Идеология и её общественное предназночение
Интеграционные процессы в Беларуси и России – социокультурный фактор в формировании идеологии белоруского государства.
2 апреля 1996г. подписан договор о создании содружества РБ и РФ. 2 апреля 1997г. – договор о создании союзного государства. 23 мая 1997г. принят устав союзного государства. 8 декабря 1999г. подписан договор о развитии союзного государства и программа действий РБ и РФ по реализации основных положений. Союзное государство основывается на принципах суверенных государств-участников, добровольности, добросовестности выполнения взаимных обязательств.Целью союзного государства является:1) обеспечение мирного и демократического развития братских народов, укрепление дружбы, повышения благосостояния и уровня жизни2) создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциала государств3) неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права4) проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны. В январе 2009г. подписан договор о создании единой системы ПВО5) проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека6) обеспечение безопасности союзного государства и осуществление борьбы с преступностью7) укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе, в мире и развития сотрудничества со странами СНГ.Основными идеологическими компонентами союзного государства является славянские традиции, коллективизм, приверженность к православной вере, соборность, взаимопомощь
29. Белорусская общность, национальная идея и государственность.Концепция государственностиСистематизированный комплекс представлений о государственности определенного народа принято называть концепцией, или доктриной, его государственности. Такой комплекс представлений обычно содержит определенные утверждения относительно происхождения и развития самого народа, предпосылок и процесса становления его государственности, особенностей устройства институтов его государства, направлений их дальнейшего развития, а также форм его взаимодействия с другими народами и государствами.Концепция государственности, объективирована в системе действующих институтов государства, закреплена в нормативно-правовых и политических документах.Государственность – неотъемлемый компонент национально-государственной идеологии, особый признак состояния развития определённого общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин (утрата независимости, объединение с другим государством).Ключевые признаки государственности:•наличие государственного языка, гос. символики (флаг, герб, гимн)•наличие публичной власти и гос. аппарата•наличие системы налогов, правовых институтов и монополии государства на нормотворчество• легитимность законов (признание народом)• наличие территории и гос. Границ30. Традиционные, социокультурные идеалы и ценности белорусского народа Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества. В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские, а не на индивидуалистические ценности существования. Для белорусов основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины.
Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. очень важное место занимает справедливость. Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветвиЦенность сильного и эффективного государства.Ценность института президентства.Ценность гражданского общества.
Идеология и её общественное предназночение.
Желание привнести в жизнь политические идеи и принципы известно с древних времен. Ни в период античности, ни в средние века политика не существовала как самостоятельная сфера деятельности, политические взгляды людей являлись частью их философско-мировоззренческих представлений. И только в Новое время, время буржуазных революций и становления капиталистического способа производства, политические идеи стали играть преобразующую роль в обществе и государстве.Термин «идеология» ввел в научный оборот французский экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси,На современные представления об идеологии оказали влияние взгляды немецкого социолога К. Маннгейма (Мангейма, Манхейма), который в идеологии видел способ социально-группового мышления, создающий различные концепции социального мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия.В.И. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, которая способствует усвоению соответствующей идеологии. Но это не имеет отношения к пролетариату, т. к. его идеология не возникает стихийно, а является результатом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Так впервые вводится используемое В.И. Лениным понятие «научная идеология», носителем которой может быть только пролетарская партия, несущая эту идеологию в массы.
32. Государственная идеология как социально-политический феномен.Государственная идеология – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая государством. Правовой основой государственной идеологии является Конституция. Государственная идеология дает представление гражданам о направлении развития общества и государства, утверждает общие принципы существования государства и его политики. В.А. Мельник выделяет следующие составляющие государственной идеологии: • культурно-историческую (совокупность представлений о особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе); • политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами); • экономическую (система концепций и программ экономического развития); •социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей). Государственная идеология отражает соотношение влияния в обществе различных политических идеологий относительно перспектив экономического, социального и политического развития государства. Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой дискриминации. Уровни государственной идеологии: •теоретический (статьи, монографии, доклады); • юридический (государственные документы, законы, закрепляющие основные принципы и цели во внутренней и внешней политике); • практический (повседневная жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).
33.стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке. Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает различную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии процесса. Если исходить из реального состояния различных сфер белорусского общества, то на нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач его модернизации могут быть отнесены: •формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способность обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества; • широкое внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности людей; •формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически здорового, образованно и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий; • разработка и реализация комплекса мер по охране здоровья женщин; • формирование сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики; • развитие системы социально-политических институтов, призванных обеспечивать широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства. Задача состоит в том, чтобы найти свой, белорусский, путь движения к социально ориентированной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в экономической жизни, найти место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой экономической системы. В современных условиях в качестве стратегической цели развития Беларуси выступает общественное устройство постиндустриального типа или, если рассматривать только технико-технологические аспекты, общество, основанное на информационных технологиях. Базовыми социальными ценностями такой стратегии развития должны стать свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность.
35. Приоритеты и консалидирующие идеи развития белорусского обдества.Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года. Для достижения заявленных целей социальное государство призвано обеспечивать реализацию следующих задач и принципов организации жизнедеятельности общества::• конституционные гарантии осуществления прав и свобод личности;• многоукладность экономики, включающей государственный и частные сектора производства• сочетание рыночных и административных механизмов регулирования общественного производства;• доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения;• создание условий для всеобщей занятости населения;• разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение социальных проблем общего характера;
• государственная поддержка малоимущих категорий граждан;• организация эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями.Определение Республики Беларусь в Конституции как социального государства означает констатацию достигнутого страной уровня экономического развития, позволяющего осуществлять задачи такого государства, и одновременно конституционную обязанность институтов власти проводить политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из статьи 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».В духе концепции социального государства составлен ряд других статей Основного Закона белорусского государства. Так, в статье 13 устанавливается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно статье 32 государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
36. Белорусская политическая система в контексте идеологии белоруского государства.
Унитаризм – принцип государственного устройства, основанный на централизованном руководстве административно-территориальными единицами и на отсутствии обособленных образований внутри такого общества.Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует1одна Конституция, 2.единая система законодательства и судебной организации, .3.единое гражданство,4.один парламент и 5.одно правительство.Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей — Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.
39. Понятие государственности и основные этапы становления государственности на белорусских землях.Истоки идеологии белоруской государственности уходят в глубину веков, отражая историко-политический опыт и традиции государственности на территории современной Беларуси. Становление и развитие государственности на территории Беларуси IXв. Это период раннефеодальных княжеств-государств: Полоцкого, Туровского, Смоленского. Древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе. Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. В 1569г. в Люблине в условиях войны между Московским царством и Великим княжеством Литовским польские магнаты добились от магнатов ВКЛ подписания государственной унии (создание Речи Посполитой) и подчинении ВКЛ Польской Короне. С этого периода усиливается процесс ополячивания и окатоличивания белорусских земель. С конца XVIIIв. все белорусские земли вошли в состав Российской империи, которая проводила политику деполонизации и русификации края, что в условиях тяжелого социального положения белорусского народа привело к возникновению белорусского национально- освободительного движения. После Октябрьской социалистической революции (1917г.) ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь). Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между представителями различных идеологий, которые предусматривали различные варианты развития белорусского государства. В этой борьбе можно выделить как сторонников старого строя, возврат к которому был не возможен, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую. Несмотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко: «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах».