство средств малой механизации и передачу ее фермерам на условиях лизинга сроком на 30 лет с ежегодными выплатами из полученной прибыли.
В целом для решения всех проблем, связанных с глубокой структурной перестройкой экономики нашего государства необходимо привлечь порядка от 30 до 50 млрд. долларов США. Поэтому необходимо немедленно приступить к созданию нормального инвестиционного климата в нашей стране. К сожалению на сегодняшний день наша страна плетется в хвосте по индексу экономической свободы, который является определяющим для привлечения инвестиций (145-ое место среди 161 страны мира.). Определяя новую экономическую стратегию мы должны исходить из того, что на Земле нет ни одной процветающей страны, экономика которой управляется административными методами. Мы должны научиться жить в условиях экономической свободы, конкуренции и всеобъемлющей частной собственности, то есть по тем же принципам, что и цивилизованный мир.
Главная задача государства состоит в создании условий для рыночной игры, в жесткой защите открытой конкуренции и прав собственника. Будущее экономики Беларуси, как и любой транзитивной страны, зависит от привлечения инвестиций, от развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
Гуманистическая парадигма идеологии
белорусской государственности (Черкасов И.А.)
Выход из создавшегося кризисного состояния белорусского общества видится в принятии правительством и народом страны новой правящей идеологии. По нашему мнению, такой идеологией может стать идеология гуманизма, соединенная с концепцией «Беларусь – государство мира», которая логически вытекает из геополитического положения страны, ее центрального места в Европе.
Достойное вхождение Республики Беларусь в третье тысячелетие возможно как результат реализации концепции «Государства Мира».Реализация данной концепции наполнит новым смыслом жизнь каждого человека, живущего в нашей стране. Отныне белорусов как посланников первого на планете «Государства Мира» будут уважать во всем мире.
Реализация этой концепции включает комплекс мероприятий в области внешней и внутренней политики страны, в экономической и социальной сферах жизни общества.
Главными внешнеполитическими принципами этой концепции являются:
– неукоснительное следование конституционному положению о государственном нейтралитете.Это позволит направить мощные финансовые потоки, используемые сегодня на содержание Вооруженных сил и различных силовых структур, на решение конкретных задач, связанных с улучшением качества жизни людей. Нейтральные государства никому не угрожают, их безопасность обеспечивается авторитетом ООН. Нападение на нейтральное государство расценивается международным сообществом как агрессия, и весь авторитет ООН, вооруженных сил стран, входящих в эту организацию, будет немедленно направлен на поддержку и защиту нейтрального государства, как это было в случае агрессии Ирака в отношении Кувейта.
– невмешательство во внутренние дела других государств;
– взаимовыгодные, добрососедские отношения со всеми без исключения странами мира, основанные на традиционном белорусском гостеприимстве, открытости и гуманизме.Поддерживая и углубляя традиционно дружеские отношения с Россией и другими странами, входившими ранее в СССР, Республика Беларусь должна осуществить в кратчайшие сроки настоящий прорыв в направлении установления по–настоящему теплых, взаимовыгодных отношений со всеми европейскими государствами и, в первую очередь, с Германией, которая находится на подъеме экономического, технологического и культурного развития и играет в Европе такую же важную роль, как и Россия в Евразии в целом. Нет сомнений в том, что и США, которые только на науку тратят ежегодно не менее 80 млрд. долл., в состоянии оказать нашей стране самую действенную помощь в осуществлении радикальных социально-экономических реформ;
– утверждение Республики Беларусь в качестве международного центра деловой политической и экономической активности.В первом на планете Земля «Государстве Мира», которым станет Республика Беларусь, приоритет в развитии будет отдан науке, культуре, образованию, медицине;
– готовность к выполнению роли культурно-политического стабилизатора напряжения в диалоге между Западом и Востоком, Севером и Югом, роль «стола переговоров» для урегулирования конфликтных и кризисных политических ситуаций любого уровня;
– превращение Беларуси в финансовый центр региона благодаря свободному входу на рынок иностранных банков и других финансовых игроков;
– реализация на территории страны любых экологически чистых, гуманитарных международных проектов:молодежных и экологических форумов, научных конференций и олимпиад, фестивалей искусства, спортивных чемпионатов и т.д. Это будет крупнейший в мире международный центр осуществления совместных гуманитарных проектов.
– превращение страны в международный образовательный центр, готовящий специалистов по всем направлениям фундаментальной и прикладной науки, в «государство-академию», в «государство-университет».В международном разделении труда Беларусь может выполнять роль международного университета. Тем самым через подготовку высококлассных специалистов в различных областях человеческого знания будет создаваться имидж Беларуси как государства с высоким интеллектуальным потенциалом, которым всегда можно рационально распорядиться. Люди – представители разных стран мира, желающие получить высшее образование, не будут сомневаться, куда им ехать, – в Республику Беларусь. Реализация международных проектов с участием финансового капитала индустриально развитых стран Европы и США позволит быстро повысить реальный уровень доходов ученых, учителей, медицинских работников, деятелей культуры и политиков. По отзывам экспертов ООН, Республика Беларусь может получать десятки миллиардов долларов от продажи лицензий на свои научно-технические достижения;
– предоставление территории страны для проведения реабилитации людей, пострадавших в результате стихийных бедствий и войн.
Внутренняя политика
Фундаментом, определяющим успех всей совокупности задач перспективного развития современного демократического государства, являются гарантированная государством неприкосновенность частной собственности и верховенство закона. Поэтому важнейшим приоритетом перспективного развития внутриполитических отношений Республики Беларусь должно явиться последовательное и настойчивое утверждение в повседневной жизни принципов правового государства, что означает: установление в стране верховенства закона.
Воля белорусского народа выражена и закреплена в Конституции Республики Беларусь. Конституция любого цивилизованного государства – это основной закон страны, ее сердце. Ритуал клятвы президента любого государства при вступлении в должность на верность конституции, несет в себе священный смысл: президент – гарант конституции, ангел– хранитель закрепленных в ней прав и свобод своего народа. Поэтому утверждение в стране «верховенства закона» тождественно утверждению в Республике Беларусь конституционной законности. Народ нашей страны должен жить, руководствуясь главным демократическим принципом: «Разрешено все, что не запрещено законом». Никакое правительственное или судебное решение не должно находиться в противоречии с конституцией.
Необходимо энергично работать в направлении избавления общества от множества предрассудков, мифов и устаревших догм, от жуткого наследия эпохи тоталитаризма, во имя превращения своей страны в правовое государство. Ведь оттого, что мы будем верить в то, что лежащий в гробу мертвый еще жив, он никогда не воскреснет. Смерть мечты о коммунистическом рае – это еще не смерть человечества. Мифы рождаются и умирают, но к счастью, человеческая цивилизация остается, живет, развивается Люди, избавленные от предрассудков и устаревших догм, живущие в обществе с гарантированной неприкосновенностью частной собственности, до слез любят свою родину, и она отвечает им взаимностью. Так, например, уровень заработной платы учителя в США 25 долл. в час. Неквалифицированный рабочий в Швейцарии зарабатывает 2500 долл. в месяц, квалифицированный – 3500 долл. Такая же зарплата – у только что окончившего университет инженера; учитель и врач-педиатр зарабатывают от 5 до 6 тысяч долларов каждый. Квалифицированный хирург получает от 5 до 50 тысяч долл. в месяц (последняя цифра возможна при наличии у хирурга частной практики):
– реальное осуществление разделения властей законодательной, исполнительной и судебной, подчинение всех трех ветвей власти исключительно конституции страны. У каждой из трех ветвей власти есть своя компетенция, и ни одна власть не должна подменять деятельность другой;
– осуществление мировоззренческого плюрализма – одного из ведущих принципов правового государства – путем проведения свободных демократических, прозрачных выборов, поощрения многопартийности и партийно-политического представительства в парламенте. Важнейшее место в политической системе любого демократического государства занимают политические партии. Они являются важнейшим звеном, связующим народ, парламент и правительство. Так принято в цивилизованном мире. Через партийно-политическое представительство в парламенте реализуется в полной мере идея аккумулирования всех многообразных общественных интересов, т.е. мировоззренческий плюрализм. Демократическое общество не может не быть многопартийным, поскольку это общество плюралистическое, где учитываются (а не подавляются) самые разные интересы граждан страны. Именно через партийно-политическое представительство реализуется и другая важнейшая идея демократического общества – поиск и выявление наиболее талантливых, политически активных людей, способных организаторов, творчески мыслящих патриотов, способных активно действовать во благо своей страны. Все политические партии должны иметь равные возможности с правительственными структурами разъяснять свою позицию, отстаивать свою точку зрения через государственные и иные средства массовой информации;
