Инкорпорация законодательных актов
Инкорпорация (лат. incorporatio) – способ систематизации нормативных правовых актов путем объединения в сборники в определенном порядке без изменения их содержания.
Для инкорпорации свойственны следующие черты:
1) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
2) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права систематизируются в том виде, в каком они действуют на момент использования этой формы систематизации;
3) нормативные правовые акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться некоторой внешней обработке (в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и пункты, потерявшие силу в связи с отменой);
4) внешняя обработка проявляется и в том, что из законодательного текста исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
5) инкорпорация дает возможность внести в содержание правовых актов все последующие изменения, но не преследует цели обновить содержание нормативных правовых актов.
В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию нормативных правовых актов различают официальную, полуофициальную (официозную) и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация – упорядоченное объединение нормативного материала путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных правовых актов.
В настоящее время в Российской Федерации основополагающее значение имеет такая форма официальной инкорпорации, как «Собрание законодательства Российской Федерации» – официальное периодическое издание (информационный бюллетень). В этом Собрании в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др. На официальные инкорпоративные сборники, содержащие те или иные нормативные правовые акты, можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
Полуофициальная (официозная) инкорпорация осуществляется не правотворческими органами, а по их поручению иными компетентными органами. Такие органы являются ответственными за полноту и качество систематизации. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции. Примечательно то, что правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое, подготовленное уполномоченным органом, собрание (сборник). Потому, тексты помещенных в нем актов не рассматриваются в качестве официальных. В качестве примера официозной (полуофициальной) инкорпорации в настоящее время можно назвать «Бюллетень нормативных актов» министерств и государственных комитетов Российской Федерации», издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.
Неофициальная инкорпорация– это упорядочение нормативного материала, производимое любыми лицами или организациями без специальных полномочий и контроля правотворческого органа. Имеется в виду, что инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, фирмами, отдельными лицами и носит справочно-информационный характер. По инициативе таких субъектов издаются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей и т.д. Большинство издаваемых в современной России сборников законодательства – результат неофициальной инкорпорации. Напомним, на неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное.
В юридической литературе также выделяют хронологическую и предметную инкорпорацию. Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативных правовых актов по времени издания. В таких изданиях текст каждого нормативного правового акта помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.
Предметная инкорпорация – расположение нормативных правовых актов в зависимости от их содержания, т.е. по предметному признаку (по соответствующей сфере регулирования – имущественные, трудовые, семейные отношения и т.п.). В такого рода сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, детализирующие основные общие положения (нормы). Допускается и сочетание хронологического и предметного критериев.