– важнейшая составная часть системной демократизации общественной жизни в нашей стране – это отказ от манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой информации. Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства;
– строгое следование общепринятым в Европе стандартам в области прав человека по принципу: «все, что позволено гражданину в любой европейской стране, должно быть в полной мере позволено гражданину Республики Беларусь».Каждый человек в Республике Беларусь волен думать и жить так, как считает правильным. Страна суверенна и свободна только тогда, когда каждому гарантировано право жить так, как он считает правильным, когда свободен каждый ее житель. Известный экономист, профессор Гавайского университета Кен Скуланд, вполне четко определил перспективы политического развития Республики Беларусь: «Экономическая свобода – это главное, что надо гарантировать правительству страны для перехода из «третьего мира» в «первый». Свобода – это, в первую очередь, гарантия прав собственности и ассоциаций» (см. «Памела Андерсон как двигатель мировой экономики», Белорусская газета от 8 апреля 2002 г.);
– в политической науке сложилось вполне определенное представление о том, что без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства. Именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Это осуществляется посредством создаваемой гражданским обществом разветвленной системы независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Эти самые разнообразные добровольные ассоциации граждан, лоббистские группы, муниципальные коммуны, благотворительные фонды, клубы по интересам, творческие и кооперативные объединения, потребительские, спортивные и другие общества, религиозные, общественно-политические и иные организации и союзы, отражающие самые разнообразные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни, составляют живую ткань того, что называют гражданским обществом. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе его функций. В результате происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности. Эта тенденция не имеет ничего общего с устоявшимся в политической науке подходом к правовому государству. Практически все мыслители, разрабатывавшие концепцию правового государства, начиная с И. Канта, который считается основоположником этой концепции, исходили из того, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма (такое государство И. Кант называл «государством произвола») должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами. Суть правового государства не в наличии законов (они есть и в обычном государстве), а в характере законов. В правовом государстве законы направлены на защиту прав личности;
– социальную основу гражданского общества составляет средний класс, составляющий в демократических государствах до 70% населения. В нашей стране его процент весьма незначителен (по оценке экономистов он составляет примерно 0,9%).Средний класс в Республике Беларусь приобретает сегодня первостепенную важность. С ним напрямую связана судьба реформ, призванных раскрепостить и динамизировать экономику. Процветание Беларуси невозможно в принципе без немедленного устранения всех бюрократических преград на пути развития среднего класса. Борьба против среднего класса в советские времена привела к тому, что три поколения людей испытали все «прелести» товарного голода и провели лучшую часть своей жизни в очередях. Процессом, открывающим путь развитию среднего класса, является материальная и интеллектуальная приватизация. Наряду с владельцами небольших предприятий, кафе, институтов, магазинов и мастерских в категорию «мидл» попадают практикующие частные врачи, адвокаты, нотариусы, авторы компьютерных программ, учредители консалтинговых фирм и рекламных бюро, репетиторы, турагенты, и дизайнеры. Другими словами, любой специалист, знающий себе цену и доказавший свою независимость. Кредо такого человека – «свобода выбора». Не только его выбирают, но и он сам выбирает – где, с кем, на каких условиях делать профессиональную карьеру;
– утверждение гуманизма в качестве основополагающего принципа в подходе к решению любых общественных проблем. Он предполагает отношение к любому человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности. Это универсальный, планетарный принцип.